Конспект НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галсанова Алевтина Дашеевна

обобщение представления о перелетных птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Перелетные птицы» для детей старшей группы по образовательной области по речевому развитию

Цель:

Обобщить представления о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);

- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)

- Активизировать активный словарь детей по теме.

- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.

- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Использование современных образовательных технологий:

Информационно-коммуникативные технологии (презентация, игровые технологии –дидактические игры«Сложи и назови правильно»«Подбирай и называй»«Угощение для птиц»«Четвертый лишний».

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Просмотр картинок с изображением птиц, презентации «Перелетные птицы», чтение стихотворений о птицах, рассказов, дидактическая игра: «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения, экскурсии в парк.

Материал:

Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.

Оборудование:

Компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).

           Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.

Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т. д.

Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А почему их так назвали?

Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.

Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?

Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.

Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

Дети: Скворцы, грачи.

Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.

Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т. д.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Сложи и назови правильно». Ваша задача сложить картинку правильно и правильно назвать птицу.

Воспитатель: Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть«Подбирай и называй». Встаньте в круг, я бросаю мяч. Кому брошу, тот называет признак, характерный для данной птицы, показанной на доске.

Грач - …

Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.

Воспитатель: Ласточка - …

Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,

чернокрылая, белогрудая.

Воспитатель: Скворец - …

Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.

Воспитатель: Аист - …

Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.

Воспитатель: Журавль - …

Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.

Воспитатель: Лебедь - …

Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.

Воспитатель: Молодцы. Много слов подобрали. А теперь присядьте на полянку и обратите внимание на доску. На ней мы сыграем в другую игру«Угощение для птиц». Необходимо накормить голодных птиц (соединить линией птицу с кормом).

Дети подходят по очереди и соединяют линией.

Дети: Скворец – червяк

Журавль – лягушка.

Аист – лягушка.

Лебедь – рыба.

Грач – червяк.

Цапля – лягушка, рыба.

Кукушка – гусеница.

Ласточка – комар.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.

А теперь, предлагаю встать и отправиться в парк, на прогулку. (переходят в спальное помещение) Посмотрите, как красиво у нас в парке. Какой тут воздух. Вдохните поглубже и опишите его.

Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.

Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати, кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.

Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?

Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.

Дети: Птица вылетела из гнезда.

Вокруг гнезда облетела.

Над гнездом пролетела.

К гнезду подлетела.

Через гнездо перелетела.

Под гнездом пролетела.

В гнездо прилетела.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам вернуться из парка в нашу группу и поиграть в подвижную игру «Голодные птенцы» (физминутка).

До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.

Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.

(затем – меняются ролями).

Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.

А теперь, присаживайтесь на полянку и смотрите внимательно на доску. Следующая игра«Четвертый лишний». Найдите в цепочке лишнюю птичку и обоснуйте свой выбор.

Скворец, сорока, грач, ласточка.

Дети: зимующая птица – сорока.

Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.

Дети: индюк – домашняя птица.

Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.

Дети: Кукушка – не вьет гнезда.

Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.

Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.

Ласточка(озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.

Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички.А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный.Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.

Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?

Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.

Заключительная часть

Воспитатель: Скажите, какое задание для вас было легким?

Какое задание самым трудным?

Что понравилось, что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...