План-конспект НОД (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Владимировна Белова

Этот конспект будет полезен не только специалистам,занимающимся внедрением технологии ТРИЗ, но и широкому кругу педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yulkino_zanyatie_triz.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД (с элементами ТРИЗ) в  подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»

Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие».
Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.
Упражнять в подборе слов на заданный звук.
Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине.
Развивать умение детей строить предложения на основе установленных взаимосвязей.
Учить детей описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Учить рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закреплять представления о характерных особенностях зимы.
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Развивать внимание, память, мышление, воображение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Предварительная работа: знакомство с волшебниками (технология ТРИЗ), с их родом деятельности: волшебник «Дели-Объединяйка» может разделить и объединить все на свете, волшебник «Оживления» может оживлять картины; волшебник «Времени» - может перенести в прошлое или будущее.

  1. Приветствие.
    - Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
    Если каждый улыбнётся –
    Утро доброе начнётся.
  2. Воспитатель: Посмотрите на картину, кто на ней изображен?

- Ребята, помните мальчика Кая из сказки «Снежная королева»? С ним снова приключилось несчастье. Играя на улице в снежки Кай случайно попал в Снежную Королеву и она лишила его смеха и радости

Видиофрагмент. Задание Снежной Королевы.
- Давайте вернем Каю радость и смех. А помогут нам в этом мои друзья Волшебники: «Волшебник Дели – Объединяйка», «Волшебник Оживления», «Волшебник Времени» и эта картина.
Задание1. Расскажите, какая бывает зима?
- Если зимой много снега, то зима какая? (___)
- Если зимой мороз, то зима какая? (___)
- Если зимой часто бывают вьюги, то зима какая? (___)
- Если зима наступает рано, то зима какая? (___)

Задание2. Назовите зимние слова, которые начинаются на звук С.
Задание3. Расскажите, что делает снег зимой?
Во время выполнения детьми заданий открываются 3 фрагмента картины

- Давайте рассмотрим картину подробнее с помощью «подзорной трубы», которую подарил нам «Дели-Давайка».

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу»  и посмотрите 
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту, 
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз. 

- Ребята, сейчас мы увидели в «подзорную трубу» катание детей на лыжах, на санках, на коньках, игры в снежки, лепка снеговика. Как все это назвать, одним словом? (детские игры, зимние игры, зимние забавы)

- Правильно, в одну из них мы сейчас поиграем. Возьмите каждый по одному снежку, встаньте в круг. Играть мы будем только глазами, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика
В руки вы снежок возьмите,
На него вы посмотрите
Вверх снежок вы поднимите
Глазками за ним следите.
Вниз снежок вы опустите,
Снова на него взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
-Посмотрите, сколько всего мы увидели на картине.  Правильно соединим наши их в единое целое, нам поможет волшебник «Дели - Давай» он может не только делить, но и все на свете объединять искать друзей между частями.
Дети объединяют картинки части и составляют предложения, например, ворона и ветка: «Черная ворона сидит на заснеженной ветке».

«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
- Картину рассмотреть нам помогли наши…. (глаза). А еще нам могут помочь: уши, нос, руки. Но для этого нужно попасть в картину. А поможет нам «Волшебник Оживления».
Палочкой волшебной в воздухе взмахну,
В чудесную картину вас перенесу.
- Вот мы и оказались прямо в картине.
- Прислушайтесь, что вы слышите?
- Дотроньтесь рукой до всего, что вам встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? …
- А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? ….
-Вот сколько всего мы почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу
Палочкой волшебной в воздухе взмахнем,
Волшебство появится, в группу попадем.

- Я предлагаю совершить маленькое путешествие с «Волшебником Времени» Подумайте, куда вы хотите отправиться: в прошлое будущее .Выбирайте!
Волшебство сейчас начнется!
Стоит палочкой взмахнуть.
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь
- Пофантазируйте и скажите, что было с детьми ДО того, как они вышли гулять? (ответы детей)
-А что будет ПОТОМ? (Ответы детей.)
Физ.минутка

«Лепим мы снеговика»
Раз рука, два рука,
Лепим мы снеговика.
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот пошире.
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы плясать его попросим.
..«Описание местонахождения объектов на картине».
- Ой, ребята, посмотрите, картина снова исчезает. Это Снежная Королева снова проказничает. Неужели нам не удастся помочь Каю, и он навсегда останется в царстве злой колдуньи? А давайте вспомним, что мы с вами видели на картине, и заново её создадим.
Дети собирают пазл..(картина собрана)

Только вот мне совсем не нравится, что мы все время говорим «картина, да картина». У каждого человека есть имя, пусть оно будет и у нашей картины.

Молодцы ребята, справились с заданиями снежной королевы.

Давайте посмотрим смогли мы расколдовать Кая..

Да….к Каю вернулись радость и смех.

 Подведение итогов.

Вам понравилось выполнять задание? Что больше всего понравилось?

Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...

НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения» с использованием ИКТ

Конспект НОД в подготовительной группе«Рассказывание по сюжетной картине«Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения»с использованием ИКТ...

Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»...

«Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»» с использованием ИКТ

Научить детей рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты, а также вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с реч...