проект "Песочная страна"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
проект для развития тонких движений пальцев рук посредством игр с песком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_spetsialnoe.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
______________Песочная страна______________
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №260» (IV вида)
Социально - педагогический проект
«Песочная страна»
(песочные игры в коррекционно-развивающей работе
по формированию тонких движений пальцев рук
у детей с нарушениями зрения и речи)
Руководитель проекта:
Августова О.М
Автор проекта:
Погонина
Наталья Викторовна
учитель-логопед МОУ
Новокузнецк,
2011
Содержание
Паспорт проекта
- Актуальность разработки и реализации проекта.
- Анализ исходного состояния проблемы.
- Цель и задачи проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Предполагаемый результат.
- Схема реализации проекта.
- Модель реализации проекта.
- Концептуальные основы проекта.
Список литературы.
Приложение №1. Перспективный план реализации проекта
«Песочная страна».
Приложение №2. Практический материал для реализации проекта
«Песочная страна».
Приложение №3. Критериально-оценочный инструментарий
изучения эффективности реализации проекта.
Приложение №4. Эффективность реализации проекта
Приложение №5. Фотопрезентация реализации проекта
«Песочная страна».
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Песочная страна» |
Тип проекта | Социально – педагогический. |
Основные разработчики проекта | Погонина Наталья Викторовна; учитель-логопед |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: формирование тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями зрения и речи посредством песочных игр и упражнений. Задачи:
|
Сроки и этапы реализации проекта | 2009 – 2010 уч.г.
|
Перечень основных мероприятий |
|
Целевые участники | Учитель-логопед, дети старшей группы, родители |
Ожидаемый конечный результат | Дети:
Родители:
Условия:
|
Актуальность разработки и реализации проекта
Сделать серьёзное занятие для ребенка
занимательным – вот задача
первоначального обучения.
К.Д.Ушинский.
В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”.
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются значительно чаще, чем у детей без зрительной патологии, это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности.
Практика показывает, что у детей с нарушениями речи и зрения редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. У большинства детей страдает поведенческий аспект: они гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые, не могут сосредоточиться на одном задании. Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания.
Незрячие дети для восприятия используют осязание и остаточное зрение, если оно имеется, и надо научить их делать это правильно. В работе с такими детьми, тактильным ощущениям уделяется особое внимание, так как информация через осязание во многом идентично зрению. При этом надо применять специальные методические приемы и способы.
Для решения этой проблемы разработан проект по формированию тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи и зрения через игры с песком.
Целью данного проекта является – формирование тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями зрения и речи посредством песочных игр и упражнений.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать ориентировку в ограниченном пространстве;
- совершенствовать координацию речи с движением;
- формировать творческие способности, воображение, фантазию.
Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить специально разработанный критериально - оценочный инструментарий (см. приложение №3). Диагностика проводится перед началом реализации проекта, в ходе его реализации и на заключительном этапе, что позволяет вовремя диагностировать и устранять пробелы.
Особенностью данного проекта является то, что в песочной игре создается естественная стимулирующая среда, у ребенка стабилизируется эмоциональное состояние, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, снимается мышечная напряженность, совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук.
Данный проект носит инновационный характер, так как его результаты дополняют и вносят новые элементы в организацию и содержание коррекционной работы.
Проект основан на принципах:
Принцип развития отражает четкую ориентацию творческой деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе коррекционной работы.
Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями речи и зрения.
Анализ исходного состояния проблемы
Тонкие движения пальцев рук
Дошкольники испытывают затруднения при сочетании речи с движениями; при переключении с одного действия на другое. При выполнении заданий допускают ошибки.
Действия с предметами
Дошкольники испытывают затруднения при выполнении синхронных движений правой и левой рукой; наблюдается моторная неловкость. Выполняя действие по образцу, допускают ошибки.
Графические навыки
У дошкольников наблюдается слабая ориентировка в ограниченном пространстве. Ведущая рука действует с напряжением, скованно. Темп выполнения заданий средний. Графические образы воспринимаются с незначительным искажением.
Этапы реализации проекта
I этап – Организационно-подготовительный этап (2009г.)
- Всестороннее изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы.
- Определение конкретных целей, задач по реализации проекта.
- Разработка диагностического материала с целью выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
- Организация проектной деятельности (изготовление песочницы, подбор игр и упражнений).
- Разработка перспективного плана индивидуальной работы по развитию мелкой моторики с использованием песочных игр.
II этап – Технологический этап (2009г.)
- Реализация перспективного плана индивидуальной работы по формированию тонких движений пальцев рук.
- Проведение открытых занятий, консультаций для родителей, выступление на родительских собраниях.
- Проведение конкурса для родителей «Лучшая песочница».
- Проведение конкурса детского рисунка «Песочная Фея».
III этап – Рефлексивно-обобщающий (2010г.)
- Анализ уровня сформированности тонких движений пальцев рук дошкольников.
- Подведений итогов работы создание фотопрезинтации опыта реализации проекта.
- Определение перспектив для дальнейшего развития творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
Дети:
- Высокий уровень сформированности тонких движений пальцев рук.
- Повышение уровня мотивации к занятиям.
- Снижение уровня напряжения, возбудимости; стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Родители:
- Повышен интерес к коррекционной работе.
- Активное участие в совместной деятельности.
Условия:
- Индивидуальные песочницы для коррекционной работы.
- Картотека пальчиковых игр в песочнице.
- Конспекты занятий с использованием песочных игр.
- Диагностический материал для выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
- Положения о конкурсах.
Схема проекта
Содержание работы
Содержание работы представлено в модели организации песочных игр для формирования тонких движений пальцев рук.
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Диагностика уровня сформированности тонких движений пальцев рук детей с целью отслеживания динамики развития по критериям. 2. Индивидуальные занятия с детьми. 3. Песочные игры, игры-путешествия, пальчиковые гимнастики. | Два раза в год (октябрь, май) В течение года В течение года |
2.Сотрудничество с родителями. | 1. Родительские собрания, консультации. 2. Помощь в организации песочной деятельности. 3. Изготовление атрибутов для работы с песком. 4. Конкурс для родителей «Лучшая песочница». 5. Конкурс рисунков «Песочная Фея». 6. День открытых дверей: занятие с использованием песочных игр «В гостях у Песочной Феи». | В течение года В течение года В течение реализации проекта Сентябрь Октябрь Январь Март |
3. Методическое сопровождение. | 1. Организация предметно-развивающей среды. 2. Картотека пальчиковых игр в песочнице. 3. Подборка методической литературы. 4. Консультативный материал для педагогов, родителей. | В течение реализации проекта В течение года В течение года В течение реализации проекта |
Концептуальные основы реализации проекта
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру… Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в коррекционно-развивающих целях.
Перенос коррекционных занятий в песочницу дает большой образовательный эффект:
- В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются речь и моторика, а так же все познавательные функции.
- В играх с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать.
- В играх с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, снимать напряжение, возбудимость.
Поэтому в своей работе выбрала приоритетное направление: песочные игры в коррекционно-развивающей работе по формированию тонких движений пальцев рук у детей с речевыми нарушениями. Направление своей деятельности разделила на этапы.
На первом (информационном) этапе изучила научно-методическую и психолого-педагогическую литературу. Приступила к работе по организации «педагогической песочницы»: водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта синего цвета, высота бортов не менее 10 см; песок желтого цвета, просеянный, промытый, прожаренный в духовом шкафу. Подготовила атрибуты для работы с песком: лопатки широкие кисти, разнообразные формочки, ламинированные картинки, наборы игрушек.
На втором (технологическом) этапе подобрала и систематизировала по лексическим темам пальчиковые игры для работы в песочнице. Планируя работу по формированию тонких движений пальцев рук, учитывала опыт и впечатления детей. Когда ребенок сам ищет ответ, эмоционально переживает процесс познания.
Разрабатывая перспективный план, разделила игры и упражнения с песком на 2 блока:
I.Блок: игры и упражнения с сухим песком.
II.Блок: игры и упражнения с мокрым песком.
I.Блок: игры и упражнения с сухим песком.
Блок делится на три этапа.
- Ориентировочный этап.
На данном этапе дети знакомятся с игрушкой-посредником в играх с песком, ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех к себе в песочницу, в свой песочный мир. Через игрушку я ознакомила детей с правилами поведения в песочнице.
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот.
- После игры надо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать песочницу.
- После игры в песке надо помыть руки.
Занятия в песочнице начинаю и заканчиваю ритуалом приветствия и ритуалом прощания с ФЕЕЙ (звук колокольчика).
- Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
На данном этапе ребенок знакомится с песком, его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает детям игры: на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, развитие пространственных представлений (ориентировка в ограниченном пространстве), для регуляции расслабления и напряжения, для снижения психофизического напряжения, а так же развития речевого дыхания.
- Этап игр и упражнений с погружением в песок.
На данном этапе детям предлагаются игры с погружением в песок. Игры направлены на развитие образного мышления, тактильной чувствительности, развитие зрительного восприятия.
II.Блок: игры и упражнения с мокрым песком.
Блок делится на два этапа.
- Ориентировочный этап.
Игрушка-посредник знакомит детей с мокрым песком и способам его увлажнения. Логопед обращает внимание детей на изменения, произошедшие с песком. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.
- Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.
Для повышения эффективности работы было решено привлечь родителей. Детально изучив вопрос, был намечен план работы с родителями. С целью расширить представления родителей о влиянии мелкой моторики на речь, была проведена консультация «Играем пальчиками и развиваем речь!», с целью знакомства родителей с песочной игротерапией был оформлен стенд «Есть такая интересная игра».
Родители являются активными участниками в создании развивающих пособий для игр в песке. Взаимодействие с родителями направлено на увеличение эффективности работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Литература
- Довгаль, Н. В. Логопедические игры в песочной стране [Текст] / Н. В. Довгаль // Логопед. – 2004. - №3. – С.84.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке [Текст]: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева , Т. М. Грабенкоб - СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии[Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева , Т. М. Грабенко - СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 400 с.: ил.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить [Текст] : пальчиковый игротренинг / М.М.Кольцова. - СПб.: Издательский дом «МиМ», 1998.- 186 с.
- Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ [Текст] / Я.Л. Обухов // Журнал практического психолога. - 1996. - №4. - С. 44-54.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л.П.Савина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 49 с.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.Е.Светлова. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005. – 145 с.
- Соколова Ю.А. Моторика [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: Издательство ЭКСМО, 2004. – 68 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В.Цвынтарный. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 21 с.
- Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия [Текст] : практикум по психотерапии / Л. Штейнхард - СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил.
Приложение №1
Приложение №2
Игры и упражнения
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику пальцев рук; снизить психофизическое напряжение.
Логопед от имени Песочной Феи просит разными способами дотронуться до песка:
- Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ребенок легко – с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
- Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
- Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: тепло – холодно, приятно – неприятно.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регулировать мышечное напряжение и расслабление.
Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный дождь. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь».
- Ребенок медленно – быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными, напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой в разных направлениях.
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.
- Логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные узоры, ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке или продолжить узор логопеда.
- Те же узоры на песке изготавливаются путем использования предметов (камешки, пуговицы и т.д.).
Упражнение «Мы едим в гости»
Цель: развивать пространственные представления, ориентировку в ограниченном пространстве, развивать мелкую моторику.
Ребенок по словесной инструкции пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку изображая, различные персонажи. Логопед в игровой форме закрепляет знания ребенка: верх – низ, право – лево, над – под, угол центр.
Песочная Фея: «Мы едим в гости к зайчику. Где живет заяц? (заяц живет в лесу, потому что он дикое животное). В каком углу песочницы растет лес? Кто живет рядом с зайчиком? Расставляются фигурки и картинки животных.
Игра – упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.
Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превратиться в кротов. Вот так. Можно нарисовать глаза нос и два зуба, на костяшках пальцев. Котам нужно выполнить задания под землей». Логопед погружает руки в песок и шевелит ими под песком, а затем осторожно раскапывает пальцы. Можно использовать кисточку, палочку.
Пальчиковые игры в песочнице
«Овощи»
У Лариски - две редиски (по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
У Алешки – две картошки.
У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки на ногах сапожки (загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших)
Как у нашей свинки на ногах ботинки,
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки («шагают» указательными и средними пальцами обеих рук по песку).
«Мыли посуду»
Раз, два, три, четыре (удар кулаками друг о друга, хлопок ладошами о песок),
Мы посуду перемыли (правая ладонь скользит по песку)
Чайник, чашку, кружку, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого в песке)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли (левая ладонь скользит по песку)
Только чашку мы разбили (загибают пальчики по одному, начиная с большого в песке)
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали, так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга, хлопок ладошами о песок).
«Повар»
Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони дети стучат по песку)
Повар леща берет и опускает в компот (загибают большой палец на левой руке в песочнице)
Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье (указательный палец)
Мешает суп кочерыжкой (средний)
Угли бьет поварешкой (безымянный)
Сахар сыплет в бульон (мизинец)
И очень доволен он! (разводят пальцы в стороны)
«Семья»
Как у нас семья большая, да веселая (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулаками попеременно).
Два у лавки стоят (загнуть большие пальцы на обеих руках),
Два учиться хотят (загнуть указательные пальцы на обеих руках).
Два Степана у сметаны объедаются (средние),
Две Дашки у кашки питаются (безымянные).
Две Ульки в люльке качаются (мизинцы).
«Мебель»
Раз, два, три, четыре (загибают пальцы в песочнице, начиная с большого),
Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки в песке).
В шкаф повесим мы рубашку (загибают пальцы, начиная с большого),
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
«Мальчик-пальчик»
-Мальчик-пальчик, где ты был? (загибать пальцы в кулак, начиная с большого в песке),
-С этим братцем в лес ходил.
-С этим братцем щи варил.
-С этим братцем кашу ел.
- С этим братцем песни пел.
«Белка»
Сидит белка на тележке, продает она орешки (хлопки ладонями и удары кулаками о песок попеременно)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке (загибают по одному пальцу, начиная с большего в песке),
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Кому в платок (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками о песок),
Кому в зубок,
Кому в лапочку
Приложение №3
Критерии оценки развития мелкой моторики рук у детей
1. Тонких движения пальцев рук.
•Сжимание пальцев в кулак.
•Сгибание каждого пальца попеременно на правой и левой руках.
•Соединить пальцы одной руки с пальцами другой. •Владение пальчиковыми играми.
- Действия с предметами.
•Выложить узор.
•Застегнуть-расстегнуть, зашнурить-расшнурить.
•Нанизывание предметов на нить.
•Укладывать в коробку правой и левой руками палочки.
3. Графические навыки.
•Умение держать карандаш.
•Проведение линий (горизонтальных, вертикальных, округлых).
•Дорисуй рисунок, срисуй.
•Работа с трафаретом.
•Штриховка.
•Графический диктант.
При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: точность и темп движений; переключение от одного движения к другому; синхронность движений правой и левой руки.
Задания для определения уровня развития
мелкой моторики рук детей
Задание №1 «Пальчиковые игры»
Цель: определить уровень развития моторной координации ребенка; умение ориентироваться на образец, умение, точно его копировать.
Инструкция к проведению.
1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок без труда четко и правильно выполняет все задания. Координирует речь с движениями.
Средний уровень.
Ребенок частично справляется, допускает незначительные ошибки, хорошо использует помощь.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает трудности при выполнении заданий; при переключении
с одного движения на другое. У ребенка плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями.
Задание №2 «Выложи узор», «Собери бусы», «Зашнури-расшнури»
Цель: определить уровень сформированности предметно-манипулятивной деятельности ребенка; выявить умение анализировать образец, устанавливать принцип его построения.
Инструкция к проведению.
- Логопед предлагает детям выложить из палочек: треугольник, квадрат, елочку; придумать свою фигуру.
- Логопед предлагает детям собрать бусы по образцу, придумать свой рисунок.
- Логопед предлагает продеть шнурок змейкой по прямой линии; зашнурить ботинок.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на нить; четко выполняет все задания. Синхронно выполняет действия правой и левой руками.
Средний уровень.
Выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; выполняет задания, принимает помощь.
Низкий уровень.
Ребенок испытывает затруднения при выкладывании узора; при выполнении синхронных движений правой и левой руки. У ребенка наблюдается моторная неловкость.
Задание №3 «Графический диктант», «Работа с трафаретом»
Цель:определить степень подготовленности руки ребенка к овладению письмом. Выявить уровень сформированности внимания и контроля за собственными действиями, умение ребенка строить свою деятельность по словесной инструкции.
Инструкция к проведению.
- Логопед предлагает детям обвести трафарет по внешнему и внутреннему контуру.
- Логопед предлагает продолжить ряд вертикальных и горизонтальных линий; словесный диктант (обведи клеточку, обведи две клеточки и т.д.).
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребенок правильно держит карандаш; линии четкие, уверенные; умеет печатать без образца; правильно работает с трафаретом; владеет разными видами штриховок.
Средний уровень.
Ребенок старается правильно держать карандаш; линии достаточно ровные; печатает по образцу; работает с трафаретом.
Низкий уровень.
Ребенок правильно держит карандаш при контроле взрослого; линии не ровные, нет соблюдения строки и интервалов; не владеет навыками штриховки.
В рамках проекта
« Песочные игры в коррекционно-развивающей работе по
формированию тонких движений пальцев рук у детей
с нарушениями зрения и речи»
Приглашаем принять участие в конкурсе детского рисунка
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ДЕТСКОГО РИСУНКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ»
1.1. Общие сведения о конкурсе:
- к участию в конкурсе приглашаются дети старшей группы;
- конкурс объявляется с 11 января 2010 года;
- рисунки принимаются до 19 января 2010 года.
1.2. Цели и задачи конкурса.
Цель конкурса: привлечение внимания взрослых и детей к коррекционно-развивающей работе.
Задачи конкурса:
- активизировать коррекционно-развивающий процесс;
- способствовать развитию воображения детей дошкольного возраста;
- сформировать экспозицию в МОУ по итогам конкурса.
2.2. Учредители конкурса:
Администрация МОУ
Педагогический совет
2.3. Оргкомитет:
Председатель оргкомитета – Августова О.М., директор МОУ
Члены оргкомитета:
Соколова Г.Н., вос-ль высш.кв.кат.,
Погонина Н.В., учитель - логопед.
2.3. Функции оргкомитета:
- разрабатывает и утверждает положение о конкурсе;
- определяет и контролирует общий порядок проведения конкурса;
- оформляет экспозицию;
- анализирует и обобщает итоги конкурса.
3. Жюри конкурса:
Председатель: Кочеваткина С.В., руководитель изостудии.
Члены жюри:
Лоншакова Л.В., зам.дир.по ВМР.
Жукова Н.А., тифлопедагог, высш.кв.кат, заслуженный работник образования.
4. Проведение конкурса.
4.1. Участники конкурса: дети старшей группы
Сроки проведения: 11.01 – 19.01.2010г.
4.2. Требования к работам:
Жанры: без ограничения.
Техника: без ограничения
Размер листа: А4-А2
Оформление: фамилия, имя, название.
5. Критерии оценки работ: самостоятельность выбора сюжета, эмоциональная выразительность.
В рамках проекта« Песочные игры в коррекционно-развивающей работе по
формированию тонких движений пальцев рук у детей
с нарушениями зрения и речи»
Приглашаем принять участие в конкурсе
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ
«ЛУЧШАЯ ПЕСОЧНИЦА»
1. Цели и задачи конкурса.
Целями и задачами конкурса являются:
1.1. привлечение внимания взрослых и детей к коррекционно-развивающей работе.
1.2. Стимулирование образного мышления и творческого воображения в процессе работы.
1.3. Побуждение к творческому союзу учителя - логопеда, детей и родителей.
2. Участники конкурса:
К участию в конкурсе приглашаются родители и дети старшей группы.
3. Жюри конкурса:
Председатель: Лоншакова Л.В., зам.дир.по ВМР.
Члены жюри:
Жукова Н.А., тифлопедагог, высш.кв.кат, заслуженный работник образования.
Алексеева Н.Д., тренер по физической культуре.
4. Требования к работам:
Жанр и техника исполнения конкурсных работ выбираются авторами.
5. Критерии оценки работ: прочность, оригинальность, эстетичность оформления.
6. Сроки проведения:
Конкурс проводится с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г.
Все работы предоставить до 15.10.2010 г.
Подведение итогов 19.10.2010 г.
7. Подведение итогов и награждение:
Номинации: «Прочность и эстетичность», «Оригинальность и творчество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"
Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....
«Песочная страна — страна чудес»
Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа
Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...
«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,
Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...
"В стране потерянных страничек"
Открытое занятие по ФЭМП...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...