Использование загадок в воспитании и обучении детей.
материал по развитию речи

Евдошенко Анна Евгеньевна

     Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zagadok_v_vospitanii_i_obuchenii_detey.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование загадок в воспитании и обучении детей.

     Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.

     Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе во всех возрастных группах: они используются как приём, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность. Так, в младшей группе загадку предлагают в начале наблюдения над рыбкой.

                              Стеклянный домик на окне

                              С прозрачною водой,

                              С камнями и песком на дне

                              И с рыбкой золотой.

Воспитатель задаёт вопрос: «Кто узнал этот домик? Как он называется? Чей это домик? Кто в нём живёт?» После этого дети внимательно рассматривают рыбку, аквариум.

     Перед наблюдением вечернего неба в подготовительной к школе группе можно загадать такую, например, загадку: Лежит ковёр большой, большой, а не ступить на него ногой – и спросить: где этот ковёр?

     Перед рассматриванием картины «Белки» в старшей группе детям читают такую загадку:

                              Хвост пушистою дугой,

                              Вам знаком зверёк такой?

                              Острозубый, темноглазый,

                              По деревьям любит лазить.

                              Стоит он свой дом в дупле.

                              Чтоб зимою жить в тепле.

     С загадки можно начать беседу о времени года:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает.

     В подобных видах работы загадка вызывает интерес к предмету беседы или наблюдению и даёт повод для более подробного разговора о нём.

     Загадки используются не только в начале и в процессе наблюдения. Их можно применять и в итоге беседы. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети выражают свои представления словом. Загадка может служить здесь своеобразным завершением и обобщением процесса наблюдения, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Так, собирая грибы, ребята учатся съедобные от ядовитых. Они легко отмечают яркие отличительные признаки подосиновика и мухомора: у того и другого красная шляпка, только у мухомора на ней белые пятна, ножки же разные – у подосиновика толстая, а у мухомора тонкая, с поясом.

     Для закрепления знаний об отличительных признаках грибов можно предлагать такие загадки:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

А вот кто-то важный на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

     Загадки могут быть средством проверки и закрепления знаний. В этом случае  их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей более привлекательным, воспитатель загадывает загадки о предметах туалета:

Мойдодыру я родная,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.

Затем спрашивает: о чём загадка? Что надо сделать, чтобы умыться? Дети выполняют действия, указанные в загадке (открывают кран, моют руки).

     – Теперь возьмите то, о чём говориться в другой загадке. Гладко, душисто, моет чисто, – говорит воспитатель. Дети берут мыло, объясняют свой выбор.

     – Догадайтесь, о чём следующая загадка, – продолжает педагог. – У неё с утра дела: чистит зубы дор бела.

     Таким же образом предлагают загадки о расчёске, зеркале, полотенце и других предметах туалета.

     Собираясь с детьми старшей группы зимой на прогулку, воспитатель загадывает им загадки о предметах, которые нужно взять с собой.

     – Сегодня на прогулку мы пойдём не одни. Мы возьмём с собою удивительных коней. Кто догадается, что это за кони?

                               Два берёзовых коня

                               По снегам меня.

                               Кони эти рыжи,

                               А зовут их … (Лыжи.)

     Ещё одного коня нам надо взять:

Я катаюсь на нём

До вечерней поры,

Но ленивый мой конь

Возит только с горы,

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За верёвку вожу. (Санки.)

     

Собираясь на прогулку в тёплое время года, воспитатель предлагает детям взять для игр на участке предметы, о которых говорится в загадках:

                                 Когда весна берёт своё,

                                 И ручейки бегут звеня,

                                 Я прыгаю через неё,

                                 А она – через меня. (Скакалка.)

Кинешь в стену –

А я отскачу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу! (Мяч.)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (Велосипед.)

     Отгадав загадки и объяснив их, дети рассказывают, чем они будут заниматься на прогулке: «Мы будем кататься на велосипедах, прыгать через скакалку, играть в мяч».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Использование инновационных технологий воспитания и обучения детей с ОНР

Использование мнемотехники как средства развития речи у детей с ОНР позволяет расширить возможности обучения ребенка и вовлекает его в процесс занятия....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль загадок в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»

Отгадывание и придумывание загадок могут оказать большое воздействие на развитие воображения у детей.Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,...