Использование инновационных технологийвоспитания и обучения детей с ОНР
презентация
Использование мнемотехники как средства развития речи у детей с ОНР позволяет расширить возможности обучения ребенка и вовлекает его в процесс занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_-_kopiya.pptx | 571.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с «Системой коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой процесс обучения детей связной речи направлен на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач : 1. Развитие свободного общения между взрослыми и детьми. 2 . Развитие всех компонентов устной речи. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Навыки связной речи оказывают влияние на эстетическое развитие и помогают детям стать общительнее, увереннее в себе. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа . Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов, способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по этой теме приписывают Цицерону . Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Л.С . Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил еще один фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Дидактические и гры и игры на р азвитие м елкой моторики Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
Дидактические игры Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» средний возраст Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж) Загадки
Задачи педагога: Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей с ОНР. Выявить уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР Разработать тематическое планирование по использованию мнемотехники с целью повышения уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР. Создать базу дидактических материалов, необходимую для работы с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению. Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания, памяти, воображения детей. Способ моделирования является эффективным средством всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Использованная литература Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Белоусова Л.Е «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники». Журнал «Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр при обучении детей грамоте
Материал для педагогического совета.Представлены дидактические игры для закрепления материала по обучению дошкольников грамоте....
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...
Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций
В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных ...
Использование нетрадиционного оборудования при обучении детей плаванию.
Статья о поиске новых путей и форм повышения двигательной активности детей дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования....
Консультация для воспитателей: «Использование занимательного материала по обучению детей грамоте в НОД»
материал для воспитателей...
Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если ...
Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...