Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии речи детей с ОНР
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Применение игрового набора "Дары Фрёбеля" повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dary_frebelya.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Лихова Ольга Ивановна
МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары
Использование игрового набора «Дары Фребеля»
в развитии речи детей с ОНР
Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф. Фребелем через игру. Именно Фридрих Фребель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фребеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фребеля, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослыми детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).
Принимая участие в апробации программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» наш детский сад включил её в качестве парциальной для двух групп детей старшего возраста, одной из которых стала группа детей с ОНР. Основываясь на «эволюционной» последовательности использования разных видов конструкторов, предусмотренной программой, на первом этапе авторами программы предложено использование игрового набора «Дары Фребеля». При работе с данным игровым пособием нами было замечено, что набор легко адаптируем под тематические недели и проектную деятельность в группах с ОНР. К тому же, использование пособия позволяет развивать основные компоненты речи. В работе с детьми с ОНР нами использовались различные игры на формирование таких компонентов речи, как формирование словаря (игра «Подбери признак» и др., модуль 10), формирование звуковой культуры речи (модули 2, 7, 10, 11, игры «Пчелы», «Бусы для мамы» и др.), фонематического восприятия (модуль 8, игра «Дорожки» и др.), навыков чтения и письма (модули 8 и 12, игра «Буквы и слова» и др.) и т.д.
Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений). Так, на первом этапе детям предлагается передавать образы реальных объектов на выбор (ягоды, грибы, мебель, транспорт и т.д.), на следующем этапе - по созданному объекту создаётся описательный рассказ, на третьем этапе – включается фантазийный компонент, создается сюжетная картина из элементов Даров и творческий рассказ. Постепенно происходит формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания для решения которой детям предлагается выбор материалов пособия и способов творческой деятельности. Итогом любого творческого конструирования является фото- и видеосъемка продукта детской деятельности с целью фиксирования результатов и динамики процесса становления речи. Таким образом каждый ребенок получает возможность создать авторскую книгу с самостоятельно созданной иллюстрацией и рассказом.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОНР, мы учитываем не только возрастные особенности, но и возможности каждого ребёнка, их индивидуальные особенности в частности, а также их желания и интересы.
Нами было отмечено, что применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.
Литература
1. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А. В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
2. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в познавательном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи"
Презентация к выступлению на городском августовском педагогическом совете работников образования...
« Конспект НОД по развитию речи детей с использованием игрового набора Дары Фребеля"
Тема "Мама"...
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.
laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....
Использование игрового набора Дары Фребеля для развития конструктивных способностей дошкольников
В данном метириале описаны дидактические игры для развития консруктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового набора "Дары Фребеля"....
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Использование игрового набора в областях образовательной деятельности....
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Задачи:•Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля...