РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Речецветик» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 1 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rechetsvetik_5-6_let.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного
направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№ ____ от __________20____г. _________Ю.С.Батуева
«__»____________2020 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Речецветик»
СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 1
с 5 до 6 лет
на 2020-2021 учебный год
Ф.И.О. и должность автора программы:
Демешкевич Наталья Николаевна
воспитатель высшей категории
Озерский городской округ Челябинской области
август, 2020
Содержание
I. Целевой раздел | ||
Пояснительная записка……………………………………………………… | ||
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с 5 до 6 лет………………………………………………………………………… | ||
1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры………………………………………………………………... | ||
II. Содержательный раздел | ||
2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 5-6 лет………… | ||
2.2 Средства обучения и воспитания……………………………………….. | ||
III. Организационный раздел | ||
3.1 Календарно-тематический план работы кружка «Речецветик» на 2020-2021 уч.г……………………………………………………………. | ||
IV. Методическое обеспечение программы…………………………………. |
- Целевой раздел.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).
Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.
Пояснительная записка
Программа кружка «Речецветик» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ «Об образовании».
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав МБДОУ ДС №10
- ФГОС ДО.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний. Если в грамматическом оформлении речи у детей встречаются устойчивые ошибки, то можно говорить о лексико-грамматическом недоразвитии речи. Дошкольники 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильно сформированной речью, впоследствии, составляют группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Имея полноценный слух и интеллект, у таких детей не формируется готовность к усвоению школьной программы.
1.1 Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Период от 3 до 7 лет - период дальнейшего усвоения морфологической системы.
К пяти годам словарь детей состоит из 2200 слов. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.
Но не всегда речь ребёнка развивается благополучно. Иногда ребёнок поражает нас частыми и устойчивыми грамматическими ошибками, с большим трудом овладевает грамматическим строем языка, что сопровождается и другими недостатками в развитии речи ребёнка.
Поскольку, в настоящее время, лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей, то их формированию следует уделить особое внимание.
- Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
–ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
–знаком с произведениями детской литературы.
Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» 5 – 6 лет:
усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;
умеет подбирать слова с противоположным значением;
правильно употребляет грамматические формы слова;
умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умеет строить простые распространенные предложения; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
составляет описательные рассказы с опорой на план-схему с соблюдением цельности и связности высказывания;
владеет простыми формами фонематического анализа,
владеет понятиями «слово» и «предложение»;
умеет составлять графические схемы слов;
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
получает новую информацию, как самостоятельно (задает вопросы, экспериментирует), так и с помощью взрослых;
правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические отношения;
пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
- Содержание психолого-педагогической работы
2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 5-6 лет.
Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
В работе с дошкольниками все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении.
Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
2.2. Средства обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания в детском саду рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.
Средства воспитания и обучения - это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, педагогическим требованиям.
Информационно-коммуникационные средства:
Наименование | Количество |
Магнитофон | 1 |
Ноутбук | 1 |
- Организационный раздел
3.1 Календарно-тематический план работы
кружка «Речецветик» на 2020-2021 уч. г.
№ | Темы | Формирование словаря и грамматического строя речи | Развитие связной речи | Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики |
1-2 недели | Обследование сентябрь | |||
3 | «Наша группа», Составление рассказа «Наша группа» «Как мы играли | Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; | Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме | Формировать общую моторику и координацию движений |
4 | «Наш детский сад» | Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени | Формировать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов | Формировать мелкую моторику |
5 | «Игрушки, ряд» Артикуляцион-ная гимнастика | Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными | Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов | Развивать артикуляторную моторику |
Октябрь | ||||
1 | «Листья» описательный рассказ | Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными; формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ | Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения |
2 | «Осень» | Формировать практическое усвоение и понимание антонимов | ||
3 | «Овощи» | Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени | Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов | |
4 | «Фрукты» | Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными | Формировать навыки диалогической речи. | |
Ноябрь | ||||
1 | «Овощи, фрукты» дифференциа-ция | Формировать практическое усвоение и понимание антонимов | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения | |
2 | «Перелетные птицы» | Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ. | ||
3 | «Наше тело» | Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; | ||
4 | «Дикие животные» | Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ | Продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений | |
Декабрь | ||||
1 | «Дикие животные и их детеныши» | Формировать практическое усвоение и понимание синонимов; формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ | Продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения |
2 | «Дикие животные» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных; формирование словаря и грамматического строя речи | Формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И и сложноподчиненных предложений | |
3 | «Зимние забавы» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных | Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок | |
4 | «Новогодняя елка» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных | Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок | |
Январь | ||||
1-2 | каникулы | |||
3 | «Зимующие птицы» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных | Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения |
4 | «Одежда» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных; формирование словаря и грамматического строя речи | ||
5 | «Обувь» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных | ||
Февраль | ||||
1 | «Одежда – обувь» | Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения |
2 | «Одежда-обувь» | Формирование словаря и грамматического строя речи; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа | |
3 | «Наши защитники» | Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Составления рассказа по картинке | |
4 | «Семья» | Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Составления рассказа по картинке | |
Март | ||||
1 | «8 Марта» | Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос | Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения |
2 | «Весна» | Формирование словаря и грамматического строя речи; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории | Составления пересказа | |
3 | «Животные и птицы холодных стран» | Формирование словаря и грамматического строя речи; формировать практическое усвоение простых способов словообразования | Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа | |
4 | «Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования | Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения | |
Апрель | ||||
1 | «Домашние животные» | Формировать понимание и практическое усвоение прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК- , предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,БЕЗ. | Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения | Продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения. |
2 | «12 апреля — День космонавтики» | Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ. | Формировать навыки составления творческого рассказа | |
3 | «Домашние птицы» | Продолжать формировать понимание и практическое усвоение прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-; предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ. | Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения | |
4 | «Посуда» | Формировать понимание и практическое усвоение образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; | Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения | |
Май | ||||
1 | «Мебель» | Продолжать формировать понимание и практическое усвоение образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; | Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения | Продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения. |
2 | «Профессии» | Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; | Формировать навыки описательного рассказа | |
3-4 | «Лето» обследование | Формировать навыки составления творческого рассказа |
IV. Методическое обеспечение программы
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыкальной деятельности в ДОУ на 2020 - 2021 учебный год.
Примерный музыкальный репертуар данной программы можно варьировать на усмотрение педагога и в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей детей....
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» с. Кваркено Оренбургской области
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» п. Кваркено района Оренбургской о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...
Рабочая программа для детей 3 - 4 лет на 2020 -2021 учебный год , на основе примерной основной общеобразовательной программы МБДОУ №14 " Теремок".
Рабочая программа для детей 3-4 лет...
Рабочая программа для группы детей раннего возраста на 2020-2021 учебный год
Программа включает разделы:- целевой раздел: описаны цели, задачи и система мониторинга образовательных результатов;- содержательный раздел: описано содержание образовательной деятельности по образова...
Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020 – 2021 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)
Пояснительная записка Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020-2021 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детст...