Открытое занятие «Невероятное путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Связная речь является неотъемлемой составляющей не только речевого развития, но и онтогенеза ребенка в целом. Она отражает логику мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и адекватно выражать его посредством речи. Уровень ее сформированности является одним из важных критериев готовности к школьному обучению.
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по развитию речи с элементами театрализации, которое было представлено на районном конкурсе «Лучший педагог детского сада – 2011».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neveroyatnoe_puteshestvie_v_skazku.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Невероятное путешествие в сказку»
Цель: Обучение детей составлению рассказа из личного опыта о путешествии
(по материалам экскурсии с использованием наглядного моделирования).
Задачи:
Образовательная: развитие навыка связной речи с опорой на наглядный материал через моделирование рассказа.
Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; развивать моторную организацию речи и движений.
Воспитательная: воспитывать у детей заботу о людях преклонного возраста; желание оказывать помощь в трудных ситуациях.
Словарная работа: закрепить способы словообразования с использованием существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать учить делить слова на слоги с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Оборудование: макет «Деревенский дворик», ростовые куклы - дед и баба; декорация леса – макеты деревьев, набор деревянных грибочков, плетеная корзина; геометрические фигуры для моделирования рассказа (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг); рюкзак; иллюстрации с изображением дятла, гнезда с птенцами; книга; фонограмма «Звуки леса»;игрушки - колобок, лошадка; персонажи кукольного театра – заяц, волк.
Участие героя в драматизации: Мальчик – с – Пальчик.
Активизация словаря: дать понятие слова «рюкзак», ввести в активный словарь детей.
Индивидуальная работа: с одним из детей - автоматизация звука [рь] в начале слова «рюкзак»; развитие слоговой структуры слова. Предварительная работа: чтение русских народных сказок и сказок писателей мира; игры – драматизации; пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Лошадка».
Методы и приемы:
- создание мотивации;
- наглядность;
- словесные методы;
- практические методы;
- частично – поисковый;
- проблемное изложение;
- моделирование;
- проблемная ситуация;
- художественное слово;
- логоритмические упражнения;
- сопряженная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- игровые приемы;
- самомассаж.
Форма организации: игра – занятие по развитию речи с элементами драматизации в подготовительной к школе группе (логопедической).
Ход занятия
Организационный момент. В середине групповой комнаты стоит «Волшебный сундучок». ( уч.-логопед привлекает внимание детей на сундук)
Вводная часть.
Учитель-логопед:
- Ребята, что это? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, что в нём? (открывает сундук и достаёт книгу «Золотая коллекция сказок») Ребята, как вы думаете, что эта за книга?
- Какие сказки вы знаете? (дети называют сказки)
- Сегодня мы отправимся в путешествие в одну сказку, а в какую, сейчас узнаете… (уч.-логопед предлагает детям проследовать за ним)
Основная часть.
(уч.-логопед обращает внимание детей на «деревенский дворик», скамью, которые были предварительно скрыты ширмой. На скамье сидят дедушка с бабушкой. Уч.-логопед сообщает детям, что они очень опечалены чем-то. Педагог предлагает детям поздороваться со стариками)
Учитель-логопед:
- Здравствуйте бабушка, здравствуйте дедушка! Бабушка, дедушка, что случилось? Чем вы так огорчены?
Дед и Баба:
- Как же нам не горевать, был у нас внучек - ма-а-аленький мальчик, совсем с пальчик. Приехал он к нам на каникулы из далёкой страны Франции. Пошел он в лес погулять и не вернулся. Что нам делать? Помогите.
Учитель-логопед:
- Ребята, кто догадался, о каком сказочном герое говорят дедушка с бабушкой? (дети называют сказку)
- А кто написал эту сказку? (дети называют автора сказки)
- Молодцы, эту сказку написал сказочник Шарль Перро! Ребята, как помочь дедушке и бабушке? (ответы детей)
- Верно, нам нужно скорей отправиться на поиски Мальчика – с - Пальчика.
Дед и Баба:
- Путь ваш будет непростой, и вам понадобятся в дороге эти предметы. Вот они, в сундуке. (уч.-логопед достаёт из сундука бубен, корзину, червяков, предлагает детям хором проговорить эти слова)
Дед и Баба:
- А положите эти предметы в отгадку, которая скрыта в загадке. Слушайте:
Дед:
«Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками-
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками».
(дети отгадывают загадку и уч.-логопед достаёт из сундука отгадку – РЮКЗАК - и обращается к одному из детей, давая инструкцию ребёнку с затруднением в звукопроизношении)
Учитель-логопед:
- Повтори это слово ещё раз, выделяя первый звук в слове. Какой первый звук в слове? (ребёнок даёт характеристику звука Р)
- Прохлопай слово «рюкзак» столько раз, сколько в нём слогов. Сколько слогов получилось в слове? (ответ ребёнка)
- Давайте сложим в рюкзак предметы, которые вам понадобятся. (дети складывают в рюкзак бубен, червяков, корзину) Вот теперь вы готовы отправиться в сказочное путешествие.
Дед и Баба:
- Счастливого пути, ребята. («деревенский дворик» прикрывается ширмой, звучит фонограмма «Звуки леса»)
Учитель-логопед:
- Ребята, куда мы пришли? (ответ детей)
- А в лесу деревья растут и свои веточки к солнышку тянут. Вот так… (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: локти соединить, пальцы широко расставить и поднять вверх. Язычок высунуть и напряжённо тянуть к носу).
- Смотрите, что за птица на дереве сидит? (ответ детей)
- Давайте спросим у дятла о Мальчике-с-Пальчике. (дети выполняют просьбу уч.-логопеда)
Дятел:
- Видел, но сначала расскажите обо мне какую-нибудь скороговорку, тогда скажу.
Учитель-логопед:
- Ребята, какую скороговорку про дятла вы знаете? (дети: «Дятел на дубу сидит и дупло себе долбит: д-д-д»)
Дятел:
- Молодцы! Вот вам на память обо мне геометрическая фигура (треугольник). Идите во-о-он к тому дереву, где гнездо с птенцами, они вам подскажут, куда идти дальше. (звучит фонограмма «Звуки леса». Дети идут к дереву)
Учитель-логопед:
- Ой, ребята, а вот и гнездо с птенцами. (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: пальцы переплетаются между собой, ладони разводим в стороны, большие пальцы сгибаются-разгибаются. Выполняется упражнение для языка «Чашечка» - установить широкий язык в форме чашечки)
- Что бы вы хотели узнать у птенцов? (дети спрашивают у птенцов)
Птенцы:
- Видели, но сначала накормите нас, тогда скажем. (ребенок «кормит» птенцов червячками)
- Спасибо. Вот вам на память геометрическая фигура. ( Круг). Идите во-о-он на тот луг, где лошадь пасётся, Мальчик-с-Пальчик туда пошёл. (уч.-логопед убирает фигуру в рюкзак, дети двигаются под фонограмму «Звуки леса»)
Учитель-логопед:
- Смотрите, на лугу лошадь пасётся. (уч.-логопед предлагает ребёнку спросить у лошади о Мальчике-с-Пальчике)
Лошадь:
- Сначала поиграйте со мной в игру, тогда скажу.
Игра «Назови детёнышей животных ласково»
- У лошади кто? жеребёнок (жеребёночек)
- У коровы кто? телёнок (телёночек)
- У зайца кто? зайчонок (зайчоночек)
- У медведя кто? медвежонок (медвежоночек) (дети дают ответы хором)
Лошадь:
- Молодцы! Вот вам от меня на память геометрическая фигура. ( Прямоугольник.) Видела я, как Мальчик-с-Пальчик пошёл во-о-он на ту поляну с грибами. Но она далеко. Вам нужно превратиться в лошадок и тогда вы быстро доберётесь до места. (уч.-логопед убирает фигуру в рюкзак).
Учитель-логопед:
- Вокруг себя ты обернись и в лошадку превратись!
(уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: дети «превращаются» в лошадок и делая подскоки, выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» - щёлкают кончиком языка сначала медленно, постепенно убыстряя темп и произносят - Тпрррууу- остановились).
- Прискакали на поляну. (уч.-логопед говорит волшебные слова: «Вокруг себя ты обернись и в ребёнка превратись!»)
- А на поляне грибов видимо-невидимо! (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: дети щёпотью одной руки показывают толстую ножку, ладонью другой руки - шляпку. Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка. И выполняют упражнение «Грибок» - язык сначала мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо)
- Какие грибы вы знаете? (дети называют названия грибов, уч.-логопед достаёт из рюкзака корзинку и даёт детям)
Динамическая пауза: «Сбор грибов»
Учитель-логопед:
- Соберите грибы в корзину. Повторяйте за мной:
« Дети шли, шли, шли
И грибы нашли.
Раз - грибок, два - грибок
Положили в кузовок.
Раз - грибок, два - грибок
Положили в кузовок…» (дети начинают собирать грибы, проговаривая слова)
Учитель-логопед:
- Набрали полную корзину грибов. (уч.-логопед предлагает детям расположиться на ковре, отдохнуть чуть-чуть)
- Посмотрите, что тут лежит? Что это за фигура? (уч.-логопед поднимает с пола геометрическую фигуру - полукруг и убирает в рюкзак)
- Возьмём с собой, пригодится. Но, где же Мальчик-с-Пальчик? У кого спросить? (уч.-логопед разыгрывает диалог между волком и зайцем, используя кукольный театр)
Заяц:
- «Ой, ребята, помогите, за мной волк гонится. (один из детей спрашивает зайца о Мальчике –с - Пальчике)
- Видел, но сначала, помогите мне от волка спастись! (заяц прячется за спины ребят)
Учитель-логопед:
- Выбегает волк, зубами «Щёлк!»
Волк:
- Зайца не видели?
Учитель-логопед:
- Ребята, надо зайца выручать. А пригодится нам волшебный бубен, сейчас мы им запутаем волка так, что он забудет, за кем гнался. (уч.-логопед достаёт из рюкзака бубен и наигрывает три разных ритма, характерных заданному ритму. Волк хватается за голову и падает)
Волк:
- Ох! Запутали вы меня. (волк теряет геометрическую фигуру - квадрат и убегает)
Учитель-логопед:
- Посмотрите ребята, волк что-то обронил. Что это? (дети называют фигуру) Возьмём фигуру себе. Пригодится. (уч.-логопедь убирает геометрическую фигуру в рюкзак)
Заяц:
- А это вам от меня на память. (заяц подаёт детям геометрическую фигуру - овал)
Учитель-логопед:
- Как называется эта фигура? (ответ детей)
Заяц:
- Видел я Мальчика-с-Пальчика, когда от волка убегал во-о-он за тем кустом. (заяц прощается и убегает, звучит фонограмма «Звуки леса»)
Учитель-логопед:
- Ребята, слышите, кто это плачет под кустом. (дети подходят к кусту и видят грустного Мальчика-с-Пальчика и зовут пойти домой)
- Посмотрите, ребята, кто нас встречают - дедушка: вот с такими усами, вот с такой бородой, вот в таких очках; а бабушка: вот в таком платочке, вот с такими румяными щечками…(дети сопровождают слова соответствующими действиями. Проводится самомассаж)
- Дедушке и бабушке интересно узнать, как вы нашли Мальчика-с-Пальчика, давайте им расскажем. А помогут вам геометрические фигуры, которые подарили на память животные. (уч.-логопед с детьми достают из рюкзака фигуры, располагают их на доске в определенной последовательности самостоятельно , моделируя план рассказа)
- Кого вы встретили в начале путешествия? Какую фигуру он дал? (ответы детей)
- Именно этой фигурой и обозначим нашего дятла. (уч.-логопед выставляет на доску первую фигуру – треугольник красного цвета).
- К кому вас отправил дятел? Какой фигурой обозначим птенцов? (ответы детей, уч.-логопед выставляет на доску вторую фигуру – круг жёлтого цвета)
- Затем кого вы встретили? (ответы детей, (уч.-логопед выставляет на доску третью фигуру - прямоугольник)
- Потом где вы очутились? Какую фигуру нашли? (ответы детей)
- Кого вы спасли от волка? Что он вам дал? (ответы детей)
- Кто гнался за зайцем? Что он выронил? (ответы детей)
- А что было потом, поставим знак « ? », который будет обозначать, что конец рассказа вы должны придумать сами.
(дети располагаются на стульчиках, заслушивается 1-2 рассказа детей).
Заключительная часть.
Учитель-логопед:
- Молодцы ребята! Хорошие у вас получились рассказы. Ребята, вы ощущаете радость? Почему? (ответы детей)
- Давайте встанем в круг. Будем передавать рюкзак друг другу и рассказывать, что вам понравилось, а что нет путешествуя по сказке.
Провела занятие учитель-логопед
первой квалификационной категории
МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»: С.Ю. Балхина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...
Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...
"Развитие речи" в старшей группе (открытое занятие). Тема: Путешествие по сказкам К.И. Чуковского
Конспект занятия по развитию речи на Тему: "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского"...
Конспект логопедического занятия "Невероятное путешествие в сказку"
Занятие предназначено для детей 6-7 лет...
Открытое занятие «Игра-путешествие по сказке Репка» во второй младшей группе.
Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке Репка" во второй младшей группе.Цель: развитие речи и логического мышления у детей средствами пальчиковых игр.Задачи:• Формировать...
Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке Репка" во второй младшей группе.
Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке «Репка» во второй младшей группе. ...