Использование фразеологизмов в авторских произведениях для детей
материал по художественной литературе (старшая группа)

Красникова Ольга Васильевна

Фразеологизмы окружают нас с самого детства т. к. встречаются во многих произведениях для детей, а особенно часто в русских народных сказках.  Роль фразеологизмов в нашей речи велика! Ведь недаром наши писатели очень часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  фразеологизмов  в авторских произведениях для детей

В. Драгунский   «Денискины рассказы»

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать. И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой.  А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека…                                                                                                                                 И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

В.Драгунский   «Тайное становится явным»

– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. 

 Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. 

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.

Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?.

Н. Носов    «Тук-тук»

- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть.

Мы с Костей чуть со смеху не лопнули.

Ах, чтоб тебя разорвало!

Да накостылять им по шее, чтоб не мешали спать!

До смерти ему перепугаться.

Устали мы, прямо с ног валимся.

Мы с Костей чуть не плакали от обиды.

Мишка спал как убитый и нечего не слышал.

Мы сидим и пьём чай, сами себе хозяева…

Н. Носов   «Огородники»

Ещё и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмём. Надо их на буксир взять – сказал Ваня.

Всё равно земля сама не вскопается. Всё равно мы позже всех кончим.

С ума, говорю, сошёл.  

Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли только для виду.

Вставай! А то не видать нам знамени, как своих ушей.

Э.Успенский    «Дядя Фёдор. Пёс и кот»

А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер весёлый – колбасно-угощательный. А у неё наоборот – тяжёлый характер. Венико-выгонятельный. (характерами не сошлись – взаимонепонимание).

- А ты, мальчик, чей? … Дядя Фёдор отвечает: – Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. (Сам по себе – самостоятельный, ни от кого не зависимый).

Шарик на ногах не удержался от неожиданности и полетел вверх тормашками. (Вверх тормашками – кувырком, головой вниз).

- А ты мотоцикл купи, - предлагает пёс.-… Все собаки умрут от зависти! (Умереть от зависти – испытать очень сильное чувство зависти).

Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Объясняет сам автор: «пятьдесят лет и ещё чуть-чуть».)

Идёт Шарик домой по берегу. Понурый такой, как мокрая курица. (Это интересное сочетание имеет как прямое значение – «пропитанный влагой, сырой», так и переносное, фразеологическое, - «расстроенный, подавленный».)

… - Причём тут Новый год? – говорит Матроскин. Просто она белены объелась или хмеля. (Выражение он, точно белены объелся применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, чудакам – переносное значение. Прямое значение – съесть семена очень ядовитого растения – белены, которые вызывают у человека бред, т.е. он становится как бы безумным.)

- А что такое «связи»? – спрашивает дядя Фёдор.

- Это знакомства деловые, - объясняет кот. – Это когда люди друг другу хорошее делают ни с того ни с сего. Просто по старой памяти… (ни с того ни с сего –«неизвестно почему, без каких либо оснований, видимых причин»).

… Он же мальчик. Ему нужны приятели, чердаки, шалаши разные. А ты из него барышню кисейную делаешь. (Очень изнеженного человека называют кисейной барышней. Слово кисейная образовалось от слова кисея – «прозрачная тонкая ткань»).


ВЫВОДЫ.

Фразеологизмы окружают нас с самого детства т. к. встречаются во многих произведениях для детей, а особенно часто в русских народных сказках.  Роль фразеологизмов в нашей речи велика! Ведь недаром наши писатели очень часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение художественных произведений для детей 6-7 лет

Какие произведения следует читать детям в возрасте с 6 до 7 лет? Как и в какой последовательности читать их? Такие вопросы часто задают родители старших дошкольников! Постараемся разобраться с э...

Сценарии театрализованных постановок по литературным произведениям для детей 3-7 лет с ОНР

Мною создана авторская программа "Здравствуй, сказка".      В  ней  разработаны  сценарии  по 14 классическим  произведениям  детской...

«Восприятие художественных текстов с помощью презентаций авторских произведений для детей старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: художественное восприятие, авторские произведения, старший дошкольный возраст, методические рекомендации....

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям"

Авторский мультфильм для детей старшего дошкольного возраста "О Нижнем Новгороде детям" https://disk.yandex.ru/i/UZTBGoWoZSNpig...

Авторское произведение "Воспоминание солдата"

В детском саду мы воспитываем детей, учим их любить свой родной край, свою Родину. И конечно же растим будущих защитников нашей Отчизны....

Авторские пособия для детей группы компенсирующей направленности кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом

Мною разработаны альбомы с заданиями. В альбом собраны различные задания на развитие речи, сенсорные игры, логические задания. К каждому заданию имеются вопросы, это облегчает родителям работу с задан...

Проект для детей с ТНР подготовительной группы «С. Я. Маршак «От А до Я» произведения для детей»

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских писателей и поэтов т.к. считают их устаревшими и не интересными для детей....