РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Речецветик» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 1 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Демешкевич Наталья Николаевна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_rechetsvetik_5-6_let.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личного

 направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»

Принято                                                                                       Утверждаю:

 на педагогическом совете                                                          Заведующий МБДОУ                                                                                            

№ ____   от __________20____г.                                                _________Ю.С.Батуева

                                                                                                       «__»____________2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Речецветик»

СТАРШЕЙ  ГРУППЫ № 1

с  5   до  6  лет

на 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. и должность автора программы:

Демешкевич Наталья Николаевна

воспитатель высшей  категории

Озерский городской округ Челябинской области

август, 2020

Содержание

I.  Целевой раздел

Пояснительная записка………………………………………………………

1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с 5 до 6 лет…………………………………………………………………………

1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры………………………………………………………………...

II. Содержательный раздел

2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 5-6 лет…………

2.2 Средства обучения и воспитания………………………………………..

III. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематический план работы кружка «Речецветик» на 2020-2021 уч.г…………………………………………………………….

IV. Методическое обеспечение программы………………………………….

  1. Целевой раздел.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.

Пояснительная записка

Программа кружка «Речецветик» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав МБДОУ ДС №10
  • ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний. Если в грамматическом оформлении речи у детей встречаются устойчивые ошибки, то можно говорить о лексико-грамматическом недоразвитии речи. Дошкольники 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильно сформированной речью, впоследствии, составляют группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Имея полноценный слух и интеллект, у таких детей не формируется готовность к усвоению школьной программы.

1.1 Развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Период от 3 до 7 лет - период дальнейшего усвоения морфологической системы.

К пяти годам словарь детей состоит из 2200 слов. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.

Но не всегда речь ребёнка развивается благополучно. Иногда ребёнок поражает нас частыми и устойчивыми грамматическими ошибками, с большим трудом овладевает грамматическим строем языка, что сопровождается и другими недостатками в развитии речи ребёнка.  

Поскольку, в настоящее время, лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей, то их формированию следует уделить особое внимание.

  1. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

–ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  

–знаком с произведениями детской литературы.

Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» 5 – 6 лет:

усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные;

умеет подбирать слова с противоположным значением;

правильно употребляет грамматические формы слова;

умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

умеет строить простые распространенные предложения; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;

составляет описательные рассказы с опорой на план-схему с соблюдением цельности и связности высказывания;

владеет простыми формами фонематического анализа,  

владеет понятиями «слово» и «предложение»;

умеет составлять графические схемы слов;

правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

воспроизводит слова различной звуко-слоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).  

получает новую информацию, как самостоятельно (задает вопросы, экспериментирует), так и с помощью взрослых;

правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические отношения;

пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».


  1. Содержание психолого-педагогической работы

2.1 Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи в работе с детьми 5-6 лет.

Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной  энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

В работе с дошкольниками все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.

Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении.

Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

2.2. Средства обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания в детском саду рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.

Средства воспитания и обучения - это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, педагогическим требованиям.

Информационно-коммуникационные средства:

Наименование

Количество

Магнитофон

1

Ноутбук

1


  1. Организационный раздел

3.1 Календарно-тематический план работы

кружка «Речецветик» на 2020-2021 уч. г.

Темы

Формирование словаря и грамматического строя речи

Развитие связной речи

Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики

1-2 недели

Обследование сентябрь

3

«Наша группа»,

Составление рассказа «Наша группа» «Как мы играли

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме

Формировать общую моторику и координацию движений

4

«Наш детский сад»

Формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

Формировать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов

Формировать мелкую моторику

5

«Игрушки, ряд»

Артикуляцион-ная гимнастика

Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными

Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов

Развивать артикуляторную моторику

Октябрь

1

«Листья» описательный рассказ

Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;

формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ

Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

2

«Осень»

Формировать практическое усвоение и понимание антонимов

3

«Овощи»

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного и множественного числа, глаголов настоящего и прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

Развивать навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов

4

«Фрукты»

Формировать практическое усвоение согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными

Формировать навыки диалогической речи.

Ноябрь

1

«Овощи, фрукты» дифференциа-ция

Формировать практическое усвоение и понимание антонимов

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

2

«Перелетные птицы»

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ.

3

«Наше тело»

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

4

«Дикие животные»

Выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ

Продолжать формировать и закреплять навыки составления простых

распространенных предложений

Декабрь

1

«Дикие животные и их детеныши»

Формировать практическое усвоение и понимание синонимов;

формировать понимание и практическое усвоение предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА,  ИЗ-ПОД, БЕЗ

Продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

2

«Дикие животные»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных;

формирование словаря и грамматического строя речи

Формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А,   НО, И и сложноподчиненных предложений

3

«Зимние забавы»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования   притяжательных прилагательных

Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок

4

«Новогодняя елка»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования   притяжательных прилагательных

Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного

рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок

Январь

1-2

каникулы

3

«Зимующие птицы»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования   притяжательных прилагательных

Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

4

«Одежда»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования   притяжательных прилагательных;

формирование словаря и грамматического строя речи

5

«Обувь»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования   притяжательных прилагательных

Февраль

1

«Одежда – обувь»

Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

2

«Одежда-обувь»

Формирование словаря и грамматического строя речи;

формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа

3

«Наши защитники»

Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Составления рассказа по картинке

4

«Семья»

Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Составления рассказа по картинке

Март

1

«8 Марта»

Формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос

Продолжать работу, которая проводилась в первом периоде обучения

2

«Весна»

Формирование словаря и грамматического строя речи; формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории

Составления пересказа

3

«Животные и птицы холодных стран»

Формирование словаря и грамматического строя речи; формировать практическое усвоение простых способов словообразования

Продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа

4

«Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования

Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения

Апрель

1

«Домашние животные»

Формировать понимание и практическое усвоение прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК- , предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,БЕЗ.

Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения

Продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения.

2

«12 апреля — День космонавтики»

Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО,  МЕЖДУ.

Формировать навыки составления творческого рассказа

3

«Домашние птицы»

Продолжать формировать понимание и практическое усвоение прилагательных с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-; предлогов ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, БЕЗ.

Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения

4

«Посуда»

Формировать понимание и практическое усвоение образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-,  -НИЦА-,  -ОНК-, -ЕНК- и др.;

формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения

Май

1

«Мебель»

Продолжать формировать понимание и практическое усвоение образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, -НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.;

формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

Продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения

Продолжать работу, которая проводилась в первом и во втором периодах обучения.

2

«Профессии»

Формировать практическое усвоение простых способов словообразования    притяжательных прилагательных;

формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

Формировать навыки описательного рассказа

3-4

«Лето»

обследование

Формировать навыки составления творческого рассказа

IV. Методическое обеспечение программы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыкальной деятельности в ДОУ на 2020 - 2021 учебный год.

Примерный музыкальный репертуар данной программы можно варьировать на усмотрение педагога и в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей детей....

Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности младшей группы "Подсолнушки" на 2020-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» с. Кваркено Оренбургской области

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Кваркенский детский сад № 1 «Колосок» п. Кваркено района Оренбургской о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...

Рабочая программа для группы детей раннего возраста на 2020-2021 учебный год

Программа включает разделы:- целевой раздел: описаны цели, задачи и система мониторинга образовательных результатов;- содержательный раздел: описано содержание образовательной деятельности по образова...

Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020 – 2021 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)

Пояснительная записка Рабочая программа для детей первой младшей группы на 2020-2021 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детст...