Развитие речи "Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
Программное содержание: Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Задачи: Упражнять в составлении простых предложений без посторонней помощи; формировать связную речь; отвечать на вопросы по тексту полными предложениями; совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование и материалы: презентация к рассказу В.Бианки «Купание медвежат», компьютер и проектор.
Методы и приемы: показ презентации, чтение произведения, беседа, рассматривание картинок, ответы на вопросы, пересказ, проведение физкультминутки.
Работа по закреплению пройденного материала: чтение рассказа «Купание медвежат», сопровождающееся показом слайдов; беседа о медведях; чтение сказок и стихов о медведях; игра «Придумай ласковое слово», чтение поговорок о доброте.
Ход:
Воспитатель: Дети, сейчас я для вас приготовила загадку, а вы попробуйте догадаться, о ком идет речь.
Воспитатель читает загадку:
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Дети: медведь.
Воспитатель: Правильно. Это медведь. Сегодня я вас познакомлю с рассказом Виталия Бианки «Купание медвежат».
Воспитатель читает рассказ. После чтения показывает на экране картинку на которой изображены медведь с медвежатами.
Воспитатель: Дети, кто вышел из леса?
Дети: Из леса вышла бурая медведица.
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами?
Дети: Медведица с медвежатами вышли к реке.
Воспитатель: Что делает медведица?
Дети: Медведица купает медвежонка.
Воспитатель: Медведица купает медвежонка, значит она какая?
Дети: Медведица заботливая.
Воспитатель: Какие слова можно подобрать близкие по значению к слову «заботливая»?
Дети: Медведица любящая, ласковая, внимательная.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно медведицу, ее внешний вид. Что можно сказать о ее размерах?
Дети: Медведица большая.
Воспитатель: Как можно сказать по-другому? Медведица какая?
Дети: Медведица огромная, большущая.
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка?
Дети: Медведица схватила медвежонка за шиворот.
Воспитатель: Медведица окунула медвежонка или просто держала?
Дети: Медведица окунула медвежонка.
Воспитатель: Как вы думаете, маленькому медвежонку страшно купаться в реке?
Дети: Медвежонку страшно купаться в реке.
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок?
Дети: Второй медвежонок испугался и убежал.
Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес?
Дети: Испугался воды, не захотел купаться.
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?
Дети: Медведица надавала медвежонку шлепков.
Воспитатель: Почему медведица все-таки заставляет медвежат купаться?
Дети: Она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота.
Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник?
Дети: Лето.
Воспитатель: Так почему же мама привела медвежат купаться?
Дети: Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась.
Воспитатель: Медвежата довольны купанием?
Дети: Медвежата довольны купанием.
Воспитатель: Что вам понравилось в этом рассказе?
Дети высказывают свои ответы.
Воспитатель: Какими автор показал медвежат? Какой был первый медвежонок, что можно сказать про него?
Дети: Веселый.
Воспитатель: К слову «веселый» подберите близкие по смыслу слова.
Дети: Радостный, оживленный, шустрый.
Воспитатель: Что автор говорит о шкурке медвежат? С чем сравнивает?
Дети: С шубками.
Воспитатель: Какие могут быть шубки?
Дети: Мохнатые, густые, теплые, пушистые.
Воспитатель: А какие сказки вы знаете про медведей?
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в сказку «Три медведя».
Проводится физкультминутка «Мишки».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мишки по лесу гуляли,
(идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так
(ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягоды искали.
Сладкую ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так.
(собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так
(гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом плясали Мишки
Кверху лапки поднимали
Вот так, вот так.
(выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
Воспитатель: Дети, мы с вами отдохнули, и сейчас я еще раз прочитаю отрывок из рассказа «Купание медвежат». А вы слушайте внимательно, потому что после мы будем пересказывать этот рассказ.
Воспитатель читает рассказ.
Воспитатель: Дети, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые были использованы при чтении текста.
Воспитатель: Дети, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на несколько частей, то его можно пересказать втроем или вчетвером. Сначала нужно рассказать о том, как медведи пришли на речку. Потом рассказать о том, как медведица полоскала первого малыша. А потом о чем нужно рассказать?
Дети: Как убежал медвежонок в лес.
Воспитатель: А потом?
Дети: Как купали второго медвежонка.
Воспитатель: И чем завершить пересказ?
Дети: выкупанные медвежата остались довольны.
Воспитатель: Дети, пожалуйста, кто хочет рассказать? Как бы вы назвали свой рассказ?
Дети по желанию составляют пересказ текста, воспитатель помогает по мере необходимости наводящими вопросами.
Воспитатель: Дети, с каким рассказом вы сегодня познакомились?
Дети: «Купание медвежат».
Воспитатель: А кто автор этого рассказа?
Дети: Виталий Бианки.
Воспитатель: Вам понравился этот рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего из этого рассказа?
Дети высказывают свои впечатления о рассказе.
Воспитатель: Какие новые слова вы сегодня узнали?
Дети: бурая, за шиворот, окунала, знойный.
Воспитатель: Дети, вы сегодня все молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы и пересказывали рассказ. Мне очень понравилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Медвежата»
Побуждать детей вступать в диалог со взрослым; воспитывать вежливое обхождение с партнером; активизировать в речи слова, обозначающие формы повелительного наклонения глаголов; умение соотносить с глаг...
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи. Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки. «Купание медвежат».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1.Учить целостно и эмоционально восприн...
Непосредственно образовательная деятельность (ФЭМП, сенсорное развитие) в первой младшей группе «В гости к медвежатам»
· Закрепить понятия «большой», «маленький»;· Побуждать называть цвета;·...
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»
Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Веселые медвежата» для детей младшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить знания о диком животном ...
Конспект ООД по образовательной области «Развитие развитие» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «По следу жадных медвежат» (с применением мнемотаблиц)
Конспект с применением мнемотаблиц....
Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи). ТПересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат"
Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.Дата проведения: 11.10.2022Тема: Пересказ рассказа В. Бианки ...