Консультация для воспитателей "Использование загадок в воспитании и обучении детей".
консультация ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование загадок в воспитании и обучении детей.
Загадка широко используется в общей системе образовательно-воспитательной работе: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.
Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе во всех возрастных группах: они используются как прием, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность.
Так в младшей группе загадку предлагают в начале наблюдения за рыбкой. «Стеклянный домик на окне, с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой». Воспитатель задает вопросы: Кто узнал этот домик? Как он называется? Чей этот домик? Кто в нем живет? После этого дети внимательно рассматривают рыбку, аквариум.
Перед наблюдением вечернего неба в подготовительной группе можно загадать такую загадку: «Лежит ковер большой, большой, а не ступить на него ногой» И спросить: «Где этот ковер?»
Перед рассматриванием картины «Белки» в старшей группе детям читают такую загадку: «Хвост пушистой дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый темноглазый, по деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.»
С загадкой можно начать беседу о времени года: «Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: «В спячку впал в бору медведь». Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
В подобных видах работы загадка вызывает интерес к предмету беседы и наблюдению и дает повод для более подробного разговора о нем.
Загадки используются не только в начале и в процессе наблюдения, их можно применять и в итоге беседы. Например: рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различия между ними, дети выражают свои представления словом. Загадка может служить здесь своеобразным завершением и обобщением процесса наблюдения, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Так, собирая грибы, ребята учатся отличать съедобные от ядовитых. Они легко отмечают яркие отличительные признаки подосиновика и мухомора: у того и у другого красная шляпка. Только у мухомора на ней белые пятна, ножки же разные-у подосиновика толстая, а у мухомора тонкая, с пояском. Для закрепления знаний об отличительных признаках грибов можно предлагать такие загадки:
«Я родился в день дождливый, под осиной молодой. Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой».
«А вот кто-то важный на беленькой ножке: Он с красною шляпкой,-на шляпке горошки.»
Загадки могут быть средством проверки и закрепления знаний. В этом случаи их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей более привлекательным, воспитатель загадывает загадки о предметах туалета: «Мойдодыру я родня отверни-ка ты меня, и холодною водою-живо я тебя умою.» Затем спрашивает: «О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться? Дети выполняют действия, указанные в загадке (открывают кран, моют руки)
-Теперь возьмите то, о чем говорится в другой загадке: «Гладко. Душисто, моет чисто-говорит воспитатель. Дети берут мыло, объясняя свой выбор.
-Догадайтесь, о чём следующая загадка. - «У нее с утра дела чистит зубы до бела». Таким образом предлагают загадки о расчески, зеркале, полотенце и других предметах туалета.
Собираясь с детьми старшей группы зимой на прогулку, воспитатель загадывает им загадки о предметах, которые нужно взять с собой.
-Сегодня на прогулку мы пойдем не одни. Мы возьмем с собой удивительных коней: «Кто догадается, что это за кони?» Два березовых коня, по снегам несут меня. Кони эти рыжи, а зовут их …(лыжи)
-Еще одного коня нам надо взять: «Я катаюсь на нем до вечерней поры, но ленивый мой конь возит только с горы. А на горку всегда, сам пешком я хожу и коня своего за веревку вожу» Собираясь на прогулку в теплое время года, воспитатель предлагает детям взять для игр на участке предметы, о которых говорится в загадках: «Кинешь в стенку –а я отскочу. Бросишь на землю-а я подскочу.»
«Когда весна берет свое и ручейки бегут звеня. Я прыгаю через нее, а она через меня»
Отгадав загадки и объяснив их, дети рассказывают, чем они будут заниматься на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей
Информация для оформления родительского уголка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль загадок в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»
Отгадывание и придумывание загадок могут оказать большое воздействие на развитие воображения у детей.Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,...
Использование загадок в воспитании и обучении детей.
Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребёнка к наблюдениям,...
Консультация: "Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей"
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения....
Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"
Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт" Федеральные государственные требования к структуре основной ...
Консультация для воспитателей «Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт»
Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в...
21/08/2023 Консультация для родителей «Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Важные задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»Детям исполнилось 4 года. Они переходят в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности поя...