Открытое занятие «Невероятное путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Юрьевна Балхина

Связная речь является не­отъемлемой составляю­щей не только речевого развития, но и онтогенеза ребенка в целом. Она отражает логику мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и адекватно выражать его посредством речи. Уровень ее сформированности является одним из важных кри­териев готовности к школьному обучению.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной к школе  группе по развитию речи с элементами театрализации, которое было представлено на районном конкурсе «Лучший педагог детского сада – 2011».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neveroyatnoe_puteshestvie_v_skazku.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Невероятное путешествие в сказку»

Цель: Обучение детей составлению рассказа из  личного опыта о путешествии

 (по материалам экскурсии с использованием наглядного моделирования).  

Задачи:

Образовательная:  развитие  навыка связной речи с опорой на наглядный материал через моделирование рассказа.       

Развивающая: развивать  слуховое и зрительное внимание, память, логическое  мышление; развивать моторную организацию речи и движений.

Воспитательная: воспитывать у детей заботу о людях преклонного возраста;  желание оказывать помощь в трудных ситуациях.

Словарная работа:  закрепить способы словообразования с использованием  существительных  с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Продолжать учить делить  слова на слоги с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Оборудование: макет «Деревенский дворик», ростовые куклы - дед и баба;  декорация леса – макеты деревьев, набор деревянных грибочков, плетеная корзина; геометрические фигуры для моделирования рассказа (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал,  полукруг); рюкзак; иллюстрации с изображением дятла, гнезда с птенцами; книга; фонограмма «Звуки леса»;игрушки -  колобок, лошадка; персонажи кукольного театра – заяц, волк.

Участие героя  в драматизации:  Мальчик – с – Пальчик.        

Активизация словаря: дать понятие слова «рюкзак»,  ввести в активный словарь детей.

Индивидуальная работа: с одним из детей - автоматизация звука [рь] в начале слова «рюкзак»;  развитие слоговой структуры слова.                                                                                                                                                                                                                              Предварительная работа: чтение русских народных сказок и сказок писателей мира; игры – драматизации; пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Лошадка».

Методы и приемы:

- создание мотивации;

- наглядность;

- словесные методы;

- практические методы;

- частично – поисковый;

- проблемное изложение;

- моделирование;

- проблемная ситуация;

- художественное слово;

- логоритмические упражнения;

- сопряженная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игровые приемы;

- самомассаж.

Форма организации: игра – занятие по развитию речи с элементами драматизации в подготовительной к школе группе (логопедической).

Ход занятия

Организационный момент. В середине групповой комнаты стоит  «Волшебный сундучок». ( уч.-логопед  привлекает внимание детей на сундук)

Вводная часть.

Учитель-логопед:

-        Ребята, что это? (ответы детей)

-         Давайте посмотрим, что в нём? (открывает сундук и достаёт  книгу «Золотая коллекция сказок») Ребята, как вы думаете, что эта за книга?

-           Какие сказки вы знаете? (дети называют сказки)

-        Сегодня мы отправимся в путешествие в одну сказку, а в какую, сейчас узнаете… (уч.-логопед предлагает детям проследовать за ним)

Основная часть.

(уч.-логопед обращает внимание детей на   «деревенский дворик», скамью, которые были предварительно скрыты ширмой. На скамье  сидят дедушка с бабушкой. Уч.-логопед сообщает детям, что они очень опечалены чем-то. Педагог предлагает детям поздороваться со стариками)

Учитель-логопед: 

-        Здравствуйте бабушка, здравствуйте дедушка!  Бабушка, дедушка, что случилось? Чем вы так огорчены?

Дед и Баба: 

-        Как же нам не горевать, был у нас внучек - ма-а-аленький мальчик, совсем с пальчик. Приехал он к нам на каникулы из далёкой страны Франции. Пошел он в лес погулять и не вернулся. Что нам делать? Помогите.

Учитель-логопед:

-        Ребята, кто догадался, о каком сказочном герое говорят дедушка с    бабушкой? (дети называют сказку)

-         А кто написал эту сказку? (дети называют автора сказки)

-         Молодцы, эту сказку написал сказочник Шарль Перро! Ребята, как помочь дедушке и бабушке? (ответы детей)

-         Верно, нам нужно скорей отправиться на поиски Мальчика – с -  Пальчика.

Дед и Баба:

-        Путь ваш будет непростой, и вам понадобятся в дороге  эти предметы. Вот они, в сундуке. (уч.-логопед достаёт из сундука  бубен, корзину, червяков, предлагает  детям  хором проговорить  эти слова)

Дед и Баба:

-        А положите эти предметы в отгадку, которая скрыта в загадке. Слушайте:

Дед:  

«Он с тобою и со мною

 Шёл лесными стёжками-

 Друг походный за спиною

 На ремнях с застёжками».

(дети отгадывают загадку и уч.-логопед достаёт из сундука отгадку – РЮКЗАК -  и обращается к одному из детей, давая инструкцию ребёнку с затруднением в звукопроизношении)

Учитель-логопед:

-        Повтори это слово ещё раз, выделяя первый звук в слове. Какой первый звук в слове? (ребёнок даёт характеристику звука Р)

-          Прохлопай  слово «рюкзак» столько раз, сколько в нём слогов.  Сколько слогов получилось в слове? (ответ ребёнка)

-         Давайте сложим в рюкзак предметы, которые вам понадобятся. (дети складывают в рюкзак бубен, червяков, корзину) Вот теперь вы готовы отправиться в сказочное путешествие.

Дед и Баба:

-        Счастливого пути, ребята. («деревенский дворик» прикрывается ширмой, звучит фонограмма «Звуки леса»)

Учитель-логопед:

-        Ребята, куда мы пришли? (ответ детей)

-         А в лесу деревья растут и свои веточки к солнышку тянут. Вот так…  (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: локти соединить, пальцы широко расставить и поднять вверх. Язычок высунуть и напряжённо тянуть к носу). 

-        Смотрите, что за птица на дереве сидит? (ответ детей)

 -         Давайте спросим у дятла о Мальчике-с-Пальчике. (дети выполняют просьбу уч.-логопеда)

Дятел:

-        Видел, но сначала расскажите обо мне какую-нибудь скороговорку, тогда скажу.

Учитель-логопед:

-        Ребята, какую скороговорку про дятла вы знаете? (дети: «Дятел на дубу сидит и дупло себе долбит: д-д-д»)

Дятел:

-        Молодцы! Вот вам на память обо мне геометрическая фигура (треугольник).  Идите во-о-он к тому дереву, где гнездо с птенцами, они вам подскажут, куда идти дальше. (звучит фонограмма «Звуки леса». Дети идут к дереву)

Учитель-логопед: 

-        Ой, ребята, а вот и гнездо с птенцами. (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: пальцы переплетаются между собой, ладони разводим в стороны, большие пальцы сгибаются-разгибаются. Выполняется упражнение для языка  «Чашечка»  - установить широкий язык в форме чашечки)

-         Что бы вы хотели узнать у птенцов? (дети спрашивают у птенцов)

Птенцы:

-        Видели, но сначала накормите нас, тогда скажем. (ребенок «кормит» птенцов червячками)

-         Спасибо. Вот вам на память геометрическая фигура. ( Круг). Идите во-о-он на тот луг, где лошадь пасётся,   Мальчик-с-Пальчик туда пошёл. (уч.-логопед убирает фигуру в рюкзак, дети двигаются под фонограмму «Звуки леса»)

Учитель-логопед:

-        Смотрите,  на лугу лошадь пасётся. (уч.-логопед предлагает ребёнку спросить у лошади о Мальчике-с-Пальчике)

Лошадь:

-        Сначала поиграйте со мной в игру, тогда скажу.

Игра «Назови детёнышей животных ласково»

              -  У лошади кто?    жеребёнок (жеребёночек)

               - У коровы кто?     телёнок (телёночек)

               - У зайца кто?        зайчонок (зайчоночек)

               - У медведя кто?    медвежонок (медвежоночек) (дети дают ответы хором)

Лошадь:

-        Молодцы! Вот вам от меня на память геометрическая фигура. ( Прямоугольник.) Видела я, как   Мальчик-с-Пальчик пошёл во-о-он на ту поляну с грибами. Но она далеко. Вам нужно превратиться в лошадок и тогда вы быстро доберётесь до места. (уч.-логопед убирает фигуру в рюкзак).  

Учитель-логопед: 

-        Вокруг себя ты обернись и в лошадку превратись!

(уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: дети «превращаются» в лошадок и делая подскоки, выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка» - щёлкают кончиком  языка сначала медленно, постепенно убыстряя темп и произносят - Тпрррууу- остановились).  

-         Прискакали на поляну. (уч.-логопед говорит  волшебные слова: «Вокруг себя ты обернись и в ребёнка превратись!»)  

-        А на поляне грибов видимо-невидимо! (уч.-логопед даёт инструкцию артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики: дети   щёпотью одной руки показывают  толстую ножку, ладонью другой руки - шляпку. Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка. И выполняют упражнение «Грибок» - язык сначала мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо)

-         Какие грибы вы знаете? (дети называют названия грибов, уч.-логопед достаёт из рюкзака корзинку и даёт детям)

Динамическая пауза: «Сбор грибов»

Учитель-логопед:

-        Соберите грибы в корзину. Повторяйте за мной:

               « Дети шли, шли, шли

                И грибы нашли.

                Раз - грибок, два - грибок

                Положили в кузовок.

                Раз - грибок, два - грибок

                Положили в кузовок…» (дети начинают собирать грибы, проговаривая слова)

Учитель-логопед: 

-        Набрали полную корзину  грибов. (уч.-логопед предлагает детям расположиться на ковре, отдохнуть чуть-чуть)

-         Посмотрите, что тут лежит? Что это за фигура? (уч.-логопед поднимает с пола геометрическую фигуру - полукруг  и убирает в рюкзак)

-         Возьмём с собой, пригодится. Но, где же Мальчик-с-Пальчик? У кого спросить? (уч.-логопед разыгрывает диалог между волком и зайцем, используя кукольный театр)

Заяц: 

-        «Ой, ребята, помогите, за мной волк гонится. (один из детей спрашивает зайца о Мальчике –с -  Пальчике)

-         Видел, но сначала, помогите мне от волка спастись! (заяц прячется за спины ребят)

Учитель-логопед: 

-        Выбегает волк, зубами «Щёлк!»

Волк: 

-        Зайца не видели?

Учитель-логопед:

-        Ребята, надо зайца выручать.  А пригодится нам волшебный бубен, сейчас мы им запутаем волка так, что он забудет, за кем гнался. (уч.-логопед достаёт из рюкзака бубен и наигрывает три разных ритма, характерных заданному ритму. Волк хватается за голову и падает)

Волк: 

-        Ох! Запутали вы меня. (волк теряет геометрическую фигуру - квадрат и убегает)

Учитель-логопед:

-        Посмотрите ребята, волк что-то обронил. Что это? (дети называют фигуру) Возьмём фигуру  себе. Пригодится. (уч.-логопедь убирает геометрическую фигуру в рюкзак)

Заяц: 

-        А это вам  от меня на память. (заяц подаёт детям геометрическую фигуру - овал)

Учитель-логопед:

-        Как называется эта фигура? (ответ детей) 

Заяц: 

-        Видел я Мальчика-с-Пальчика, когда от волка убегал во-о-он за тем кустом. (заяц прощается и убегает, звучит фонограмма «Звуки леса»)

Учитель-логопед:

-        Ребята, слышите, кто это  плачет под кустом. (дети подходят к кусту и видят грустного Мальчика-с-Пальчика и зовут пойти домой)

-         Посмотрите, ребята, кто нас  встречают -  дедушка: вот с такими усами, вот с такой бородой, вот в таких очках; а бабушка: вот в таком платочке, вот с такими румяными щечками…(дети сопровождают слова соответствующими действиями. Проводится самомассаж)

-         Дедушке и бабушке интересно узнать, как вы нашли Мальчика-с-Пальчика, давайте  им расскажем. А помогут вам геометрические фигуры, которые подарили на память  животные. (уч.-логопед с детьми достают из рюкзака фигуры, располагают их на доске в определенной последовательности самостоятельно , моделируя план рассказа) 

-         Кого вы встретили в начале путешествия?                                                                                                                                         Какую фигуру он дал? (ответы детей)

-         Именно этой фигурой и обозначим нашего дятла. (уч.-логопед выставляет на доску первую фигуру – треугольник красного цвета).  

-        К  кому  вас отправил дятел? Какой фигурой обозначим птенцов? (ответы детей, уч.-логопед выставляет на доску вторую фигуру – круг жёлтого цвета)

-         Затем  кого вы встретили? (ответы детей, (уч.-логопед выставляет на доску третью фигуру -  прямоугольник)

-         Потом где вы очутились? Какую фигуру нашли? (ответы детей)

-         Кого вы спасли от волка? Что он вам дал? (ответы детей)

-         Кто гнался за зайцем? Что он выронил? (ответы детей)

-         А что было потом, поставим знак « ? », который будет обозначать, что конец рассказа вы должны придумать сами.

(дети располагаются  на стульчиках, заслушивается 1-2 рассказа детей).

Заключительная часть.

Учитель-логопед: 

-        Молодцы ребята! Хорошие у вас получились рассказы.  Ребята, вы ощущаете радость? Почему? (ответы детей)

-         Давайте встанем в круг. Будем передавать рюкзак друг другу и  рассказывать, что вам понравилось, а что нет  путешествуя по сказке.

Провела занятие учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»: С.Ю. Балхина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

"Развитие речи" в старшей группе (открытое занятие). Тема: Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Конспект занятия по развитию речи на Тему: "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского"...

Открытое занятие «Игра-путешествие по сказке Репка» во второй младшей группе.

Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке Репка" во второй младшей группе.Цель: развитие речи и логического мышления у детей средствами пальчиковых игр.Задачи:• Формировать...

Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке Репка" во второй младшей группе.

Открытое занятие "Игра-путешествие по сказке «Репка» во второй младшей группе.          ...