РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.rabochaya_progrmma_novaya_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 77.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развиваем речь интерактивными играми»
по теме самообразования
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства»
Возрастная категория детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Разработчик: Васина Снежана Сергеевна,
Учитель-логопед, соответствие занимаемой должности
г. п. Малиновский
Паспорт программы «Развиваем речь интерактивными играми»
Название программы | Рабочая программа «Развиваем речь интерактивными играми» по теме самообразования «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательного пространства» |
Руководитель программы и составитель | Васина Снежана Сергеевна, учитель-логопед |
Цель и основные задачи | Цель: всесторонне и гармонично развивать речь детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, используя на занятиях интерактивные игры. Задачи:
- обогащение и активизация активного словаря детей; - формирование умения образовывать новые слова; - совершенствование грамматического строя речи; 2. Развивающие: - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - развитие умения совершать звуковой анализ. 3. Воспитательные: - воспитание умения играть по правилам: - воспитание уважения к сверстникам и взрослому. |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 5-7 лет |
Срок реализации | 2 года |
Планируемые результаты | - владеют устной речью; - могут выражать свои мысли и желания; - проявляют инициативу в общении; - умеют задавать вопросы, делать умозаключения; - умеют составлять связные рассказы по интерактивным плакатам; - правильно употребляют основные грамматические формы слова; - владеют простыми формами фонематического анализа; - осознают слоговое строение слова, осуществляют слоговой анализ и синтез слов; - правильно произносят звуки; - развиты коммуникативные навыки, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. |
Оглавление
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Основные характеристики программы | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цели и задачи программы | |
1.3. | Содержание программы | |
1.4. | Планируемые результаты | |
2. | Организационно-педагогические условия | |
2.1. | Условия реализации программы | |
2.2. | Методические материалы | |
3. | Приложения | |
1 | Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с применением информационно-коммуникативных технологий на первый год обучения | |
2 | Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с применением информационно-коммуникативных технологий на второй год обучения | |
3 | Оценочные материалы | |
4. | Список литературы |
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи ребёнка: фонетической, лексической, грамматической. Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Средства массовой информации активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии ребенка в целом. (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петьку, Б. Хантера и др.).
В современных условиях, с широким внедрением новых информационных технологий, проблема речевого развития дошкольника остается актуальной. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.
Речь детей с тяжелыми нарушениями речи не отличается особой выразительностью, они часто допускают ошибки в своей речи, ограничиваются односложными ответами. Из-за нарушений в развитии речи, скудности словарного запаса дети теряют интерес к занятиям по развитию речи, нет мотивации к ним. В этом случае на помощь приходят компьютерные технологии как источник мотивации. Компьютерные технологии позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственную образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной.
Использование интерактивных компьютерных игр на занятиях, безусловно, имеют ряд преимуществ. Например, представление информации в игровой форме на экране привлекает ребенка, так как такие игры вызывают у него яркие эмоции, к тому же, происходит прямое взаимодействие ребёнка и интерактивной доской. Интерактивные игры становятся увлекательными благодаря интеграции аудио и видеозаписи и тем самым заинтересовывают ребенка через демонстрацию явлений и объектов в динамике. Кроме того, если дошкольник правильно решает игровую задачу, то любимые персонажи из сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.
Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, соответствовал современным техническим возможностям, способствовал гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, на занятиях должны активно использоваться информационно-коммуникативные технологии. Ведь ИКТ становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Поэтому, применение новых технологий, в частности интерактивных игр, способствующих своевременному, полноценному и гармоничному развитию дошкольников, приобретает особую актуальность, а развитие речи детей, выступает как важный фактор готовности к школьному обучению.
Понимая важность информационно-коммуникативные технологии, разработала программу по развитию речи детей с использованием интерактивных игр.
Нормативно-правовые основания для разработки программы:
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.
- Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022.
- Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный N 61573).
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования.
- Адаптированной основной программы Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский».
Отличительной особенностью программы, новизной программы является:
- Представления детей об окружающем мире расширяются, словарный запас активнее пополняется.
- Дошкольники более логично и последовательно будут выражать свои мысли, глубже понимать смысл слов.
- Будет сформирована возможность передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просматриваемой картины или иллюстрации.
- Использование компьютерных технологий позволит постепенно воспитывать у ребенка интерес к сказкам, стихам, загадкам.
- Интерес детей повышается, так как происходит прямой контакт с изучаемым материалом;
- Предусмотрена взаимосвязь групповой и подгрупповой, совместной и индивидуальной форм организации работы с детьми.
- Занятия по развитию речи становится интересными и желаемыми для детей, так как интерактивные игры непосредственно включены в занятия.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии.
Адресат программы. Программа адресована детям от 5 до 7 лет
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – первый год обучения – 18 занятий, второй год обучения – 18 занятий.
Программа рассчитана на 2 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий
Продолжительность занятий для детей старшей группы – один академический час (25 минут). Включенная в занятие интерактивная игра не должна превышать 10 минут.
Продолжительность занятий для детей подготовительной группы – один академический час (30 минут). Включенная в занятие интерактивная игра не превышает 15 минут.
Общее количество интерактивных игр, включенных в занятие в месяц – 2.
- Цели и задачи программы
Цель: всесторонне и гармонично развивать речь детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, используя на занятиях интерактивные игры.
Задачи:
- Обучающие:
- обогащение и активизация активного словаря детей;
- формирование умения образовывать новые слова;
- совершенствование грамматического строя речи;
2. Развивающие:
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- развитие умения совершать звуковой анализ.
3. Воспитательные:
- воспитание умения играть по правилам:
- воспитание уважения к сверстникам и взрослому.
Направления работы:
- диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое.
Принципы обучения:
- Поддержка разнообразия детства.
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Возрастная адекватность образования.
Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей. Также индивидуальная работа проводится на индивидуальных занятиях по развитию речи с использованием интерактивного зеркала АЛМА.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если рядом присутствует педагог. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать интерес детей к игре. Если интерес к игре пропадает, то узнать у ребёнка, чем бы он хотел заняться, какие герои/персонажи его интересуют. В соответствии с запросом сделать подходящую игру для ребёнка.
Методы обучения:
- поисковый;
- наглядный;
- репродуктивный;
- игровой;
- метод упражнений;
- работа по схемам;
- практический;
- совместный (действие ребенка с педагогом);
- эвристический.
Приемы:
- убеждение;
- пример;
- упражнение;
- поощрение;
- показ;
- объяснение;
- вопрос;
- рассматривание.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации программы: традиционная (представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения в образовательной организации). Интерактивные игры включены в занятия по развитию речи, исходя из тематической недели.
Специфические принципы и подходы:
1. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
2. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
3. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей программы.
1.3. Содержание программы
Содержание программы тесно связно с содержанием программы по образовательной области «Речевое развитие», так как интерактивные игры включены в занятия по речевому развитию детей. Содержание игр напрямую связаны с темой недели, цель игры исходит от задачи самого занятия.
Содержание программы включает в себя:
- Развитие словаря:
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности, существительными, образованными от глаголов;
- обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей;
- способствовать практическому овладению всеми простыми и сложными предлогами;
- обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, наречий, местоимений, причастий.
2. Совершенствование грамматического строя речи:
- совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже, косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами;
- совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами;
- закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, подбирать однородные определения к существительным.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;
- активизировать движения речевого аппарата;
- учить и закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов;
- учить и закрепить представление о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- учить и закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;
- учить и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза из трех-пяти звуков;
4. Развитие связной речи:
- развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
- развивать умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану;
- развивать навык составления рассказов по серии картин и по картине.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию интерактивных игр на занятиях.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.
Работа с детьми: интерактивные игры по развитию речи включены в занятия по образовательной области «Речевое развитие»
Использование интерактивных игр на занятиях рассчитано для детей старшего возраста на 18 занятий при режиме 2 раза в месяц не более 10 минут. Для детей подготовительной группы 18 занятий при режиме 2 раза в месяц не более 15 минут.
Основная форма работы – занятие, в которое включена интерактивная игра по развитию речи.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: умение детей использовать полученные знания в речевой деятельности, в проведении открытых мероприятий, самостоятельное использование игр в свободной деятельности.
- Планируемые результаты
Планируемые результаты для детей 5-6 лет
- пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме;
- ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию;
- показать на предложенных картинках названные взрослым действия;
- понимает различные формы словоизменения;
- понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
- понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;
- без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
- уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту;
- ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
- обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;
- не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках;
- уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме;
- ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах;
- имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
- согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;
- образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
- уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме;
- без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану;
- составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану;
- составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану.
Планируемые результаты для детей 6-7 лет
- владеют устной речью;
- могут выражать свои мысли и желания;
- проявляют инициативу в общении;
- умеют задавать вопросы, делать умозаключения;
- умеют составлять связные рассказы по интерактивным плакатам;
- правильно употребляют основные грамматические формы слова;
- владеют простыми формами фонематического анализа;
- осознают слоговое строение слова, осуществляют слоговой анализ и синтез слов;
- правильно произносят звуки;
- развиты коммуникативные навыки, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
- Организационно-педагогические условия
- Условия реализации программы
Учебное помещение – групповое помещение соответствует требованию санитарных норм и правил, установленных Санитарными Правилами (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
По требованиям санитарных правил непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Материально-техническое обеспечение кабинета
- Ноутбук.
- Доступ к интернету.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Колонки.
- Стилус.
- Столы детские.
- Стулья детские.
Кадровое обеспечение
Занятие проводит учитель-логопед, имеющий высшее педагогическое образование, имеющий соответствие занимаемой должности.
Итоги реализации программы
Итогом реализации является развитие речи детей.
- Методические материалы
Формы организации деятельности:
1. Речевые и фонетические разминки.
3. Интерактивные игры.
4. Рисование.
Методы и приёмы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (объяснение и обсуждение, беседа, игры и упражнения);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, показ (выполнение) педагогом и др.);
- практический (совместная работа взрослого и детей).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми.
Занятия проводятся в игровой форме.
Программно-методическое обеспечение:
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПб : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
Программы для создания интерактивных игр:
- Microsoft PowerPoint.
- https://learningapps.org/
- https://wordwall.net/ru
Приложение 1
Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с применением информационно-коммуникативных технологий на первый год обучения
№ | Тема | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. | «Разноцветные листочки» |
|
2. | «Уборка овощей» (интерактивный плакат) |
|
ОКТЯБРЬ | ||
1. | «Поможем ёжику» | 1. Учить находить место звука [б] в словах. 2. Развивать зрительное внимание и восприятие. 3. Развивать навыки фонематического анализа. 4. Формировать навыки взаимодействия, доброжелательности. |
2. | Викторина «Осенняя викторина» | 1. Активизировать и уточнить словарный запас по темам «Осень», «Грибы», «Ягоды». 2. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память. 4. Формировать навыки сотрудничества. |
НОЯБРЬ | ||
1. | «В обувном магазине» | 1. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с предлогами). 2. Развивать связную речь (составление рассказов-описаний по данному плану). 3. Развивать зрительное внимание. 4. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. |
2. | «Кухонная посуда» | 1. Активизировать словарь по теме «Посуда». 2. Уметь классифицировать виды посуды. 3. Развивать внимание, мышление и память. 4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | Игра «Перелётные и зимующие птицы» | 1. Активизировать словарь по темам «Зимующие птицы», «Перелётные птицы». 2. Развивать умение отличать зимующих птиц от перелетных. 3. Развивать связную речь. 4. Развивать внимание, память, мышление. 5. Воспитывать навык сотрудничества. |
2. | Играем с Сугробиком |
|
ЯНВАРЬ | ||
1. | «В мире животных» |
2. Расширение словаря глаголов. 3. Совершенствование грамматического строя речи. 4. Развитие слухового внимания. 5. Воспитания любви и бережного отношения к природе. |
2. | «В магазине» |
|
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | «Кто хочет стать миллионером» |
|
2. | Игрушки для Сони и Сени | 1.Автоматизировать в речи звуки [с] и [с‘]. 2.Развивать умение дифференцировать. 3.Развивать связную речь. 4.Воспитывать навык сотрудничества. |
МАРТ | ||
1. | «Поздравление для мамы» (интерактивный плакат) |
|
2. | «Найди рыбам дом» |
|
АПРЕЛЬ | ||
1. | «Угадай созвездие» | 1.Активизировать словарь по теме «Космос». 2.Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. 3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными). 4. Развивать связную речь, мышление. 5.Формировать взаимопонимание, доброжелательность. |
2. | «Звуковой анализ с Коржиком» |
|
МАЙ | ||
1. | «Найди отличия» |
|
2. | Викторина «Времена года» |
|
Приложение 2
Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с применением информационно-коммуникативных технологий на второй год обучения
№ | Тема | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. | «Крот-воришка» https://wordwall.net/ru/resource/1690656 |
|
2. | «Гласная или согласная буква? | 1.Закрепить зрительные образы гласных и согласных букв, понятие «гласный и согласный звук». 2. Дифференцировать гласные и согласные буквы. 3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память. 4. Воспитывать навыки организованного поведения. |
ОКТЯБРЬ | ||
1. | «Кто живет на лугу» | 1. Активизировать и уточнить словарный запас по темам «Насекомые». 2. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с предлогами). 3. Развивать зрительное внимание и восприятие. 4. Формировать навыки взаимодействия, доброжелательности. |
2. | «Лес.Грибы.Ягоды» | 1. Активизировать и уточнить словарный запас по темам «Лес», «Грибы», «Ягоды». 2. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные. 3. Развивать зрительное внимание. 4. Формировать навыки сотрудничества. |
НОЯБРЬ | ||
1. | «Что сначала, что потом?» | 1. Учить находить последовательность. 2. Развивать связную речь. 3. Развивать зрительное внимание. 4. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. |
2. | «Пазл с сюрпризом» | 1. Формировать умение дифференцировать звуки [с]-[ш]. 2. Развивать внимание, память, графические навыки. 3. Воспитывать навыки организованного поведения. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | Викторина «Волшебная зима» | 1. Активизировать и уточнить словарный запас по теме «Зима». 2. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память. 4. Воспитывать навыки сотрудничества. |
2. | «Новогодние подарки» |
|
ЯНВАРЬ | ||
1. | «Уборка в комнате» | 1.Совершенствовать навык деления слов на слоги. 2. Развивать слуховое внимание. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. |
2. | «Транспорт» | 1.Закреплять понятия грузовой и пассажирский транспорт. 2.Классифицировать виды транспортов 3. Развивать зрительное внимание, восприятие и речевой слух. 4. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | «В гостях у Джина» | 1.Познакомить со звуком и буквой Ж. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов. 2. Развивать фонематическое восприятие. 3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности. |
2. | «Колесо фортуны» | 1. Учить дифференцировать звуки в устной речи.Формировать умение определять ударный гласный звук в словах. 2. Развивать внимание, память. 3. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности. |
МАРТ | ||
1. | «Весна пришла» (интерактивный плакат) | 1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна». 2.Развивать связную речи. 3.Формировать навыки взаимодействия, и доброжелательности. |
2. | «Один-много. Звук [ц] | 1.Познакомить со звуком и буквой Ц. Формировать навыки звуко-буквенного анализа слов. 2.Совершенствовать грамматический строй речи 3. Развивать фонематическое восприятие. 4. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | «Космический корабль» (интерактивная игра) | 1.Активизировать словарь по теме «Космос». 2.Дифференцировать звуки. 3.Развивать связную речь, мышление. 4.Формировать взаимопонимание, доброжелательность. |
2. | «Посчитай звуки в слове» | 1.совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. 2.развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление. 3. Воспитывать навыки сотрудничества. |
МАЙ | ||
1. | «Собираемся в школу» | 1.Активизировать словарь по изученным ранее темам. 2.Развивать произвольное внимание. 3. Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу. |
2. | «Гусеничка» | 1.упражнять в определения первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове. 2.развивать внимание, фонематический слух. 3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Приложение 3
Оценочные материалы
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР используется методика О. Б. Иншаковой «Тестовая методика диагностики устной речи». Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использование в речевой деятельности). Диагностика проводится в течение сентября и в конце мая.
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР используется методика Т. А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использование в речевой деятельности). Диагностика проводится в первые две недели сентября и последние две недели мая.
Таблицы диагностики по О.Б. Иншаковой
Серия 1. Обследование звукопроизношения
№ | Фамилия имя ребенка | 1. Звукопроизношение | ||||||||||||||||||
с | сь | з | зь | ц | ч | щ | ш | ж | л | ль | р | рь | б-п | д-т | в-ф | г-к | баллы | % | ||
1 | ||||||||||||||||||||
2 |
Серия 2. Исследование сенсомоторного уровня речи
№ | Фамилия имя ребенка | 2. Фонематическое восприятие | % | 3. Слоговая структура слова | Б | % | 4. Артикуляционная моторика | |||||||||||||||
1. | 2. 2. | 3. | 4. | 5. | Б | % | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Серия 3 Исследование словаря и навыков словообразования
Серия 4. Исследование грамматического строя речи
№ | Фамилия имя ребенка | 8 Изменение сущест-х по числам | 9.Изменение сущ. по числам | 10 Мн.ч. сущ-х в Р.п. стр | 11.Согл. сущ-х с числ. | Словообразование | 2.Предлоги | Баллы | % | |||||
Ж.р.Стр. | М.р. Стр | Ср.р. Стр | 13Прист Глаголы | 15 Ум-ласк. суфф. | 17. Обр прил. от сущ. | 20 Родст. Слов | ||||||||
1 | ||||||||||||||
2 |
Серия 5. Исследование связной речи.
№ | Фамилия имя ребенка | Пересказ рассказа «Утята» | баллы | Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа» | баллы | Общий балл | % |
Серия 6. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.
№ | Фамилия имя ребенка | 1. Гласный звук в начале слова | 2.Глласный звук в середине слова | 3.Гласный звук в конце слова | 4..Гласный звук в середине слова | 5.Согласный звук в начале слова | 6. Количество звуков в слове | 7. .Место звука в слове | 8. Звуковой анализ и синтез | 9. Составить слово из звуков | 10. Деление слов на слоги | Баллы | % |
Таблицы диагностики по Т.А. Фотековой
Серия 1 Исследование сенсомоторного уровня речи. | ||
1. Проверка состояния фонематического восприятия | ||
И: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. • ба – па – па – ба – • са – ша – ша – са – • ша – жа – ша – жа – ша – жа – • ца – са – ца – са – ца – са – • ра – ла – ра – ла – ра – ла – Пр.: слоги предъявляются до первого воспроизведения | ||
Всего: | ||
2. Исследование артикуляционной моторики | ||
И: смотри внимательно и повторяй за мной движения • губы в улыбке • язык «лопаткой» • язык «иголочкой» • «маятник» • «улыбка» - «трубочка» Пр. попросить удерживать 3-5сек., последние 3 упр. выполнить по 4-5 раз | Отметить объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, синюшности | |
Всего: | ||
3. Исследование звукопроизношения | ||
И: повторяй за мной слова: 1. Свистящие: • собака – маска – нос • сено – василек – высь • замок – коза • зима – магазин • цапля – овца – палец 2. Шипящие • шуба – кошка – камыш • жук – ножи • щука – вещи – лещ • чайка – очки – ночь 3. Р - Р' • рыба – корова – топор • река – варенье – дверь 4. Л - Л' • лампа – молоко – пол • лето – колесо – соль 5. Остальные | ||
Всего: | ||
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова | ||
И: повторяй за мной слова • танкист • космонавт • сковорода • аквалангист • термометр Пр.: слова предъявляются до первого воспроизведения | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 2. Исследование грамматического строя речи | ||
1. Повторение предложений | ||
И.: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее. • Птичка свила гнездо • В саду было много красных яблок • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Пр.: предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза) | ||
Всего: | ||
2. Верификация предложений | ||
И.: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. • Собака вышла в будку • По морю плывут корабль • Дом нарисован мальчик • Хорошо спится медведь под снегом • Над большим деревом была глубокая яма | ||
Всего: | ||
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме | ||
И: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение • мальчик, открывать, дверь • сидеть, синичка, на, ветке • груша, бабушка, внучка, давать • Витя, косить, трава, кролики, для • Петя, купить, шар, красный, мама Пр.: слова предъявляются до первого ответа | ||
Всего: | ||
4. Добавление предлогов в предложение | ||
И: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено. • Лена наливает чай … чашки • Почки распустились … деревьях • Птенец выпал … гнезда • Щенок спрятался … крыльцом • Пес сидит … конуры Пр.: Используются два вида помощи: 1 - стимулирующая («Неверно, подумай еще!»), 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?») | ||
Всего: | ||
5. Образование существительных множественного числа в Им. и Р. падежах | ||
И: один – дом, а если их много, то это – дома • один – стол, а много это … • стул – звезда – • окно – ухо – | ||
И: один – дом, а много чего? – Домов. • один – стол, а много чего? - … • стул – • окно – • звезда – • ухо – Пр.: можно использовать картинки | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования | ||
И: кошки – котята, а у … • козы – собаки – • волка – курицы – • утки – свиньи – • лисы – коровы – • льва – овцы – | ||
Всего: | ||
2. Образование прилагательных от существительных | ||
а) относительных И: кукла из бумаги – бумажная • шляпка из соломы – • горка изо льда – • варенье из вишни – • варенье из яблок – • варенье из сливы – • кисель из клюквы – • салат из морковки – • суп из грибов – • лист дуба – • лист осины – | ||
Всего: | ||
б) качественных И: если днем жара, то день – жаркий, а если … • мороз – • солнце – • снег – • ветер – • дождь – | ||
Всего: | ||
в) притяжательных И: у собаки лапа собачья, а у … • кошки – • волка – • льва – • медведя – • лисы – | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 4. Исследование связной речи | ||
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
И: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ а) критерий смысловой целостности б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания в) критерий самостоятельности выполнения задания | ||
Всего: | ||
2. Пересказ прослушанного текста | ||
И: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать Горошины В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошина залетели на крышу. Т их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Пр.: рассказ предъявляется не более двух раз | ||
Всего: | ||
Всего за серию: | ||
Серия 5. Исследования навыков языкового анализа и синтеза | ||
1. И: сколько слов предложении? • День был теплый • Около дома росла высокая береза 2. И: сколько слогов в доме? • дом • карандаш 3. И: определи место звука в слове • первый звук в лове крыша • третий звук в слове школа • последний звук в слове стакан 4. И: сколько звуков в слове? • рак • сумка • диктант Пр.: ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще» | ||
Всего за серию: | ||
Серия 6. Исследование понимания логико-грамматических отношений | ||
1. • покажи ключ, карандаш • покажи карандашом ключ • карандашом – ключ 2. • нарисуй круг под крестом • крест под кругом 3. Скажи, что вернее: Весна бывает перед летом или лето – перед весной 4. Ваня выше Пете. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? 6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? 7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | ||
Всего за серию: | ||
Всего за весь тест: |
- Список литературы
- Аюченко, А. Е. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации / А. Е. Аюченко, М. П. Тырина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 98.
- 6. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.
- 8. Берибесова, О. И. Использование цифровых образовательных ресурсов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О. И. Берибесова, А. Г. Воропаева, Н. А. Шенцева // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 29—33.
- 15. Вологдина, И. В. Применение ИКТ в современном дошкольном образовании: современное состояние проблемы / И. В. Вологдина // Академия профессионального образования. — 2019. — № 10 (89). — С. 45—52.
- Габдуллина З. М. «Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет». Волгоград: Учитель, 2019.
- Дзюина, И. В. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании. Технология Storytelling при изучении английского языка / И. В. Дзюина // Развитие образования. — 2020. — № 3 (9). — С. 45—48.
- Задворная, М. С. Использование серии интерактивных игр «Занимательная игротека» в дошкольном образовательном учреждении в эпоху цифровизации / М. С. Задворная, Н. В. Литвинова, С. Р. Милонова // Modern Science. — 2020. — № 2-2. — С. 262—266.
- Комарова Т.С. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М: Мозаика-Синтез, 2018.
- Легачева Е. Н. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий»
- Нерозникова, Е. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования / Е. Ю. Нерозникова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник материалов Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 130—132.
- Ступина, Е. А. Интерактивные дидактические игры как средство повышения познавательной активности дошкольников / Е. А. Ступина // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сборник научных трудов IV международной конференции. — 2018. — С. 142—145.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...
Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...
статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ."
Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации ...
План самообразования на тему: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды ДОУ
Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации ...
«Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Интерактивные игры и упражнения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»...