Конспект НОД по развитию речи детей с ЗПР на основе эмоций "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи детей с ЗПР
на основе включения эмоций
«Путешествие в зимний лес»»
старшая группа
Цель: Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения из сказок.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей о диких животных; формировать умение распознавать эмоциональное состояние героев.
- учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать; выражать свои чувства через мимику, выразительные движения.
- подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».
Развивающие:
- развивать знания о некоторых базовых эмоциях: радости, грусти, удивления, злости, используя разные каналы восприятия;
- развивать связную речь, качественный словарь;
- зрительное внимание и память;
- логическое мышление;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость
Материал: индивидуальные карточки с графическим изображением радости, грусти, удивления, злости, ИКТ.
Как выглядят различные эмоции.
ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Ход занятия
1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Слушайте внимательно
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
(зима)
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно одеться.
Игра «Скажи наоборот».
Цель. Развитие словаря антонимов с опорой на речь взрослого.
- Я буду говорить, что я надеваю, а вы мне, наоборот.
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги, а у вас….(короткие сапоги).
Тонкий свитер, а у вас….(толстый свитер).
Широкий шарф, а у вас….(узкий шарф).
Чёрные валенки, а у вас…(белые валенки).
Мокрые перчатки, а у вас…(сухие).
Воспитатель. Готовы? А теперь закрываем глаза, шагаем на месте и говорим волшебные слова: «1, 2, 3 в зимний лес мы пришли».
Воспитатель. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.
2. Введение в тему.
Игра «Кто больше слов придумает».
Цель. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных, расширять качественный словарь.
- Дети, без чего не бывает зимы? (Без снега, без мороза).
- Если на улице мороз, то погода какая? (Морозный).
-Если на улице холодно, то день какой? (Холодный).
- Если сейчас зима, то день какой? (Зимний).
-Если на улице идет снег, то день какой? (Снежный).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в лесу? (Дикие животные). А каких диких животных мы сегодня встретим в зимнем лесу, вы узнаете из загадок.
Загадки.
1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (Медведь).
Воспитатель. Давайте назовем семью медведя – папа…медведь, мама…медведица и сынок…медвежонок.
- Давайте вспомним, в каких сказках есть герой медведь? («Три медведя», «Теремок», «Маша и Медведь» - демонстрация иллюстраций из сказок «Три медведя», «Теремок».)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какое настроение Медведя в этих сказках? Вспомните, какой был медведь в этих сказках – испуганный, радостный, удивленный или злой? (Злой).
- Расскажите, почему медведь был злой в сказке «Три медведя»? (Ответы детей).
- Почему мы можем назвать медведя злым в сказке «Теремок»? (Ответы детей).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются картинки-Облачки с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости (Гнева) с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Злость», под какой цифрой? (4).
Задание «Изобрази злую эмоцию».
Дети изображают Злую эмоцию медведя из сказки «Три медведя».
Воспитатель. У вас у каждого на столе есть маски – эмоции, выберите маску «Злость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица злого Медведя (дети мимикой изображают злого медведя).
- Следующая загадка.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса).
Воспитатель. Давайте назовем семью лисы – папа…лис, мама…лисица, лиса и сынок…лисенок.
- Давайте вспомним, в каких сказках встречается лиса? («Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, Лиса и Петух». После ответов - демонстрация иллюстраций из сказок.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какой была Лиса в этих сказках – испуганной, радостной, удивленной или злой? (Радостной).
- Расскажите, почему Лиса был радостной в сказке «Колобок»? (Ответы детей).
- Чему была рада Лиса в сказке «Кот, Лиса и Петух»? (Ответы детей).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Радость», под какой цифрой? (2).
Задание «Изобрази радостную эмоцию».
Воспитатель. Выберите маску «Радость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица радостную Лису (дети мимикой изображают радостную Лису).
3. Интерактивная физминутка «Снеговик».
- А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.
- Отдохнули, слушайте следующую загадку.
3. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц).
- Правильно это заяц.
Воспитатель. Давайте назовем семью зайца – папа…заяц, мама…зайчиха, лиса и сынок…зайченок.
- Давайте вспомним, в каких сказках встречается заяц? («Палочка-выручалочка», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок» - демонстрация иллюстраций из сказок.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какой Заяц в этих сказках – грустный, радостный, удивленный или злой? (Грустный).
- Расскажите, почему Заяц грустный в сказке «Мешок яблок»? (Пришел домой с пустым мешком).
- Вспомните, почему грустил Заяц в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса выгнала зайку из его же избушки).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Грусть», под какой цифрой? (3).
Задание «Изобрази грустную эмоцию».
Воспитатель. Выберите маску «Грусть», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица грустного Зайца (дети мимикой изображают грустного Зайца).
- Подумайте и скажите, какую эмоцию мы с вами не показали? (Воспитатель мимикой лица показывает «Удивление»). Под какой цифрой находится Облачко-Удивление? (2).
- Выберите маску «Удивление», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой «Удивление».
Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть.
Игра «Четвертый лишний»
Цель. Развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, умение классифицировать эмоции, сравнивать, обобщать.
Воспитатель. Внимательно посмотрите на настроение у детей. Скажите, под какой цифрой картинка лишняя и почему?
Упражнение «Большие и маленькие».
Цель. Развивать умение образовывать существительные и прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас.
Воспитатель. Чем отличаются снеговики (размером – один больше, другой меньше)?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково.
У большого снеговика оранжевый нос. У маленького снеговика оранжевенький носик.
Чёрные глаза – черненькие глазки.
Зелёная елка – зелененькая елочка.
Синий шарф – синенький шарфик.
Красивый подарок – красивенький подарочек.
Розовые варежки – розовенькие варежечки.
- А как называется эмоция у снеговиков (Радость)?
- Молодцы, ребята, наша прогулка по зимнему лесу заканчивается, пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и в саду вновь окажись.
4. Итог.
Игра «Я и мой сосед».
Цель: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.
Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями:
«Мои ручки хороши - у соседа лучше (прикасаются к рукам соседа).
Мои плечи хороши - у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа).
Мои щёчки хороши - у соседа лучше… и т. д.,
Да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются) ».
Игра - прощание «До свидания».
Дети поднимают ладошки вверх - одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.
Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе… » Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
До-сви-да-ни-я!
Воспитатель. Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо – покажет радость -улыбнется; кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия - сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_emotsii.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи детей с ЗПР
на основе включения эмоций
«Путешествие в зимний лес»»
старшая группа
Цель: Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения из сказок.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей о диких животных; формировать умение распознавать эмоциональное состояние героев.
- учить детей различать эмоции по схематическим изображениям, сравнивать; выражать свои чувства через мимику, выразительные движения.
- подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».
Развивающие:
- развивать знания о некоторых базовых эмоциях: радости, грусти, удивления, злости, используя разные каналы восприятия;
- развивать связную речь, качественный словарь;
- зрительное внимание и память;
- логическое мышление;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость
Материал: индивидуальные карточки с графическим изображением радости, грусти, удивления, злости, ИКТ.
Как выглядят различные эмоции.
ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Ход занятия
1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку! Слушайте внимательно
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
(зима)
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но зимой очень холодно, и что бы мы с вами не замерзли, нам нужно одеться.
Игра «Скажи наоборот».
Цель. Развитие словаря антонимов с опорой на речь взрослого.
- Я буду говорить, что я надеваю, а вы мне, наоборот.
У меня большие перчатки, а у вас маленькие.
Длинные сапоги, а у вас….(короткие сапоги).
Тонкий свитер, а у вас….(толстый свитер).
Широкий шарф, а у вас….(узкий шарф).
Чёрные валенки, а у вас…(белые валенки).
Мокрые перчатки, а у вас…(сухие).
Воспитатель. Готовы? А теперь закрываем глаза, шагаем на месте и говорим волшебные слова: «1, 2, 3 в зимний лес мы пришли».
Воспитатель. Открывайте глаза. Ребята, мы с вами и правду оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Какие красивые, снежные деревья, стоят вокруг, снежок блестит на солнышке.
2. Введение в тему.
Игра «Кто больше слов придумает».
Цель. Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных, расширять качественный словарь.
- Дети, без чего не бывает зимы? (Без снега, без мороза).
- Если на улице мороз, то погода какая? (Морозный).
-Если на улице холодно, то день какой? (Холодный).
- Если сейчас зима, то день какой? (Зимний).
-Если на улице идет снег, то день какой? (Снежный).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в лесу? (Дикие животные). А каких диких животных мы сегодня встретим в зимнем лесу, вы узнаете из загадок.
Загадки.
1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (Медведь).
Воспитатель. Давайте назовем семью медведя – папа…медведь, мама…медведица и сынок…медвежонок.
- Давайте вспомним, в каких сказках есть герой медведь? («Три медведя», «Теремок», «Маша и Медведь» - демонстрация иллюстраций из сказок «Три медведя», «Теремок».)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какое настроение Медведя в этих сказках? Вспомните, какой был медведь в этих сказках – испуганный, радостный, удивленный или злой? (Злой).
- Расскажите, почему медведь был злой в сказке «Три медведя»? (Ответы детей).
- Почему мы можем назвать медведя злым в сказке «Теремок»? (Ответы детей).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются картинки-Облачки с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости (Гнева) с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Злость», под какой цифрой? (4).
Задание «Изобрази злую эмоцию».
Дети изображают Злую эмоцию медведя из сказки «Три медведя».
Воспитатель. У вас у каждого на столе есть маски – эмоции, выберите маску «Злость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица злого Медведя (дети мимикой изображают злого медведя).
- Следующая загадка.
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса).
Воспитатель. Давайте назовем семью лисы – папа…лис, мама…лисица, лиса и сынок…лисенок.
- Давайте вспомним, в каких сказках встречается лиса? («Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, Лиса и Петух». После ответов - демонстрация иллюстраций из сказок.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какой была Лиса в этих сказках – испуганной, радостной, удивленной или злой? (Радостной).
- Расскажите, почему Лиса был радостной в сказке «Колобок»? (Ответы детей).
- Чему была рада Лиса в сказке «Кот, Лиса и Петух»? (Ответы детей).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Радость», под какой цифрой? (2).
Задание «Изобрази радостную эмоцию».
Воспитатель. Выберите маску «Радость», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица радостную Лису (дети мимикой изображают радостную Лису).
3. Интерактивная физминутка «Снеговик».
- А сейчас веселый Снеговик приглашает нас отдохнуть.
- Отдохнули, слушайте следующую загадку.
3. Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета – на зиму, на лето. (Заяц).
- Правильно это заяц.
Воспитатель. Давайте назовем семью зайца – папа…заяц, мама…зайчиха, лиса и сынок…зайченок.
- Давайте вспомним, в каких сказках встречается заяц? («Палочка-выручалочка», «Заюшкина избушка», «Мешок яблок» - демонстрация иллюстраций из сказок.)
Воспитатель. Внимательно посмотрите на иллюстрации сказок и скажите, какой Заяц в этих сказках – грустный, радостный, удивленный или злой? (Грустный).
- Расскажите, почему Заяц грустный в сказке «Мешок яблок»? (Пришел домой с пустым мешком).
- Вспомните, почему грустил Заяц в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса выгнала зайку из его же избушки).
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Детям предлагаются Облачка с изображением Радости, Грусть, Удивления, Злости с вопросом «Какое это лицо?», «Какое настроение у Облачек?»
Воспитатель. Давайте выберем среди Облачек то, которое означает «Грусть», под какой цифрой? (3).
Задание «Изобрази грустную эмоцию».
Воспитатель. Выберите маску «Грусть», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой лица грустного Зайца (дети мимикой изображают грустного Зайца).
- Подумайте и скажите, какую эмоцию мы с вами не показали? (Воспитатель мимикой лица показывает «Удивление»). Под какой цифрой находится Облачко-Удивление? (2).
- Выберите маску «Удивление», покажите мне. Молодцы, а теперь изобразите мимикой «Удивление».
Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть.
Игра «Четвертый лишний»
Цель. Развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, умение классифицировать эмоции, сравнивать, обобщать.
Воспитатель. Внимательно посмотрите на настроение у детей. Скажите, под какой цифрой картинка лишняя и почему?
Упражнение «Большие и маленькие».
Цель. Развивать умение образовывать существительные и прилагательные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащать словарный запас.
Воспитатель. Чем отличаются снеговики (размером – один больше, другой меньше)?
- Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково.
У большого снеговика оранжевый нос. У маленького снеговика оранжевенький носик.
Чёрные глаза – черненькие глазки.
Зелёная елка – зелененькая елочка.
Синий шарф – синенький шарфик.
Красивый подарок – красивенький подарочек.
Розовые варежки – розовенькие варежечки.
- А как называется эмоция у снеговиков (Радость)?
- Молодцы, ребята, наша прогулка по зимнему лесу заканчивается, пора возвращаться домой. Тихонько встаньте и повторяйте за мной – вокруг себя ты покружись и в саду вновь окажись.
4. Итог.
Игра «Я и мой сосед».
Цель: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.
Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями:
«Мои ручки хороши - у соседа лучше (прикасаются к рукам соседа).
Мои плечи хороши - у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа).
Мои щёчки хороши - у соседа лучше… и т. д.,
Да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются) ».
Игра - прощание «До свидания».
Дети поднимают ладошки вверх - одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.
Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе… » Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
До-сви-да-ни-я!
Воспитатель. Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо – покажет радость -улыбнется; кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия - сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода
Самой важной ступенью развития речи является дошкольное образование...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на основе сказок
Развитие монологической речи детей 6-7 лет на основе сказки "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"....
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».
Цель семинара - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...
Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада «Описание зимней одежды».
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада«Описание зимней одежды»....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи детей в младшей группе детского сада «Описание зимней одежды».
Конспект занятия по развитию речи детей в младшей группе детского сада...