План по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Использование фольклора в
воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
на 2021 – 2026 год.
Хусаиновой Айгуль Айдаровны
План по самообразованию на 2021-2022 год.
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского и русского фольклора.
Задачи: Основными задачами моего направления являются:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы;
2.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
3.Приобщить детей к русскому, татарскому фольклору;
4.Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
5. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
6. Воспитывать любовь к русскому, татарскому фольклору.
Актуальность выбранной темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает
Научиться говорить на татарском языке — это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение татарского языка- это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Дети в процессе игры, с большим удовольствием могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.
Двуязычие положительно сказывается на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся дети, владеющие двумя языками (билингвы). Как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие науки.
Содержание работы:
Работа с детьми:
Сентябрь | «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Изучение методической литературы. Подбор материала. |
Октябрь | Применять потешки в режимных моментах. Создание картотеки потешек для работы с детьми |
Ноябрь | Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам потешек. Изучение темы «Настольно – печатные игры по русским\татарским народным сказкам». |
Декабрь | Чтение детям русских/татарских народных сказок. Изучение темы: «Устное народное творчество, как средство духовно – нравственного различия личности ребенка». |
Январь | «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». Игры с пословицами, потешками. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». |
Февраль | «Из какой сказки герой», «Угадай сказку». Пальчиковые и жестовые игры в стихах. Изготовление картотеки русских\татарских народных сказок и пальчиковых и жестовых игр. |
Март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Изучение темы: «Театрализованные игры как средства развития речи детей». |
Апрель | Роль фольклора в развитии детей. Заучивание и проговаривание потешек. |
Май | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации) |
Самоанализ плана по самообразованию
2.Работа с родителями.
Сентябрь | «Чем играют наши дети?» Родительское собрание. |
Октябрь | «Загадки, поговорки, пословицы». Наглядно – текстовая информация. |
Ноябрь | «Роль родителей в нравственном воспитании детей». Беседа с родителями. |
Декабрь | «Умные игры». Консультация. |
Январь | « Диво – дивное, чудо – чудное». Выставка народных игрушек. |
Февраль | Значение малых жанров устного народного творчества. Консультация. |
Март | Оформление папки – передвижки. «В гостях у городецких мастеров». |
Апрель | «Русские народные, подвижные игры на прогулке». Консультация. |
Май | «Как играли наши дедушки и бабушки». Вечер русских народных посиделок. |
3. Самореализация
В течении года:
Подбор и изучение литературы в данном направлении.
Обмен информацией с родителями.
В течении года:
Посещение НОД, мероприятий коллег детского сада.
Беседы с коллегами по данной теме.
В течении года:
Участия в методических объединениях по данной теме.
Участия в обсуждении мероприятия.
Интернет – обмен передового опыта.
Обмен опытом на сайтах.
Беседы с воспитателями по обмену опытом.
4. Изучение методической литературы
В течении года:
Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
К.В.Закирова
Р.К.Шаехова
Г.З.Гарәфиева «Раз словечко, два словечко»
С. Әхмәтов «Уйныйбыз да жырлыйбыз» М.Ф.Кашапова «Ин татлы тел – туган тел»
Р.Ягъфәров «Кәҗә-мәкәрҗә»
Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»
Н.Исэнбэт.Балалар фольклоры пэм жырлы-сузле йоз торле уен.
З.К.Валиева.Балачак аланы.
Туган телдэ сойлэшэбез.Методик кулланма.
З.М.Зарипова,Р.С.Исаева.Устерешле уеннар.
К.В.Закирова,Л.Р.Мортазина.Балачак-уйнап-колеп усэр чак.
Изучение статей по данному направлению.
План самообразования на 2022-2023 год.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского\татарского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
Приобщать детей к русскому\татарскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Овладевать навыками общения и коллективного творчества.
Формировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности.
Актуальность выбранной темы:
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского \татарского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
План работы на год
Сентябрь - май
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
7. К.В.Закирова,Р.К.Шаехова
8. Г.З.Гарәфиева «Раз словечко, два словечко»
9. С. Әхмәтов «Уйныйбыз да жырлыйбыз»
10. М.Ф.Кашапова «Ин татлы тел – туган тел»
11. Р.Ягъфәров «Кәҗә-мәкәрҗә»
12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»
13. Н.Исэнбэт.Балалар фольклоры пэм жырлы-сузле йоз торле уен.
14. З.К.Валиева.Балачак аланы.
15. Туган телдэ сойлэшэбез.Методик кулланма.
16. З.М.Зарипова,Р.С.Исаева.Устерешле уеннар.
17. К.В.Закирова,Л.Р.Мортазина.Балачак-уйнап-колеп усэр чак.
Пополнить уголок ряженья русскими\татарскими народными костюмами.
Работа с детьми:
Сентябрь | Подготовка материала, учебной литературы по устному народному творчеству. Знакомство детей с устным народным творчеством через сказки. Чтение русских\татарских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Лисичка со скалочкой» и др. |
Октябрь | Отгадывание загадок.Приобрести в группу раскраски по русским \татарским народным сказкам. Досуг «Вечер загадок». Изготовление атрибутов дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Газета-журналлардан («Сабантуй», «Мәгариф», «Салават күпере», «Күчтәнәч») кирәкле мәгълүмат алу, методик кулъязмалар ѳйрәнү. |
Ноябрь | Знакомство с колыбельными песнями («Баюшки-баю», «Котик-Коток», «Ой-люли» , «Әлли-бәлли бәү” , “Йокла-йокла,курчагым!” и др.) Создание картотеки колыбельных песен. 27 ноябрь – Әниләр кѳне. |
Декабрь | Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Татарской народной сказки “Кем нәрсә ярата?” «Нардуган» бәйрәме. |
Январь | Разучивание считалок. Создание картотеки считалок для работы с детьми. |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским \татарским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица». 21 февраль – Ана теле кѳне. 23 февраль – Ватанны саклаучылар кѳне. |
Март | Пальчиковые игры на основе русских\татарских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Создание картотеки пальчиковых игр. 27 март – Бѳтендѳнья театр кѳне. Нәүрүз мөбәрак бад!-Кышны озату-язны каршы алу бәйрәме. |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Создание картотеки потешек для работы с детьми. 26 апрель – Г.Тукай туган кѳне. |
Работа с семьёй:
Октябрь | Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольников». Изготовление папки-передвижки по теме «Роль загадки в воспитании дошкольников». |
Ноябрь –Январь | Консультация: «Почитай мне мама сказку»,или «С какими книжками лучше дружить». Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Самореализация |
Март | Консультация «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки» Консультация для родителей «Влияние русского\ татарского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» |
Планируемый результат
Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.
Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет.
Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.
Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.
Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.
План по самообразованию на 2023-2024 год.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе русского народного творчества.
Актуальность выбранной темы.
Возраст 4-5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы ( загадки, потешки, прибаутки, заклички, песенки, скороговорки , пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно , так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности , развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и форму родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведения словесного творчества русского\татарского народа, характера знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают дошкольные произведения, благодаря их мягкому уровню, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество –неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показателей его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год.
Сентябрь-Май
Изучение литературы:
1.БабуринаГ.И.,Кузина Т.Ф.Народная педагогика в воспитании дошкольника.М.,1995г
2. Даль В.И Пословицы и поговорки русского М.,2009
3. Жаворонушки-песни, приговоркипотешки, прибаутки,считалки/Сост. Г. Науменко,
М.,1998
4. Князева О.Л,Маханёва М.Д.Приобщение детей кистокам русской культуры: Учеб.-
метод. Пособие, 2-е изд. Перераб. И дополн.СПб, 2008
5. Козырева Л.М.Говорю красиво и правильно. Развитие речи детей от
рождения до 5ти лет.М.,2005
6. Русский фольклор/Сост. В. Аникин, 1985
К.В.Закирова
Р.К.Шаехова
Г.З.Гарәфиева «Раз словечко, два словечко»
С. Әхмәтов «Уйныйбыз да жырлыйбыз» М.Ф.Кашапова «Ин татлы тел – туган тел»
Р.Ягъфәров «Кәҗә-мәкәрҗә»
Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»
Н.Исэнбэт.Балалар фольклоры пэм жырлы-сузле йоз торле уен.
З.К.Валиева.Балачак аланы.
Туган телдэ сойлэшэбез.Методик кулланма.
З.М.Зарипова,Р.С.Исаева.Устерешле уеннар.
К.В.Закирова,Л.Р.Мортазина.Балачак-уйнап-колеп усэр чак
Работа с детьми:
Октябрь | Отгадывание детьми загадок. Досуг « Вечер загадок». |
Ноябрь | Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки « Теремок». |
Декабрь | Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). Конкурс для родителей на лучшую папку-раскладушку «Песенки-потешки». |
Январь | Знакомство и обыгрывание сказки «Зимовье». Показ родителям презентации «Роль народного творчества в жизни детей». |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижныеигры. Развлечение « Широкая Масленица». |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность « Поиграем пальчиками». |
Апрель | Знакомство с потешками, закличками о солнце. Досуг« Солнышко, нарядись, красное, покажись». |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете. |
План по самообразованию на 2024-2025 год.
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений татарского и русского фольклора.
Задачи:
Основными задачами моего направления являются:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы;
2.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
3.Приобщить детей к русскому , татарскому фольклору;
4.Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
5. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
6. Воспитывать любовь к русскому ,татарскому фольклору.
Работа с детьми:
Сентябрь | Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста. «Осень, осень, в гости просим» осеннее развлечение. 1 сентябрь-день знаний. |
Октябрь | Применять потешки ,пословицы в режимных моментах Создание картотеки потешек и пословиц в работе с детьми. “Собрали урожай» вечер-посиделки. Выставка поделок из овощей и фруктов. |
Ноябрь | Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки « Гуси-лебеди»; татарской народной сказки «Өч кыз”. 27 ноября-День мамы-Әниләр көне. |
Декабрь | Подготовка к Новому году; чтение народных сказок. “Настольно-печатные игры по сказкам» своими руками. Выставка поделок,рисунков «Зимушка-зима» |
Январь | «Наша дидактическая ширма» своими руками. Воспитания трудолюбия, послушания и ответственности через сказки. Консультация для воспитателей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Пополняем костюмами костюмерную. |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица» Участия в методических объединениях по данной теме. |
Март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Изучение темы: «Театрализованные игры.как средство развития речи детей». 8 марта-Международный женский день.(Стихи,загадки,песни,пословицы) |
Апрель | Консультация для воспитателей: «Знакомим детей с народным творчеством» Изготовление дидактических игр: -«Кто что ест» -«Узнай потешку» -«Из какой сказки герой» Праздник «Науруз». День рождение Габдуллы Тукая. Инсценировка стихов « Сөткә төшкән тычкан ”,”Гали белән кәҗә”. |
Май | День Победы.Выставка поделок. «Чем играют наши дети?» «Как играли наши дедушки и бабушки» диолог,обмен опытом. “Сабантуй” Татарский народный праздник. |
План работы на год:
Наки Исанбет «Детский фольклор»
Р.А. Файзуллина «Татарская поэзия и фольклор в детском саду.»
М. Ф. Кашапова «Иң татлы тел- туган тел».
Р.Ф.Харрасова “Бармакларны уйнатык, туган телне өйрәник».
Ф.Ю.Юсупов, З.Ф.Камалова, Р.А Бурганова «Хрестоматия для детских садов» - «Гөлбакча” Р.К. Шаехова. Региональная программа дошкольного образования.
К.В. Закирова «Балачак аланы»
К.В. Закирова, Л.Р. Мортазина «Балачак- уйнап-көлеп үсәр чак».
З.Г. Ибрагимова «Шома бас».
Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46
Журнал «Дошкольное воспитание»:№2,2013г«Фольклорно-музыкальный калейдоскоп»,с.73
Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
Работа с семьёй :
Октябрь | Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Самореализация |
Март | Консультация для воспитателей «Влияние русского ,татарского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». |
Май | Открытый показ нод в старшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра. |
План по самообразованию на 2025-2026 год.
Актуальность:
Мы поставили перед собой большую задачу – не просто предста-вить устное народное творчество, но показать это же творчество в ис-тории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.
Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор вер-ное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки , жеребьёвки скорого-ворки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народ-ной педагогики, Некоторые виды необычайно богатого и многообраз-ного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского , татарского устного народного творчества принято назы-вать детским фольклором.
Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, эт-нографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педаго-гической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогаща-лась ею.
Научиться говорить на татарском языке — это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение татарского языка- это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Дети в процессе игры, с большим удовольствием могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.
Двуязычие положительно сказывается на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся дети, владеющие двумя языками (билингвы). Как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие науки.
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
1. «Татарский детский фольклор», Р.Газизов, «Раннур», 1999.
2. «Раушан көзгесе”,Р.Ш.Халикова, Казан, “Магариф”.1999.
3. “Әй уйныйбыз, уйныйбыз...”, К.В.Закирова, Л.Р.Мортазина, Казан, 2013.
4.”Бәйрәмнәр бәйләме”, В.Г.Гомәрова, Ф.Я.Зарипова, Казан, “Мәгариф”,2005.
. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.
5. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
6. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
8. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми:
Сентябрь | Знакомство с татарским \русским детским фольклором. Консультация для родителей о татарском \русском детском фольклоре. Консультация по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Отгадывание детьми загадок. |
Октябрь | Публикация «Календарные обряды». Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Тематические беседы «Татарские\русские игрушки и посуда». Дидактические игры по татарским\русским народным сказкам. |
Ноябрь | Театрализованная постановка. Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ. Открытый показ од |
Декабрь | Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника" Семинар – практикум по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»,«Игровой фольклор». |
Январь | Просмотр кукольного театра по татарским народным сказкам, хороводы. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Февраль | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление родителей. Подготовка развлечения «Науруз». Привлечь родителей к обогащению материала. Разучивание песен и стихов про Масленицу. -Знакомство с пословицами и поговорками. |
Март | Пальчиковые игры на основе татарских\русских народных потешек. Празднику «Науруз». Конкурс рисунков на любимые народные сказки. |
Апрель | Привлечь родителей к обогащению материалов конкурса рисунков Знакомство с народными играми. |
Май | Знакомство с закличками, потешками о солнце. Привлечь родителей к подготовке выставке. Прослушивание аудио сказок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста
Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....
План по самообразованию за 2017-2022 год. Тема: Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.
В плане отображены пути и средства повышения своего профессионального уровеня в области обучения детей игре на детских музыкальных инструментах,изучение и внедрение в работу передовой опыт ведущих спе...
Использование малых форм фольклора в воспитании и обучении детей раннего возраста
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. С помощью фольклора взрослый л...
План по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью русского фольклора.Задачи: Осн...
Отчет по самообразованию «Использование фольклора в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитиве...