Формы и средства развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
В статье рассматриваются две основные формы обучения развитию речи - специальные занятия по развитию речи и работа по развитию речи детей в свободном общении с воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_may.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и средства развития речи детей дошкольного возраста.
В современной дошкольной педагогике и в методике развития речи в частности, В. И. Ядэшко, О. И, Соловьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две основные формы обучения речи: первая специальные занятия по развитию речи; вторая — работа по развитию речи детей в свободном общении с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.);
б) во время прогулок;
в) в процессе игр;
г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
е) во время праздников и развлечений;
ж) во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.
Специальные занятия по развитию речи, проводятся с целью оказания методической помощи в усвоении речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. При организации занятий по развитию речи, по мнению Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой необходимо учитывать, что все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие — сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении — основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на занятии сопутствующими.
Решение нескольких языковых задач требует более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы.
При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др.
При планировании занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умений и навыков, а значит, повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра-драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на празднике в детском саду.
Планируя занятия по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психологическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей данной группы.
Так метод имитации используется в старших возрастных группах — на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Например, знакомя детей с предложением, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих групповую комнату, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в старших группах используется прием опоры на словесные дидактические игры.
Широко используется в работе с детьми старшей группы метод пересказа. С его помощью речь детей обогащается всеми компонентами языка (лексика, грамматика, интонации). Они практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений — отобрать тексты, доступные по содержанию и по стилю изложения детям данной возрастной группы.
Метод сочинения предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению.
Также при планировании каждого занятия определяются и приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степень абстрагирования): восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки); использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация. Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.
Особое место занимает текстовой дидактический материал — сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, соответствовать дидактической задаче, обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков, либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. п. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.)
Ежедневно в конце рабочей смены воспитатель подводит итоги работы с детьми. Грамотно и своевременно учитывать работу — значит определять следующее: была ли посильной для усвоения детьми языковая задача (задачи), кто и почему не справился с заданием; соблюдена ли мера речевой активности воспитателя; удачен ли выбор художественного текста, ставшего предметом практического освоения; насколько эффективными были приемы работы над данным языковым материалом и др.
Организация и учет работы взаимосвязаны: грамотно спланированная и выполненная работа позволяет прослеживать процесс развития речи детей, а своевременный и грамотно выполняемый учет позволяет сделать этот процесс более эффективным — осуществлять планирование языковой работы, ориентируясь не только на возраст, но и на особенности речи детей данного, конкретного коллектива.
Большое значение для полноценного речевого развития детей старшего возраста имеет работа вне занятий. С ними проводятся упражнения, игры на закрепление умений и навыков, полученных на занятиях по всем разделам методики развития речи.
О. С. Ушакова предлагает проводить дополнительно работу с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Воспитатель использует речевую гимнастику, чистоговорки, скороговорки. Вне занятий проводится также работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания. Например, одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), наконец, шепотом (как бы по секрету).
Моменты повседневной жизни также широко используются и для полноценного развития словаря, для закрепления речевых навыков. Во время игры, режимных процессов организовывается речевое общение детей, создаются условия для речевой активности каждого ребенка. Чрезвычайно важна для развития словаря детей, по мнению А. М. Бородич, их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Обогащение словаря детей происходит и в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий. Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров.
Организовывая работу вне занятий, воспитатель должен постоянно следить за грамматической правильностью речи детей. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,— лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.
С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений воспитатель организует игры, закрепляющие представление дошкольников о предложении и слове. Например, « Живые слова», «Назови конец слова» и т. д.
Повседневная жизнь предоставляет большие возможности и для развития навыков связной речи. С этой целью необходимо специально организовывать различные разговоры и беседы с детьми («О прошедшем выходном дне»). При этом надо правильно ставить вопросы, чтобы дети учились подробно рассказывать о тех или иных событиях. Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям. Можно подготовить альбом детских рассказов: дети нарисуют сюжеты, а воспитатель напишет текст. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Организовывать ролевые игры, например, «Радио» (роль диктора).
В работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой вне занятий А. М. Бородич выделяет два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы.
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например, прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.
В недельном расписании предусматривается также день и час повторения заученных на занятии стихов.
В самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и спектаклей, а также художественные умения, приобретенные на занятиях. Одно из условий развертывания такой самостоятельной деятельности — оснащение группы нужным оборудованием и пособиями, наличие мест для хранения и пользования ими.
Особая роль принадлежит развлечениям, праздникам, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. То есть, средствами развития речи детей старшего дошкольного возраста можно считать любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
Любое взаимодействие взрослого с ребенком не возможно без общения с ним, следовательно, важнейшим средством развития речи является общение. Общение - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс; средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание, взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).
Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, считают М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Присутствие взрослого стимулирует употребление речи, дети начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике развития речи рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения с детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной и поэтому каждый из них можно также рассматривать как средство развития речи.
Так игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. В творческой ролевой игре происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Но не всякая игра способствует развитию детской речи. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Положительно влияют на речь детей и участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову.
Подвижные игры с текстом, игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности, оказывают влияние на обогащение словаря, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию.
Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.).
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития.
Труд детей - хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный - эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи.
Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике развития речи считают специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают основные задачи речевого развития детей.
В старшей группе меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. Но не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.
Следующим средством развития речи в широком смысле, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Е.А. Флёрина отмечает, что литературное произведение даёт ребёнку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует. Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включённых в литературные произведения, способствуют обогащению словаря, а также образной речи (О. С. Ушакова, Л. А. Колунова и др.)
Рисование, музыка, пение также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подчеркивает назначение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.
Таким образом, в работе по развитию речи старших дошкольников выделяют две основные формы – это специально организованные занятия по развитию речи и работа по развитию речи в свободном общении детей со взрослыми и между собой (в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время не речевых занятий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Формы работы с детьми по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикет...
Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о русских народных сказках для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...
Малые фольклорные формы как средство развития речи детей раннего возраста
Использование малых средств фольклора, как средства развития речи детей, приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря де...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...