Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
1.Образовательные:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
2.Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;
-развивать мышление, память, связную речь;
3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Предварительная работа:
Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.
Методы и приёмы: 1.Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2.Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3.Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4.Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи
Ход ООД:
1 этап – мотивационно- ориентировочный
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка
Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
-А сейчас встретим другого гостя.
-Послушайте загадку.
-Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется картинка
Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
-Как шипит змея? (шшш)
2 этап – поисковый
Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
- Чем отличаются эти звуки (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
3 этап – практический
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
1. Артикуляционная гимнастика.
-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»
2. Дидактическая игра «Поймай звук»
Воспитатель: -Я буду называть звуки, если вы услышите звук ш или ж хлопните в ладоши.
Потом я буду называть слова в которых есть звук ж или ш. Если услышите звук Ш или Ж хлопните в ладоши.
Итак,начали:
Звуки А, О, И, Ж, Е, У, Ш, Н, Л, Ш, Ж.
-Слова Шапка, мыло, картинка, жираф, кукла, машина, мяч.
Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
3. «Добавь слово»
Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
6. Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
7. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
4. Физ.минутка «У жирафа пятна»
Загадка Он пятнистый великан –
Шея длинная, как кран:
По сафари ходит «граф»,
А зовут его ...
5. А сейчас я посмотрю как вы умеете за мной повторять.
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.
Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
6. «Определи звук в слове» работа с карточками
Вызвать ребенка к доске и попросить определить где находится звук в начале, в середине или в конце слова.
7. Игра «Назови ласково». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны назвать ласково.
Например: снег-снежок
Слова:
утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.
4 этап – рефлексивно- оценочный
Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-357396-1439915630.jpg)
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-755567-1487604961.jpg)
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-400496-1393652811.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063432-1538245067.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194657-1359838677.jpg)
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-558312-1664292412.jpg)
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...