Использование загадок в воспитании и обучении детей.
материал по развитию речи
Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zagadok_v_vospitanii_i_obuchenii_detey.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование загадок в воспитании и обучении детей.
Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.
Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе во всех возрастных группах: они используются как приём, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность. Так, в младшей группе загадку предлагают в начале наблюдения над рыбкой.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Воспитатель задаёт вопрос: «Кто узнал этот домик? Как он называется? Чей это домик? Кто в нём живёт?» После этого дети внимательно рассматривают рыбку, аквариум.
Перед наблюдением вечернего неба в подготовительной к школе группе можно загадать такую, например, загадку: Лежит ковёр большой, большой, а не ступить на него ногой – и спросить: где этот ковёр?
Перед рассматриванием картины «Белки» в старшей группе детям читают такую загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить.
Стоит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
С загадки можно начать беседу о времени года:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
В подобных видах работы загадка вызывает интерес к предмету беседы или наблюдению и даёт повод для более подробного разговора о нём.
Загадки используются не только в начале и в процессе наблюдения. Их можно применять и в итоге беседы. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети выражают свои представления словом. Загадка может служить здесь своеобразным завершением и обобщением процесса наблюдения, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Так, собирая грибы, ребята учатся съедобные от ядовитых. Они легко отмечают яркие отличительные признаки подосиновика и мухомора: у того и другого красная шляпка, только у мухомора на ней белые пятна, ножки же разные – у подосиновика толстая, а у мухомора тонкая, с поясом.
Для закрепления знаний об отличительных признаках грибов можно предлагать такие загадки:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
Загадки могут быть средством проверки и закрепления знаний. В этом случае их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей более привлекательным, воспитатель загадывает загадки о предметах туалета:
Мойдодыру я родная,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
Затем спрашивает: о чём загадка? Что надо сделать, чтобы умыться? Дети выполняют действия, указанные в загадке (открывают кран, моют руки).
– Теперь возьмите то, о чём говориться в другой загадке. Гладко, душисто, моет чисто, – говорит воспитатель. Дети берут мыло, объясняют свой выбор.
– Догадайтесь, о чём следующая загадка, – продолжает педагог. – У неё с утра дела: чистит зубы дор бела.
Таким же образом предлагают загадки о расчёске, зеркале, полотенце и других предметах туалета.
Собираясь с детьми старшей группы зимой на прогулку, воспитатель загадывает им загадки о предметах, которые нужно взять с собой.
– Сегодня на прогулку мы пойдём не одни. Мы возьмём с собою удивительных коней. Кто догадается, что это за кони?
Два берёзовых коня
По снегам меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (Лыжи.)
Ещё одного коня нам надо взять:
Я катаюсь на нём
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За верёвку вожу. (Санки.)
Собираясь на прогулку в тёплое время года, воспитатель предлагает детям взять для игр на участке предметы, о которых говорится в загадках:
Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка.)
Кинешь в стену –
А я отскачу.
Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу! (Мяч.)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (Велосипед.)
Отгадав загадки и объяснив их, дети рассказывают, чем они будут заниматься на прогулке: «Мы будем кататься на велосипедах, прыгать через скакалку, играть в мяч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей "Использование загадок в воспитании и обучении детей".
Учите детей отгадывать загадки...
Использование инновационных технологийвоспитания и обучения детей с ОНР
Использование мнемотехники как средства развития речи у детей с ОНР позволяет расширить возможности обучения ребенка и вовлекает его в процесс занятия....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль загадок в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Отгадывание и придумывание загадок могут оказать большое воздействие на развитие воображения у детей.Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,...
План по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...