Особенности восприятия детьми литературных произведений
статья на тему
Содержание данной консультации включает в себя информацию об ограниченном личном опыте, недостаточно глубоком понимании существенных связей и отношений, которые мешают детям понять некоторые моменты сюжета, идейного содержания книги и отдельные образные выражения. В сообщении мы подчеркиваем необходимость эмоциональной заинтересованности, личностного отношения к героям и ситуациям книги. Все это помогает детям глубоко и правильно воспринять прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_lit_proizv.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Содержание данной консультации включает в себя информацию об ограниченном личном опыте, недостаточно глубоком понимании существенных связей и отношений, которые мешают детям понять некоторые моменты сюжета, идейного содержания книги и отдельные образные выражения. В сообщении мы подчеркиваем необходимость эмоциональной заинтересованности, личностного отношения к героям и ситуациям книги. Все это помогает детям глубоко и правильно воспринять прочитанное.
Далее мы останавливаем свое внимание на особенностях восприятия детьми литературных произведений, а также на принципах отбора произведений. Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и вместе с тем расширяло их знания о нём, необходимо учитывать особенности восприятия книги, которыми отличаются дети того или иного возраста, обозначенные в трудах Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой и др.
Для детей этой группы характерно следующее:
-пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;
-формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;
-рост внимания к выразительным средствам языка;
-герои произведения становятся им ближе и понятнее;
-сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;
-понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;
-чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего);
-способность к элементарному анализу литературных произведений.
Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные О.И. Соловьёвой, М. М. Кониной. Л. М. Гурович и др.:
-литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
-необходимо учитывать возрастные особенности детей. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, «сюсюканье», а в учёте особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
-книга должна быть занимательной;
-в книге должна быть чётко выражена позиция автора. С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке;
-книги должны отличаться композиционной облегчённостью, т.е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли.
Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят: произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевёртыши, сказки); произведения русской и зарубежной классики (А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Н.А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др.); произведения современной отечественной литературы (В.В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С.В. Михалкова, М.М. Пришвина, С.Я. Чарушина, В. В. Бианки, Е. Благининой, З. Александровой и др.).
В круг детского чтения включаются произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы), народов других стран.
Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Слово для писателя является материалом из которого строится литературного произведение, а для читателя - материальная основа, нак оторой силой воображения заново восоздаются жизненные факт...
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,...
Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и особенности восприятия детьми литературных произведений.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель...
Статья "Особенности восприятия детьми литературных произведений"
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании г...
особенности восприятия детьми литературных произведений
особенности восприятия детьми литературных произведений...
Особенности восприятия детьми литературных произведений.
Важным моментомвосприятия является воссоздающее воображение, кторое и помогает читателю сделать чувственно - ощутимым (видимым, слагаемым) выраженные слоом образы литературы. (Указывают Л. М Гурович, ...
Особенности восприятия детьми литературных произведений
Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитыват...