Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»
(МБДОУ № 8 г. Поронайска)
__________________________________________________________________ 694241,Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139 тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Алексеева Вера Михайловна
г. Поронайск
2021
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, здоровье.
Задачи:
Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развивать коммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности
Орг.момент.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую, отгадайте загадки:
1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко );
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);
5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);
6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».
• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт).
• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга.(Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).
• Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите, ведь это Машенька. Давайте спросим у неё, почему она плачет.
Дети: Машенька, почему ты плачешь, что с тобой произошло?
Маша: Здравствуйте. дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться, не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься, мы, чем сможем, тебе, Машенька поможем. Ребята, поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Машенька, пойдём с нами!
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с яблоней. Слайд 2.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй, яблонька!
Ребёнок 1: Яблонька, матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня:(голос в микрофоне).
Здравствуйте, дети! Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке!(дети считают яблоки)
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с печкой. Слайд 3.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).
Воспитатель: А это что, дети?
Дети: Это печка!
Печка(говорит голос в микрофоне)
Мимо, путник,не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Ребёнок 2: Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Конечно! Только покажите, как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика ,,Печём пирожки”
Тесто мнём, мнём, мнём!
(Давят кулаками вображаемое тесто)
Тесто жмём, жмём, жмём!
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём!
(Лепят воображаемый пирог ,перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает, куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы ещё увидим?
Дети: Молочную речку с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с речкой. Слайд 4.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега?(Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова ,,кисель” и ,,молоко”. Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов, а другая варить кисель из ягод.(Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложены картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов, дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают, что приготовили из молока и из чего сварили кисель. Воспитатель задаёт вопросы: ,,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому ,,кисель из черники”, ,,кисель из клюквы”?
Воспитатель: Я услышала, как речка прошептала, что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота. Я знаю, что за болотом стоит избушка на курьих ножках. Там и живёт баба-яга. Подойдём поближе может, что-нибудь услышим о братце Маши.
Дорога к Бабе-Яге.
Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая, то широкая. то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков-картинок.(Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой, широкой и каменистой дорожек. Дети идут по кругу, имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)
У избушки на курьих ножках. Слайд 5.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).
Воспитатель: Ну-ка послушаем, что тут творится!
Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам! Оставляю стражниками гусей-лебедей. Ты, Ванюша, не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая? (Нет, Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель: Она молодая? (Нет, старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
(На экране появляется Ваня) Слайд 6.
Дети: Ваня! Ванюша!
Воспитатель: Ванечка, мы тебя спасём. Бежим отсюда! Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться?(молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).
Воспитатель: Кто ещё поможет?(Печка)Изобразим печку с помощью рук.(Дети рисуют в воздухе печку).
Воспитатель: А вот и яблонька, она укроет нас своими ветками.(Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
Возвращение Вани.
Выходит мальчик в костюме Иванушки.
Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение. А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания! Слайд 7.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект, посвящённый развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие порусской народной сказке «Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельно...
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Конспект занятия по Чтению художественной литературы в средней группе "Чтение русской народной сказки "Гуси - лебеди"...
Конспект занятия по развитию речи с применением сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с элементами умных игр.
Работа над смысловым содержанием сказки...