Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме "Что я знаю о себе:наши органы чувств"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Гвоздева Екатерина Владимировна

Материал будет полезен для воспитателей групп среднего и старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Что я знаю о себе: наши органы чувств»

Воспитатель:

Гвоздева Екатерина Владимировна

г. Санкт-Петербург

2021

  1. Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
  2. Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

  • Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
  1. .Тип занятия.

Занятие на повторение пройденного материала

  1. Форма занятия.

Интегрированное занятие

  1. Продолжительность.

30 минут

  1. Участники.

Старшая группа

  1. Возраст обучающихся.

5-6 лет

  1. Оборудование и материалы.

Презентация, две шапки, сахар, лимон, кусочки хлеба, лук,корочка апельсина и лимона,  яблоко, мыло, конфета, чудесный мешочек с предметами, музыкальные инструменты).

  1. Предварительная подготовка.

Беседы о здоровом образе жизни. Рассматривание книг, плакатов, иллюстраций о строении тела человека, рисование и лепка человека, изготовление книжек-малышек о том как беречь здоровье.

  1. Методы и приёмы работы с детьми.

Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.

 11. Структура занятия.

1.Приветствие «Здравствуй, солнце золотое…!»

2.Пальчиковые игры « Я весёлый человечек», «Дружные пальчики»

3. Речевые игры

5 минут.

Основная часть

1. Рассказ о «Кроте и человеке» и беседа об органах чувств.

2.Экспериментальная деятельность

3.Просмотр презентации о здоровом образа жизни

4. Физминутка

20минут.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов (рефлексия).

5минут.

12. Ход занятия.

Вводная часть

Дети садятся в круг

Приветствие «Здравствуй , солнце золотое..!»

Воспитатель и дети: Здравствуй солнце золотое!            

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!  

Пальчиковые игры

Воспитатель: Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

Речевые игры

Что можно делать:

— глазами — читать, глядеть, …
— руками — …
— ногами — …
— зубами — …
— языком — …
— губами — …
— пальцами — …
— головой — …

Игра “Найди ошибку”.
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают
.

Основная часть

Воспитатель:  А теперь послушайте сказку о том как повстречались крот и человек.

Сказка «Крот и человек».

Воспитатель:  Ребята, я хочу вам прочитать вам сказку «Крот и человек».
Однажды крот рыл новый подземный ход и случайно попал в огород, в котором работал человек. Встретились крот и человек. Крот спрашивает у человека: «Много я слышал о тебе человек от разных зверей, червяков и жуков. Все говорят, что ты умный, сильный, смелый, трудолюбивый и все, то ты человек можешь, все то умеешь, но мне хочется узнать какой ты. Рассмеялся человек и отвечает: «Я не похож не на червяка, не на птицу, ни на зверя, не на тебя, я похож сам на себя».

Воспитатель: Дети давайте мы расскажем кроту про себя, кто мы? (Люди). 

- Кто ты Дима?  Кто ты Катя?  

Дети: (Подвести детей к ответам «я человек», я мальчик», «я человек, я девочка»).

Воспитатель: А знаете почему человек самый умный, самый смелый, самый трудолюбивый? Потому что у человека есть много помощников. Эти помощники делаю нашу жизнь легче, удобнее. Дети, покажите, какие помощники есть у всех людей, есть у вас. (Дети называют: глаза, уши, нос, язык, руки, ноги).

 Ноги

Воспитатель:Ребята, зачем вам нужны ноги? 

Дети: (Ходить, бегать, прыгать, танцевать, играть в футбол, топать, вставать на носочки).

Воспитатель: Предлагаю встать и выполнить действия ногами. (Повторить все перечисленные действия.)

 Руки

Воспитатель:Зачем нам нужны руки? (Рисовать, играть, брать предметы).

Учитель имитирует некоторый действия. 

Дети: (Шьёт, стирает, расчесывает волосы, моет пол, играет на скрипке и на пианино, забивает гвоздь, одевает кофту) — дети отгадывают.

 Игра: «Волшебный мешочек» (определяют предметы на ощупь).

 Игра: «Кто быстрее наденет шапку» (Полина будет одевать шапку двумя руками, а Игорь - одной).

- Как вы думаете, ребята, почему Полина надела шапку быстрее Игоря?

Подвести итог: очень важно, что у нас две руки, двумя руками легче выполнять работу, чем одной.

 Язык.

Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен язык? 

Дети: (Разговорить, кушать, определять пищу на вкус: солёную, горькую, кислую, сладкую). 

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поэкспериментировать и попробовать отгадать овощи и фрукты на вкум. (Ребята закрывают глаза, даю попробовать: банан, яблоко, сыр, колбасу, огурец, помидор, шоколад. Дети пробуют продукты, узнают продукты на вкус.)

Воспитатель:.Какая это пища по вкусу, как вы догадались?

- Какой помощник подсказал вам правильный ответ.

 Нос

Воспитатель: Дети, а для чего нам нужен нос? 

Дети: (Дышать, улавливать запахи).

Воспитатель: Попробуйте и вы определить запахи. ( Конфета, лук, апельсин, лимон, чеснок) (Дети с завязанными глазами нюхают баночки с разными наполнителями.)

 Уши

Воспитатель:Скажите, а для чего нужны нам уши? 

Дети: (Слышать, как разговаривают люди, поют птицы, звучит музыка, журчит ручеек, гремит гром). 

 Игра «Определи по звуку».

- Попробуйте определить по звукам, какие инструменты их издают. (Дети слушают и угадывают.)

 

Глаза

Воспитатель: Ребята, зачем нам нужны глаза 

Дети: (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть звезды, снег).

Воспитатель:  Наши глаза могут определить, какую форму имеет, тот или иной предмет, какого он цвета, размера.

Глаза дают самую большую информацию об окружающем мире. А вы знаете, что смотреть глазами вы можете только в одном направлении? Попробуйте, посмотрите назад. А некоторые животные могут вращать глазами как им хочется. Что бы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – делать зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика.

Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки (глазки вправо, глазки влево)

Лѐгких – две штучки (глаза вверх)

Тяжѐлых – три штучки (глаза вниз)

Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло (широко открыть глаза)

Просмотр презентации и мультфильма о здоровом образе жизни.

(Задаю вопросы по содержанию, дети отвечают.)

Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам нашего города. Физминутка

«Красный, желтый, зеленый» (Проводится под музыку.)

Заведем мотор – вниманье:

Если свет зажегся красный

Значит, двигаться опасно. (Круговые движения головы вправо – влево.)

Желтый свет предупрежденья.

Нет сигнала для движенья. (Повороты туловища влево – вправо.)

Свет зеленый говорит:

Проходите – путь открыт.  (Ходьба на месте.)

(Затем отдельно показываю сигналы, а ребята выполняют соответствующие движения.)

Рефлексия:

 

Воспитатель И так, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Назовите их, пожалуйста. (В помощь-доска с иллюстрациями)

Теперь вы знаете, для чего они нужны. А как вы думаете, что у человека самое ценное? (Здоровье). Что надо делать, чтобы быть здоровыми?

Дети: (Делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной).

Воспитатель: Я вам желаю всегда быть здоровыми! Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, которые играют, читают, дружат.(Дети рисуют акварелью или карандашами- на выбор. Подвожу анализ работ, выставляю работы детей на доску-выставку)

13. Литература

1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,(средняя, старшая, подготовительная группы).-М.:ВАКО,2005.-176с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.-144с.

3. Интернет ресурсы:

https://yandex.ru/images/

http://yandex.ru/clck/jsredir/

4. О.С Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет. М, Т.Ц. «Сфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в средней группе " Что мы знаем о зиме"

Цели:1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд,2. Развивать связную речь и формировать словарь по...

НОД по развитию речи в средней группе "Знаем, любим сказки!"

Вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог, продолжать учить детей инсценировать (драматизировать) знакомы...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» ,будет полезен воспитателям средней группы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Заучивание стихотворения А.Барто "Я знаю, что надо придумать..."...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Цель: познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто.Задачи: учить детей запоминать стихи по схеме; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; вызвать у детей желание и...

НОД по области Речевое развитие (развитие речи) в средней группе по теме: «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»Образовательная область: Речевое развитиеЦель-Выяснить, какие...