Перспективный план кружка "Развивайка"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Данный план разработан на 2 возрастные группы старшая и подготовительная. План по обучению детей рассказыванию с помощью мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_mnemotehnike.docx | 70.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Перспективный план кружка «Развивайка»
На 2019 -2021 уч. год.
Подготовила
Воспитатель Кичимбаева Юлия Сергеевна.
Новосибирск 2019 г.
Перспективный план работы по развитию речи методом мнемотехники для старшей группы | ||
Сентябрь 1 неделя | Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов,. | Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти. |
2 неделя | «По дороге в детский сад» | Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки. |
3 неделя | Русская народная сказка «Рукавичка». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. |
4 неделя | Стихотворение Е. Трутневой «Листопад». | Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. |
Октябрь 1 неделя | Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно – графического плана. | Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а», учить составлению мнемодорожки. |
2 неделя | Расскажи про осень. | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу. |
3 неделя | Составление рассказа «Моя семья». | Упражнять детей в составлять связный рассказ по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление. |
4 неделя | Стихотворение «Город в Хибинах» А. Бондарев. | Продолжать учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. |
Ноябрь 1 неделя | Расскажи о профессии. | Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку. |
2 неделя 3 неделя | Расскажи о своем городе. Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина. | Расширение словаря существительных по теме «Мой город», обучение составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу. Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление |
4 неделя | Русская народная сказка «Жихарка». | Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. |
Декабрь 1 неделя | Расскажи о зиме. | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу. |
2 неделя | Русская народная сказка «Снегурочка». | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя | Стихотворение «Зимний гость» Н. Найдёнова. | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
4 неделя | Встречаем Новый Год | Расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление. |
Январь 2 неделя | Моё здоровье. | Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространнеными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице |
3 неделя | Стихотворение Что нужно делать каждый день?» Н. Д. Ходжимирова. | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
4 неделя | Дикие животные. | Расширение словаря существительных по теме «Дикие животные», изменение существительных в единственном числе по падежам в зависимости от вопроса и соседних слов, составление мнемотаблиц. |
Февраль. 1 неделя | Мои игрушки. | Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. |
2 неделя | Стихотворение «Два флота». | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя | Мои защитники. | Расширение словаря существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. |
4 неделя | Русская народная сказка «Каша из топора». | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
Март 1 неделя | Как я помогаю маме. | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. |
2 неделя | Стихотворение «Сказки слушать я люблю». | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя | Саамская народная сказка «Чахкли». | Продолжать учить соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
4 неделя | Расскажи о деревьях. | Расширение словаря существительных по теме «Деревья», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
Апрель 1 неделя | Расскажи о весне. | Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна», согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память. |
2 неделя | Стихотворение | Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. |
3 неделя | Транспорт. | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы. |
4 неделя | Составление творческих рассказов. | Учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. |
Май 2 неделя | Расскажи о своем крае. | Расширение словаря существительных по теме «Мой край», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
3 неделя 4 неделя | Стихотворение «Что мы Родиной зовем?» В.Степанов. Расскажи о цветах. | Закреплять умения составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. Расширение словаря существительных по теме «Цветы», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
Период | Наименование мероприятия | Задачи
|
1 неделя Сентября «До свидание лето, здравствуй детский сад» | 1.Игровое упражнение «Волшебный круг» 2.Дидактическая игра «Короткие и длинные слова» 3.Дидактическая игра «На что похоже» 4.Настольная игра «Какое время года» 5.Беседа «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» | Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений по вопросам, с использованием мнемоквадратов. Упражнять в словообразовании с помощью мнемодорожки. Обогащать лексический запас, развивать умение читать графическую аналогию и перекодировать информацию. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Вспомнить с детьми правила и особенности ухода за комнатными растениями, во время своего рассказа использовать наглядную схему. |
ООД 1."Мы воспитанники старшей группы" | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, что дети будут делать сегодня, для чего нужно учить говорить правильно и красиво. Воспитывать любовь к своему детскому саду, доброту и внимание к сверстникам. | |
ООД 2."Наши игрушки" (составление описательных рассказов) | Формировать умение составлять описательные рассказы о предметах; совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными; расширять словарь детей за счет глаголов и прилагательных; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
2-4 неделя Сентября «Я в мире человек» | 1.Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко» 2.Сюжетно-ролевая игра Магазин игрушек» 3.Дидактическая игра «Цепочка слов» 4.Дидактическая игра «Какая вещь лишняя» 5.Настольно-дидактическая игра «Живая природа» 6.Разучивание пальчиковой гимнастики «Дождь». 7.Наблюдение на прогулке. Составление рассказа «Подарки осени» | Совершенствовать навыки диалога, продолжать учить использовать мнемотаблицу во время драматизации сказки. Упражнять детей в составлении описательных рассказов, добиваясь логичных и подробных описаний с опорой на наглядную схему. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, используя карточки с картинками. Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек» (мнемодорожки). Упражнять детей в классификации объектов живой природы. Разучить пальчиковую гимнастику с опорой на схему. Упражнять в составлении небольших описательных рассказов по образцу воспитателя о собранном урожае. Предложить составить простейшую мнемотаблицу. |
ООД 1.Творческое рассказывание «Поговорим по телефону» | Формировать у детей особенности диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словарные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора. | |
ООД 2.Пересказ сказки «Заяц – хвастун» | Продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | |
ООД 3.Рассказывание из личного опыта «Наш детский сад» | Формировать у детей умение рассказывать, опираясь на личный опыт, развивать память и воображение; учить использовать в речи разные виды предложений; воспитывать интерес детей к работе сотрудников детского сада, уважение к их труду. | |
ООД 4.Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с. Игровое упражнение «Волшебная лесенка» | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з - с и их дифференциации; познакомить с скороговоркой. Воспитывать усидчивость, внимание. Познакомить детей с игровым приемом-дидактическим синквейном. Вызвать интерес к составлению лесенок.
| |
ООД 5.Составление рассказов по картине «Прогулка в лесу» | Формировать умение рассказывать по картине и ее фрагментам; расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие "лес"; продолжать учить составлять предложения из 2-3 слов; воспитывать бережное отношение к лесу. | |
ООД 6.Придумывание конца сказки «Что за прелесть эти сказки» | Закрепить в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам; учить придумывать конец сказки используя набор заместителей. Развивать умение составить по ним связное высказывание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. | |
Период (1-2 недели октября) | 1.Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка» 2.Дидактическая игра «Угадай кто я» 3.Игровое упражнение «Подбери слово к схеме» 4.Игра «Зашифруем слова» 5.Разучивание пальчиковой гимнастики с предметами (карандаш, шарик). 6.Игровое упражнение «Любимая игрушка» 7.Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хвастун» | Упражнять в пересказывании рассказа опираясь на мнемотаблицу. Развивать связную речь, память, умение грамматически правильно вести перессказ. Закреплять умение читать графическую аналогию, через умение анализировать элементарную схему. Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, в середине, в конце), используя мнемодорожки. Обогащать словарный запас, развивать логическое мышление и долговременную память. Развивать мелкую моторику рук, разучить гимнастику с помощью мнемодорожки. Упражнять детей в составлении синквейна с помощью воспитателя. Развивать речь, мышление, память, умение анализировать и обобщать. Формировать интерес к театрализованной деятельности, использовать во время драматизации сказки готовую таблицу-схему. |
ООД 1.Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми; помочь запомнить стихотворение Р. Сефа "Совет", научить выразительно читать его. Воспитывать у детей интерес к поэзии. | |
ООД 2.Составление описательного рассказа по картине "Ежи" | Формировать у детей умение составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу. Развивать умение рассказывать последовательно, используя схематическую модель. Включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –«онок», «ёнок». Воспитывать интерес к животному миру. | |
ООД 3.Творческое рассказывание "Как медвежонок потерял сапожки" | Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать продолжение сказки, начатой воспитателем; развивать творческое воображение; продолжать учить детей использовать в рассказах разные типы предложений; формировать умение развивать сюжет, придерживаясь плана. Воспитывать интерес к творчеству. | |
ООД 4."Винегрет и салат - здоровье для ребят" | Развивать диалогическую и монологическую формы речи; закреплять умение составлять краткое описание предмета, используя разные виды предложений; продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Воспитывать интерес к труду и желание трудится. | |
"Осень" (3-4 недели октября) | 1.Составление с детьми мнемодорожки «Воробей» 2.Работа со схемой «Отгадай загадку» 3.Чтение и заучивание наизусть А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» 4.Игровое упражнение «Расскажи обо мне» 5.Настольно-печатная игра «Фигуры» | Учить преобразовывать слова в символы, закреплять последовательность действий персонажа благодаря методу моделирования. Упражнять в отгадывании загадок с помощь мнемотаблицы. Закреплять навык запоминать и рассказывать стихотворение с опорой на схему. Закреплять навык составлять рассказ-описание с использованием заданного плана по пиктограмме. Учить детей находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами. |
ООД 1.Составление рассказов из личного опыта "Как мы убирали урожай" | Формировать у детей умение составлять короткие рассказы из опыта; передавать свои впечатления в рассказе живо, эмоционально; продолжать использовать в речи предложения разных видов. Воспитывать интерес и любовь к труду. | |
ООД 2.Рассказывание по картине И. Левитана "Золотая осень" | Закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями. Упражнять в умении составлять небольшой, связный рассказ по картине, используя картинки-схемы. Развивать умение детей использовать приемы мнемотехники при составлении описательного рассказа по картине. Развивать воображение, память, монологическую речь. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей. | |
ООД 3.Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц. Знакомство с новой загадкой. | Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой, помочь отгадать ее, используя мнемотаблицу; формировать умение перекодировать символы. Воспитывать внимание, усидчивость, умение работать в команде. | |
ООД 4.Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Формировать у детей умение запоминать стихотворное произведение. Развивать интерес к разучиванию новых стихов с использованием мнемотехники; упражнять в чтении стихов используя мнемотаблицу; закрепить умение соотносить образы с символами. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. | |
"Я и моя семья" (1-2 недели ноября) | 1.Словесная игра «Сочиняем сказку» 2.Дидактическая игра «Деревья» 3.Игровое упражнение «Назови ласково» 4.Речевая игра «Подбери слово» 5. «Расскажи стихотворение» 6.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» | Формировать умение сочинять небольшую сказку по схеме, соблюдая последовательность. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять навык составления рассказа-описания о деревьях с помощью мнемотаблицы с опорой на символы. Упражнять в словообразовании используя пиктограммы. Упражнять в подборе слов с помощью набора картинок. Помочь детям запомнить содержание стихотворения посредством рисования табличек-схем. Упражнять детей в подборе слов-антонимов используя наглядные карточки. |
ООД 1.Составление рассказов по картине "В родной семье" | Формировать у детей умение рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по основным фрагментам; продолжать использовать в речи разные виды предложений; воспитывать любовь и уважение к своей семье. | |
ООД 2.Рассказывание по игрушке "Моя любимая кукла" | Помочь детям составить план описания куклы, используя пиктограммы. Продолжать учить детей составлять описание самостоятельно, руководствуясь символическими изображениями. Развивать у детей мышление, воображение, монологическую речь, совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы к существительному. Воспитывать Интерес к игрушкам, желание делиться впечатлениями. | |
ООД 3.Творческое рассказывание "Почемучки" | Формировать у детей умение составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами "почему", "отчего", "когда", "сколько", "что", "где", соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования. Воспитывать усидчивость, внимание, культуру общения. | |
ООД 4.Чтение русской народной сказки "Хаврошечка" | Вспомнить известные детям русские народные сказки; познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения; развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту, сострадание. | |
"Мой поселок, моя страна" (3-4 недели ноября) | 1.Игра «Теремок» 2.Составление загадки-описания об осени. 3.Кукольный театр по сказке «Три поросенка» 4.Настольно-печатная игра «Часть и целое» 5.Упражнение «Назови картинки со звуком «р» и раскрась их» 6.Игровое упражнение «Одеваемся правильно» | Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации предметов на основе пиктограмм. Формировать навык составления загадок с называнием признаков с опорой на схему. Продолжать учить драматизировать сказку на основе использования мнемотаблицы. Учить детей воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом как совокупность свойств компонентов. Упражнять детей в определении звука «р» в словах. Вспомнить с детьми во время одевания на прогулку порядок одевания, используя наглядный алгоритм. |
ООД 1.Заучивание стихотворения "Поезжай за моря, океаны" | Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть; учить отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание, память, интонационную выразительность; воспитывать любовь к Родине. | |
ООД 2.Рассказывание на тему "Мой поселок" | Закрепить и систематизировать знания детей о родном поселке; учить рассказывать по памяти, развивать творческое воображение; учить использовать в речи разнообразные типы предложений, развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к родному поселку. | |
ООД 3.Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш. Игровое упражнение «Семья» | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонетический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш словах, используя мнемодорожку с изображением предметов, в названиях которых есть звуки ж-ш. Учить находить в рифмовках и в стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Воспитывать усидчивость, внимание. Продолжать развивать у детей к дидактическому синквейну. Вместе с воспитателем составить лесенку «семья». Вырабатывать у детей способность к анализу. | |
ООД 4.Рассказывание по предмету "Посылка из Простоквашено" | Формировать у детей умение рассматривать предметы, сравнивать их, группировать, классифицировать; упражнять детей в умении грамматически правильно строить предложения; развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать доброжелательность, взаимопонимание. | |
"Новый год" декабрь | 1.Творческая сказка «Как ежик зайца выручил» 2.Игра «Цветик-семицветик» 3.Дидактическая игра «Кто быстрее соберет вещи» 4.Игровое упражнение «Найди одинаковую» 5.Дидактическая игра «Вечер загадок» 6.Рассказывание по картине «Зимний день» 7.Моделирование сказки «Теремок» 8.Игра «Оживи картинку» 9.Настольно-дидактическая игра «Кто спрятался» | Упражнять детей в составлении мнемотаблицы для придумывания сказки и пересказ сказки по готовой таблице. Обогащать глагольный словарь, упражнять в подборе подходящих картинок (пиктограмм). Упражнять в дифференциации звуков С-Ш, в составлении пиктограмм. Развивать у детей тактильную память, совершенствовать умение работать по мнемотаблицам. Продолжать учить детей отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблицы, формировать у детей понятие «слово-действие». Совершенствовать рассматривание сюжетной картины и составление подробного рассказа-описания с опорой на план-схему. Упражнять детей в моделировании знакомой сказки, развивать воображение, память. Развивать умение детей подбирать заместители по определенному признаку, учить строить двигательную модель. Упражнять в составлении творческих рассказов на основе графической схемы. Развивать логическое мышление , расширять кругозор, учить самостоятельно рассуждать, анализировать. |
ООД 1.Творческое рассказывание "Сочиняем сказку про Деда Мороза" | Активизировать детское воображение, подготовить к литературно-словесному творчеству. Развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники. Формировать умение кодировать содержание сказки символами, перекодировать его обратно во время рассказа; использовать различные синтаксические конструкции, употребление согласованных существительных и глаголов. Воспитывать интерес к творчеству, навыки инициативности, сотрудничества. | |
ООД 2.Пересказ художественного произведения Н. Калинина "Про снежный колобок" | Формировать у детей умение целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту. Развивать умение использовать при пересказе грамматически верно построенные простые распространенные предложения, передавать интонацию и сопереживать персонажу. Воспитывать интерес к книгам, чтению, умение слушать других. | |
ООД 3.Рассказывание из опыта "Деду Морозу закажем подарок" | Формировать у детей умение рассказывать из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказы; учить использовать в рассказах разные виды предложений; развивать память, творческое воображение. Воспитывать интерес к общественным праздникам. | |
ООД 4.Чтение сказки П. Бажова "Серебренное копытце" | Познакомить детей со сказкой П.Бажова "Серебренное копытце"; развивать воображение детей, помогать логически и содержательно строить высказывания. Воспитывать любовь к сказкам. | |
ООД 5.Рассказывание об игрушках «Подарки от Деда Мороза» | Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план. Развивать умение читать графическую схему. Формировать у детей умение связанно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление, память и сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
ООД 6.Заучивание стихотворения С. Маршака "Тает месяц молодой" | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака; помочь запомнить и выразительно читать стихотворение "Тает месяц молодой"; развивать память. Воспитывать интерес и любовь к поэзии. | |
ООД 7.Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш Игровое упражнение «Составь лесенку-шар» | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш. Упражнять в определение звука в слове. Воспитывать усидчивость, внимание. Упражнять в составлении мини-описательного рассказа о шаре, в умении подбирать нужные слова-признаки, действия и обобщающие слова. | |
ООД 8.Составление описательных рассказов о диких животных. | Формировать у детей умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу. Называть отличительные признаки, особенности каждого животного. Развивать умение согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде, числе и падеже. Воспитывать интерес к животным, доброе к ним отношение. | |
"Зима" январь | 1.Игра-фантазия «Путешествие в волшебный лес» 2.Игра «Снежная куча» 3.Дидактическая игра «Загадка-описание» 4.Игровое упражнение «Составь пару» 5. «Придумай рассказ» 6.Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 7.Пиктограмма «Преврати предметы из обычных в большие и маленькие» 8.Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказок. Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами. Расширять словарный запас детей, развивать навыки использования предлогов с помощью схем. Развивать умение классифицировать свойства предметов, соотносить их с символическим изображением и составлять рассказ описание по заданной схеме. Упражнять в нахождении пиктограммы соответствующей предложению. Продолжать учить составлять рассказ из картинок, данных в разброс по плану-схеме. Упражнять детей в пересказе и коллективном составлении мнемотаблицы по данному рассказу. Упражнять в словообразовании, в умении образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навыки речевого общения, продолжать формировать грамматические навыки. |
ООД 1.Рассказывание по картине "Зимние развлечение" | Формировать у детей умение целенаправленно рассматривать картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); развивать умение составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ. Воспитывать умение выслушивать рассказы товарищей. | |
ООД 2.Пересказ украинской сказки "Рукавичка" | Формировать у детей умения пересказывать знакомую сказку, используя наглядность. Закреплять умение пересказывать сказку связно в логической последовательности. Вести беседу по ее содержанию, используя характерный словарь сказки; развивать память, интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к сказкам. | |
ООД 3.Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж Игровое упражнение «Найди на карточке предметы со звуком ж-з и раскрась их» | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Продолжать развивать умение определять место звука в слове. Воспитывать усидчивость, внимание. Упражнять в умении среди множества предметов на карточке найти нужный. | |
ООД 4.Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство" | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений; помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова "Детство" (в сокращении); развивать память и интонационную выразительность. Воспитывать интерес к стихам, желание читать их наизусть. | |
ООД 5. Творческое рассказывание "Как мы на бал собирались" | Формировать у детей умения составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения. Воспитывать интерес к творчеству, умение слушать других. | |
ООД 6.Составление рассказа о зиме. | Формировать умение составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Развивать диалогическую речь, связную речь; расширять словарный запас-подбирать слова, обозначающие признак, действие. Продолжать Развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. Воспитывать интерес к природе. | |
"День защитника отечества" (1-3 недели февраля) | 1.Драматизация рус. нар. сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» 2.Пиктограмма «Один-много» 3.Игровое упражнение «Сравни зверей» 4.Составление мнемотаблицы «Игрушки» 5.Игра «Сказка на новый лад» 6.Составление синквейна «Зима» 7.Наблюдение на прогулке за птицами. Составление рассказа «Снегири» | Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в драматизации сказки по серии сюжетных картинок. Отрабатывать навыки образования множественного числа существительных. Упражнять в работе со схемой, развивать словарь, диалогическую речь. Упражнять детей в самостоятельном составлении простейших мнемотаблиц и работать с ними. Развивать фантазию детей, упражнять в составлении распространенных предложений по картинкам и объединять их по смыслу. Закрепить знания детей по теме «Зима». Развивать интерес к окружающему миру, свободно рассказывать на предложенную тему. Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам; составить описательный рассказ о снегирях, предложить зарисовать его в вечернее время. |
ООД 1.Заучивание стихотворения «Пограничники» | Познакомить детей с новым стихотворением; формировать у детей умения отвечать на вопросы строчкой из стихотворения, образовывать слова с разными суффиксами; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к Российской армии. Картинка с изображением пограничника.
| |
ООД 2. Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка" | Формировать у детей умение составлять рассказы из личного опыта, упражнять в образовании слов -антонимов. | |
ООД 3. Коллективное составление рассказа по картинкам "Купили щенка" | Формировать у детей умение придумывать коллективный рассказ, работать с картинками с последовательно развивающимся действием. Упражнять детей в составлении сложных предложений. Воспитывать интерес к коллективному творчеству, доброжелательность. | |
ООД 4. Чтение рассказов Л. Кассиль "Пехота", "Сестра" | Познакомить детей с рассказами Л. Кассиля об армии; формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию рассказов, используя в речи разные виды предложений; развивать познавательные интересы детей, воспитывать любовь к армии. | |
ООД 5. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц - ч | Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц-ч. Продолжать развивать фонематический слух. Воспитывать желание заниматься. | |
ООД 6. Пересказ рассказа В. Осеевой "Сыновья" | Формировать у детей умение связно, последовательно пересказывать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать умение объяснять смысл пословиц. Воспитывать любовь к матери. | |
Международный женский день" (4 неделя февраля - 1 неделя марта) | 1.Дидактическая игра «Найди пару» 2.Игра «Отгадай» 3.Дидактическая игра «Кто в домике живет» 4.Настольно-печатная игра «Чем питается зверек» 5.Рисование на тему: «Интересные истории нашей группы» 6.Индивидуальная работа с детьми. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком на основе использования предметных картинок. Упражнять в отгадывании мнемозагадки с опорой на схему. Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком путем использования предметных картинок. Развивать у детей логическое мышление, память, мелкую моторику рук. Вызвать у детей желание пополнить групповой альбом новыми историями из жизни группы, продолжать учить создавать простейшие мнемотаблицы. Поупражнять детей в чтении стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу. |
ООД 1.Рассматривание и составление рассказов о предметах | Расширять познавательные интересы у детей: познакомить с группами предметов, являющихся нашими домашними помощниками; формировать у детей умение при рассматривании групп предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие; совершенствовать навыки монологической речи. Продолжать формировать умение составлять рассказы о предметах используя мнемотехнику (графический план, мнемотаблицу). Развивать внимание, интерес к окружающим предметам. Воспитывать бережное отношение к ним | |
ООД 2.Заучивание стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" | Познакомить детей с новым стихотворением; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию строчками из текста; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать любовь к маме. | |
ООД 3.Чтение сказок народов севера "Кукушка", "Айога" | Познакомить детей со сказками народов Севера; формировать умение понимать скрытые мотивы поступков героев, определять их характер; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к сказкам народов России. | |
ООД 4. Беседа «Мамочка любимая» | Раскрыть детям многогранный образ матери труженицы, общественницы, воспитывать любовь и бережное отношение к своим матерям; формировать у детей умения непринужденному участию в беседе, отвечать на вопросы распространенными предложениями; развивать память и творческое воображение; воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. | |
Народная культура и традиции"(2-4 недели марта) | 1.Игра «Теремок» 2.Беседа «Знаешь ли ты» 3.Игровое упражнение «Скажи наоборот» 4.Игра «Составь из пиктограмм пару» 5.Творческое рассказывание «Придумай историю» 6.Создание мнемотаблиц по рассказам детей «Придумай историю» 7.Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» 8.Рассказывание детьми сказок «Теремок», «Репка» детям младшей группы. | Обогащать словарный запас детей, развивать навыки классификации на основе использования схемы. Отрабатывать у детей навыки речевого общения, развивать воображение, творческому рассказыванию (придумыванию небольшой истории и создании схемы своего рассказа). Упражнять в подборе слов-антонимов опираясь на карточки-схемы. Упражнять в согласовании существительных и глаголов (солнце светит, бабочка летает). Продолжать обучать детей творческому рассказыванию, опираясь на модель. Продолжать учить детей составлять мнемотаблицы по своим рассказам, зарисовывать их схематично. Упражнять в распознавании в абстрактных фигурах персонажей знакомых произведений. Закрепить навык пересказа сказок с опорой на мнемотаблицу. Вызвать у детей желание порадовать малышей. |
ООД 1. Составление рассказа о маме. | Формировать умение описывать образ матери используя элементы мнемотехники. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Развивать у детей умение составлять подробные и интересные рассказы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Воспитывать любовь к матери. | |
ООД 2. Беседа и рассказ воспитателя "День космонавтики" | Дать детям представление о космосе и космонавтах; формировать умение отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей. | |
ООД 3.Рассматривание и рассказывание о предметах "Швейные принадлежности" | Продолжать знакомить детей с принадлежностями быта, их назначением, формировать умение вычленять признаки предметов, определять материал, из которого сделана вещь; формировать умение правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы; воспитывать интерес к профессиям, бережное отношение к одежде. | |
ООД 4. Пересказ художественного произведения Е. Пермяка "Для чего нужны руки" | Формировать у детей умение связанно, последовательно пересказывать художественное произведение; правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Воспитывать уважение к труду. | |
ООД 5. Творческое рассказывание "Придумывание небылиц" | Развивать у детей творческое воображение; познакомить с жанром небылицы; формировать умение отличать реальную ложь от юмористических фантазий. Формировать умение придумывать свой рассказ и создавать серию символических изображений для передачи содержания своего рассказа. Продолжать развивать у детей умение выделять в образе самое главное, формировать воображение, способность к преобразованиям. Воспитывать интерес к созданию веселых, интересных рассказов. | |
ООД 6. Рассказывание по серии картинок "Утро в деревне" | Формировать у детей умение составлять повествовательный рассказ по одной из картин, придумывая предшествование и последующие события. Развивать умение передавать свой рассказ связно, в логической последовательности. Развивать монологическую речь, творческое воображение, память. Воспитывать интерес к домашним животным, интерес к словотворчеству. | |
Весна" (1-3 недели апреля) | 1.Беседа на тему: «Сказки К.И. Чуковского» 2.Составление рассказа «Весна идет» 3.Игра «Расскажи об игрушке» 4.Заучивание артикуляционной гимнастики. 5.Игра «Волшебники» 6.Игровое упражнение «Расскажи, где находиться. 7.Дидактическая игра «Разноцветные слова» 8.Заучивание наизусть стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» 9.Настольно-печатная игра «Правила дорожного движения» | Помочь детям вспомнить содержание сказок К. Чуковского. Совершенствовать навыки драматизации по серии сюжетных картинок. Уточнить и закрепить знание детьми признаков весны, развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. Продолжать учить детей описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы. Отрабатывать артикуляцию звуков «р-л» на основе мнемотаблицы. Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление. Упражнять детей в использовании пиктограмм, самостоятельно ориентироваться в системе знаков. Упражнять в практическом употреблении приставочных глаголов на основе использования карточек-схем. Познакомить детей с новым стихотворением, закреплять навык запоминать стихотворение и рассказывать его с опорой на схему. Тренировать логическое мышление, память, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. |
ООД 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р | Упражнять детей в различении звуков л - р в словах, фразовой речи; формировать умение слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Воспитывать внимание, усидчивость. | |
ООД 2. Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Продолжать формировать умение детей рассказывать о картине, придерживаясь плана; совершенствовать грамматический строй речи, развивать монологическую речь, творческое воображение. Воспитывать интерес к живой природе. | |
ООД 3. Чтение стихотворений о весне | Продолжать приобщать детей к поэзии, внимательно и заинтересованно слушать стихотворения. Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Воспитывать чуткость к художественному слову. Иллюстрации о весне. | |
ООД 4. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова "Грачи прилетели" | Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному виденью пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; формировать умение составлять описательные рассказы по пейзажной картине, с опорой на пиктограмму. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. | |
ООД 5. Заучивание стихотворения Е.Серова "Подснежник" | Формировать умение понимать содержание поэтического произведения, учить его наизусть; отрабатывать интонационную выразительность речи, умение отвечать на вопросы по тексту; воспитывать любовь к природе и поэзии. | |
ООД 6. Составление рассказов по пословице. | Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки, пословицы; формировать умение осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний. Закреплять навык составления рассказов по пословице на основе схемы. | |
"День Победы" (4неделя апреля - 1 неделя мая) | 1.Дидактическая игра «Какой, какая, какое» 2.Игра «Картинки убежали» 3.Игровое упражнение «Нарисуй слово» 4.Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», изготовление моделей- заместителей по этой сказке. 5.Игра «Маленькие слова» | Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам, путем введения определений. Развивать логическое мышление детей, умение достраивать логическую цепочку и вернуть на место пропущенные картинки. Продолжать учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Вспомнить с детьми знакомую сказку, вызвать интерес к придумыванию и изготовлению заместителей для дальнейшего разыгрывания сказки. Упражнять детей в использовании предлогов при составлении предложений. |
ООД 1. Рассказ воспитателя и чтение рассказов о войне. | Дать детям представление о праздновании Дня Победы; формировать умение детей принимать участие в беседе, используя личный опыт; развивать чувства детей: гордости за Родину, благодарности, любви к Отечеству, желание защищать всех, кто нуждается в защите. | |
ООД 2. Обучение рассказыванию по картинам. | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинам с последовательно развивающимся действием с опорой на план-схему. Развивать связную речь, умение составлять сложные предложения, используя в речи однокоренные слова, слова-синонимы. Воспитывать интерес к составлению рассказов. | |
ООД 3. Составление рассказов по картине «Весной в сквере» | Формировать умение составлять описательные рассказы по фрагментам и по всему содержанию картины; воспитывать эстетические чувства пробуждающейся природы. Сундучок, картина «Весной в сквере», план-схема рассказа по картине. | |
ООД 4. «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Развивать память, диалогическую речь детей. Воспитывать интерес к фольклору. | |
"Лето" (2-4 недели мая) | 1.Игровые упражнения на развитие грамматического строя речи. «Вижу кого», «Подарю кому», «Дружу с кем» и т. д. 2.Заучивание пальчиковой гимнастики с помощью мнемодорожек. 3.Чтение загадок, игра «Составь загадку» 4.Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», пересказывание сказки на основе графической схемы. 5.Настольно-дидактическая игра «Времена года» 6.Игровое упражнение «Составь предложение по схеме» | Упражнять в согласовании существительных и глаголов в роде, числе, падеже. Развивать мелкую моторику используя элементы мнемотехники. Упражнять в составлении загадок-описаний по плану. Упражнять детей в пересказывании сказки путем использования графической схемы. Развивать логическое мышление, кругозор, умение самостоятельно рассуждать, сравнивать, анализировать. Развивать речь детей. Упражнять детей в составлении предложений по схеме предложенной воспитателем. |
ООД 1."Птицы"- составление описательных рассказов | Формировать у детей умение составлять описательные рассказы по предметным картинкам, использовать в речи сложные предложения; развивать мышление и воображение. Воспитывать интерес и доброе отношение к птицам. | |
ООД 2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка" | Формировать умения детей пересказывать литературное произведение близко к тексту, понимать мотивы поведения героев и характеризовать их; развивать память, умение рассказывать, опираясь на личный опыт; воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. | |
ООД 3. Рассказы из личного опыта "Мои любимые цветы" | Формировать умения детей живо и эмоционально рассказывать о чем-то личном, передавая свои впечатления в рассказе последовательно и логично; использовать в речи сложные предложения, ввести в словарь детей слова: полевые цветы, садовые, лесные и их название; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать эстетические чувства. | |
ООД 4. Звуковая культура речи | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно их произносить. Упражнять в различении на слух сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков: с-з, с-ц, ш-ж, с-ш, ж-з. | |
ООД 5. Творческое рассказывание «Лето, ах лето!» | Продолжать формировать умения детей передавать свои впечатления в рассказе, использовать в речи предложения разных видов, раскрывая содержание, отбирать содержание рассказа в соответствии с планом; воспитывать любовь к природе родного края. Картинки на летнюю тематику, аудиозапись быстрой музыки, стихи, загадки, пословицы о лете. | |
ООД 6. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Развивать у детей интерес к речевым играм. Продолжать учить понимать шуточный характер небылиц. Активизировать словарь детей. Воспитывать умение понимать юмор, создать у детей веселое настроение. | |
ООД 7. Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на темы из личного опыта. Продолжать учить составлять мнемотаблицы и пиктограммы по своим рассказам. Развивать память, воображение, умение с помощью схем и символов выделять главные события и их последовательность. Воспитывать интерес к творчеству. | |
ООД 8. Лексические упражнения | Проверить, насколько богат словарный запас детей. Развивать грамматический строй речи, закрепить знания детей о разных способах образования слов. Воспитывать интерес к речевым играм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....
Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....