«Песочная страна — страна чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чернопрудова Евгения Владимировна

Конспект занятия в средней группе

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Программные задачи:

Образовательные:

- Повышение уровня развития ребенка;

- Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;

- Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;

- Формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа;

- Учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;

Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;

- Активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- Развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность;

- Воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;

- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: игровой персонаж – Кактусёнок, картинки - символы, волшебная палочка, музыкальное сопровождение, презентация «Применение песка».

Для детей: песочный стол, песок, разноцветный песок, фартуки и нарукавники по количеству детей, коктейльные трубочки, зубочистки, салфетки, подносы, клей, кисти для клея, заготовки человечков, ложки, стаканы с водой, лупы (по количеству детей) .

Предварительная работа. Чтение философской сказки Марии Скребцовой «Цветок кактуса». Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы по темам «Песок – неживая природа», «Меры осторожности во время игр с песком».

Словарная работа: сыпучий, песчинки, опыты, лупа.

Ход НОД:

1.Приветствие.

В.: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу добрую, солнечную улыбку. Молодцы ребята, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло (поднять руки вверх),

Солнышко лучик к тебе протянуло (протянуть руки в центр круга),

Солнышко щечку тебе поласкало (погладить ладонями щечки),

Доброго утра тебе пожелало (прижать ладони к груди)!

2. Мотивационная (вводная часть).

В.: Ребята, к вам сегодня пришел гость. Знакомьтесь, это – Кактусенок. Кактусенок хочет пригласить вас в свою родную, удивительную страну, полную чудес. А в какую страну вы узнаете, когда отгадаете его загадку:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть. (песок)

Д: Песок.

В. : Правильно, значит, в какую страну мы отправимся с Кактусенком?

Д: В страну песка.

В.: Да, мы отправимся в песочную страну – страну чудес! Кактусенок мне сказал, что в песочной стране живет песочный человек. Он очень любит детей и ждет нас в гости. Отправимся туда?

Д: Да!

В.: Ребята, давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас в эту волшебную страну.

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в Песочной Стране!

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.

В.: Посмотрите, ребята, что это? Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем играть, давайте вспомним правила игры с песком:

1. Песок не любит, когда его берут в рот и бросаются им в других детей!

2. Нельзя бросать песок в лицо – можно повредить глаза!

3. Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать!

4. После игры с песком – помой руки!

5. При игре с песком у детей должны быть чистые руки и носы!

Поэтому, ребята мы должны защитить себя. В песке находится песочная пыль и, чтобы эта пыль не попала на нас, мы должны надеть специальную форму – фартук и нарукавники.

2. Основная часть.

В.: А вот нас встречает властелин песка – Песочный Человечек. Давайте поздороваемся с песком. Я знаю разные способы приветствия.

В: Ребята, предлагаю сыграть в игру с песком. Посмотрите, пожалуйста, на песок, какой он золотистый манит нас поиграть с ним.  Положим  руки в песок, пересыпаем из одной  руки  в другую, как он пересыпается,  как приятно нашим ладошкам. Наши пальцы захотели погулять по песку, и пошли медленно в одну сторону, потом другую, потом пошли быстрее, а затем вообще побежали и вдруг встретили своих братьев – близнецов и давай прыгать с ними на песке, прыг-скок. Прыгали, бегали наши пальцы, устали и присели отдохнуть. И тут встретили наши пальцы караван верблюдов (четыре пальца одной руки «идут» друг за другом). Караван длинный, верблюдов много, они тяжелые, глубоко проваливаются в песок. Идут они друг за другом, и ушли далеко. Подул легкий ветерок и все следы стер (Легкими движениями руки разравнивается песок, «стираются» следы). Ветер дул все сильнее и сильнее и превратился в песчаную бурю. Ветер переносит песок в барханы, посмотрите, как легко ветер переносит песок («наметаем» небольшие холмы, горки), какие большие получаются барханы - как пирамиды. Ветер становится все тише, тише и совсем затихает.  

В.: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?

Д: Да.

В.: Ребята, а все правила, мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать?

Д: …

В.: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.

В.: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, я приглашаю вас сесть на стульчики. Ребята, а где можно применить песок (варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где можно применить песок (презентация) :

Слайд №1 - Создание картин при помощи песка

Слайд №2 - Использование в строительстве, для изготовления цементных растворов

Слайд №3 – Для изготовления стекла

Слайд №4 – Для изготовления песочных часов

Слайд №5 - Использование песка на дорогах в гололед

Слайд №6 - Песок используется для детских игр

Слайд №7 – Для детских построек

В: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?

Д: Да.

В: Правильно.

Слайд №8 - Животные прячутся в песке от жары.

В: Ребята, у меня есть волшебная палочка, которую я нашла в песке.

Этой палочкой я превращу вас в животных. Вы готовы стать животными?

Д: Да.

- Раз – два – три, волшебной палочкой взмахну, ребят в животных превращу! Выходите на зарядку!

Звериная зарядка.

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, потянуться

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

В: Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз – два – три, нас в ребяток преврати!  Ребята, а вы хотите узнать про свойства песка?

Д: Да.

В: Кактусенок сказал, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в клубе «Хочу все знать»!

В: А вот и Клуб «Хочу всё знать! » Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты. Ребята, а как вы думаете, песок – это живая природа или неживая?

Д: …

Опыт №1. «Из чего состоит песок»

В: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Д: Песчинки.

В: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.

Опыт 2. «Сыпучесть песка».

В: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?

Д: Сыпется.

В: Легко ли сыплется песок (легко)

-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .

-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .

Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.

Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)

В: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?

А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?

Д: Песок движется.

Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.

Опыт №4. «Пропускает воду»

В: Возьмите стакан с водой и полейте песок в тарелочке. Куда делась вода?

Какой стал песок? (мокрым) Значит, песок пропускает воду.

Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.

Опыт №5. «Свойство мокрого песка»

В: А теперь попробуйте зубной палочкой нарисовать узоры, чтобы получился торт. Значит, мокрый песок может принять любую форму.

Воспитатель обозначает свойство песка на доске картинкой – символом.

В: Мы много узнали о песке, а теперь Кактусёнок приглашает нас в Творческую Мастерскую. Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено?

Д: Человечки, кисточки, клей.

В: А это что, да это же песочек – наш желтенький дружочек, а песок то не простой – разноцветный – вот какой! Ребята, а как вы думаете, как песок стал цветным?

Д: …

В: А я думаю, что песок смешали с цветным мелом, натертым через терку, и получили разноцветный песок.

Звучит аудиозапись.

В: Ребята, а давайте сделаем друзей для Песочного Человечка из цветного песка, чтобы ему было веселее жить в песочной стране.

У вас есть заготовки - человечки, возьмите их, нанесите клей, а затем насыпьте песок. А теперь возьмите человечков, встряхните от лишнего песка и пойдем к Песочному Человечку в его удивительную песочную страну, оживим его страну новыми жителями.

Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – человечек оживи!»

 

3. Заключительная часть.

В: Ребята, посмотрите, какая красивая песочная страна получилась! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране. Ребята, давайте попрощаемся с песком! Повторяйте все за мной:

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам умнее стать помог.

А теперь нам пора возвращаться домой:

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг,

Лишь коснемся мы земли,

Быть по нашему вели! – Хотим очутиться в нашем детском саду!

Спасибо Кактусенку, что нас пригласил в такую удивительную страну. Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Кактусенку все, что мы узнали о песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Проект "Песочная страна - страна чудес"

Проект "Песочная страна - страна чудес"...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

"Песочная страна-страна чудес" занятие средняя группа

Ознакомление детей со свойствами песка: сыпучесть, водопроницаемость,способность двигаться,способность мокрого песка принимать любую форму.Развивать интерес к исследовательской деятельность....

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...