Особенности восприятия детьми литературных произведений
методическая разработка по развитию речи

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_detmi_literaturnyh_proizvedeniy.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». 

Для того, чтобы понимать как приобщать детей дошкольного возраста к литературным произведениям, необходимо хорошо понимать их особенности восприятия.

Для младших дошкольников характерно следующее:

- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;

- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);

- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;

- в центре внимания детей – главный персонаж;

- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);

- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;

- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);

- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника.

Дети среднего дошкольного возраста:

- способны глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере, возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;

- уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

- проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать.

- легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;

- характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;

- развивается воссоздающее воображение.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

- рост внимания к выразительным средствам языка;

- герои произведения становятся им ближе и понятнее;

- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);

- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;

- способность к элементарному анализу литературных произведений.

Таким образом, активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства.

В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы.

Нужно закреплять и развивать устойчивый интерес к книге и воспитывать любовь к художественному слову; наряду с непосредственным жизненным опытом детей, расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.); развивать воссоздающее воображение; учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел; помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; учить видеть скрытые причины поступков; помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведения; обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Для решения задач существенную роль играет правильный отбор произведений литературы. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Для полноценного восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста разработано несколько критериев:

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

 Методика заучивания стихотворений

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

На запоминание и воспроизведение стихотворений оказывают влияние следующие факторы:

- интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, если сам ребенок может перевоплотиться в образ произведения, если есть смежные рифмы, правильный ритм, звучность;

- близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, в которых даны образы детей, в которых описывается, что дети умеют делать, чего они хотят, что у них есть. Ребенок, слушая стихотворение, в котором есть образ активного, жизнерадостного, инициативного героя, ставит себя на его место. Уже дети младшего дошкольного возраста неодинаково относятся к одному и тому же содержанию. Одни из них предпочитают фольклорные жанры с напевными песенными мелодиями, другие проявляют интерес к стихотворениям с динамичным, маршевым ритмом;

- интерес к художественному изобразительному творчеству. Дети, любящие рисовать, лепить, часто начинают интересоваться стихами, которые дают стимул к этому виду деятельности;

- возможность выявить свои творческие способности (принять участие в празднике, в игре). Радость от реализации своих творческих возможностей, «участие в исполнительской деятельности» повышают интерес к искусству и создают условия для лучшего запоминания;

- характер оценочных суждений педагога. Необходимо поощрять даже небольшие достижения ребенка. Воспитатель должен убедит каждого воспитанника в том, что он может запомнить, припомнить то, что он предлагает;

- выразительность чтения стихотворений взрослыми. Выразительное чтение особенно важно при первичном знакомстве с произведением, так как ребенок определяет, нравится или не нравится ему произведение. Первые впечатления – это «семена» будущего творчества. Потеря этого важного момента может оказаться безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности. Исправить плохое чтение труднее, чем изначально создать хорошее;

- систематичность обучения. Если знакомство с поэтическими произведениями носит случайный характер или дети разучивают стихотворения только во время подготовки к праздникам, то у ребят не развивается потребность слушать и наслаждаться языком поэтических произведений, его звучностью, музыкальностью;

- овладение детьми способами, приемами запоминания. Важно неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать последовательную логическую связь между отдельными частями.

Подготовка воспитателя к процессу заучивания стихотворения с детьми:

1. выбор поэтического произведения для заучивания;

2. чтение стихотворения вслух для того, чтобы вдуматься в его смысл, понять и выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого расставить логические ударения, наметить паузы, определить ритм и темп чтения.

Задачи:

1. Познакомить детей со стихотворением (указать его название и автора).

2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения (сформулировать ее, можно использовать строчки стихотворения).

3. Развивать произвольную память детей, учить запоминать стихи осознанно.

4. Формировать умение читать стихи выразительно.

5. Воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям.

Таким образом, систематическое, направленное воздействие художественных произведений (как во время непрерывной образовательной деятельности, так и в режимных моментах) способствует  не только всестороннему развитию детей дошкольного возраста, но и развитию таких психических процессов, как: восприятие, внимание, память и, как следствие, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Слово для писателя является материалом из которого строится литературного произведение, а для читателя  -  материальная основа, нак оторой силой воображения заново восоздаются жизненные факт...

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,...

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и особенности восприятия детьми литературных произведений.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель...

Особенности восприятия детьми литературных произведений

Содержание данной консультации включает в себя информацию об ограниченном личном опыте, недостаточно глубоком понимании существенных связей и отношений, которые мешают детям понять некоторые моменты с...

Статья "Особенности восприятия детьми литературных произведений"

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании г...

особенности восприятия детьми литературных произведений

особенности восприятия детьми литературных произведений...

Особенности восприятия детьми литературных произведений.

Важным моментомвосприятия является воссоздающее воображение, кторое и помогает читателю сделать чувственно - ощутимым (видимым, слагаемым) выраженные слоом образы литературы. (Указывают Л. М Гурович, ...