Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Павлычева Татьяна Петровна

Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_rasskazyvaniyu_detey_po_kartine_zimnie_zabavy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

                                                                                   Подготовительная группа

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
3. Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
4. Формировать навык употреблять в устной речи предлог НА
5.Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество. Рисование», «Физическая культура», «Познание».

Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадывание загадок; создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание картины

Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», снежки из ваты- 20шт., картинки (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи), музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Водная часть. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Итак, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).

Верно, зима (воспитатель вешает картину с зимним пейзажем на доску).
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

2.Основная часть.
Процесс целеполагания
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Воспитатель прикрепляет снежки из ваты на доску).

Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Искристый
Хрустящий
Серебристый
Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное Новогоднее
Грустное
Шаловливое Хорошее
Прекрасное
Плохое

Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Планирование и процесс осуществления деятельности.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель вывешивает на доску картинки (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, лыжи).
Посмотрите на картинки и скажите, что нам необходимо для прогулки (дети перечисляют).
Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
__________________________________________________________________
Дыхательная гимнастика
А сейчас давайте представим, что мы в зимнем лесу, встанем и походим по лесу. Дети становятся под музыку в круг. Давайте подышим свежим воздухом в лесу. Делаем глубокий вдох и выдох. (Несколько раз).
Фонетическая зарядка:
А в лесу воют волки У-У-У.
Ветер Ш-Ш-Ш
Физминутка
Как на горке снег, снег, Поднимают руки вверх.
И под горкой снег, снег, Приседают.
И на ёлке снег, снег, Показывают ветки ёлки
И под ёлкой снег, снег, Приседают.
А под ёлкой спит медведь, Изображают медведя
Тихо, тихо не шуметь. Грозят пальцем.
_______________________________________________________________
Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.
Шапка – это головной убор.
- Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?
Шапка у горы.
Шапка из снега на деревьях.
Формирование навыка употребления в устной речи предлога «на».
Воспитатель: На чём можно кататься зимой? (кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься на снегокате, кататься на ледянке, кататься на лыжах)
Речевая минутка.
Воспитатель: Отгадайте загадки.
1.Льётся речка - мы лежим, лёд на речке мы бежим. (Коньки)
2.Всё лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы. (Санки)
3.Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота. (Шайба)
4. На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их..(лыжи)
Динамическая пауза.
Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) - ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует – ш – ш, снежинки – оседают.

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину: «Зимние забавы») Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Беседа по картине:
-Какое время года здесь изображено?
- Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
-Чем занимались дети?
-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
Рассказы детей по картине.

3. Итог занятия. Рефлексия.
Что мы сегодня делали?
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» - Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать слов...

НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ» с использованием ИКТ

Цель: Учить составлять связный рассказ по картине.Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»- Активизировать в речи детей употребление прилагательных, глаголов.- Активизировать словарный запас ...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Конспект НОД в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения» с использованием ИКТ

Конспект НОД в подготовительной группе«Рассказывание по сюжетной картине«Зимние забавы» с элементами технологии читательского воображения»с использованием ИКТ...

План-конспект НОД (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»

Этот конспект будет полезен не только специалистам,занимающимся внедрением технологии ТРИЗ, но и широкому кругу педагогов...

«Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы»» с использованием ИКТ

Научить детей рассказывать об объектах на картине, представляя их прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты, а также вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с реч...