Конспект интегрированного занятия по речевому развитию + формирование целостной картины мира "Берегите природу!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ткачева Екатерина Леонидовна

Интегрированное занятие по развитию речи + формирование целостной картины мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_r.rechi_.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

Детский сад «Полянка».

Интегрированное занятие по речевому развитию + формирование целостной картины мира.

«Берегите природу»!

Подготовила: Куприянова Е.Л.

2020 г.

Программное содержание:

Дать детям представление о таких понятиях как экология, живая и не живая природа. Систематизировать знания детей о диких животных, правилах поведения в природе. Упражнять в определении места звука в слове;  в умении отвечать на вопросы полным предложением. Развивать интонационную сторону речи.  Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Материалы и оборудование: запись «Шумы природы», знаки «правила поведения в природе»,  карточки красного и зеленого цвета на каждого ребенка, слайды «Живая т неживая природа», мяч, листочки со схемами предложения на каждого ребенка, картинки «Дикие животные» (белка, лиса, заяц, еж, волк, медведь).

Ход занятия:

Звучит мелодия природы «Звуки и шумы природы». Дети слушают, сидя на стульчиках.

- Ребята, как вы думаете, какую мелодию мы с вами послушали? (Дети отвечают).

- Мы слушали с вами звуки природы. Вы знаете, что означает слово «природа»? Природа – это окружающий нас мир, не созданный человеком. То, что первично, то, что появилось задолго до человека. Это естественная среда обитания человека. Леса, моря, горы, солнце, воздух, птицы, животные, насекомые  – это ребята все то, что мы называем природой.  Мы с вами говорили о природе. Давайте вспомним о правилах поведения в природе.

Игра «Назови правила поведения в природе».

Детям нужно назвать правило и прикрепить соответствующую картинку.

- Молодцы, ребята! Правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что мы никогда не будем их нарушать.

-  Для того, чтобы лучше понять природу, человек придумал целую науку о природе и называется эта наука – экология. Слово экология – греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» - дом, и «логос» - наука. Значит экология – это наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все что их окружает в природе. Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Живая природа — движется, растёт, развивается, размножается, дышит, питается, умирает.

А сейчас ребята поиграем в игру «Живая и неживая природа».

- У вас на столах две карточки зеленого и красного цвета. Я буду показывать вам слайд с картинкой живой или не живой природы, а вы должны будете назвать картинку и поднять нужную карточку. Красная карточка – обозначает не живую природу, зеленая – живую.

(Показ слайдов).

- Ребята, а какие животные живут у нас в лесу? (Дикие).

Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

- Сам зверек поменьше кошки,

Хвост пушистый и большой.

Ну и быстрые же ножки

Скачут по лесу стрелой! (Белка).

 ____________________________________________________________

Весь в колючках, ворчит как злючка,

Чуть испугается, в клубок свивается. (Еж).

Серовато, зубовато, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет… (Волк).

Угадайте, что за шапка? Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору (Заяц).

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый краса – а зовут её … (Лиса).

Зимой спит – летом улья ворошит.  (Медведь)

- Ребята, а вы можете объяснить, почему медведя назвали медведем? (Медведь любит мед, ведает, знает, где его искать. Волк – от слова волочить, тащить; часто уволакивает свою добычу. Заяц – значит прыгун.).

- А сейчас давайте поиграем и отдохнем немного.

Игра «Назови с разной интонацией».

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает им произнести слово «заяц» с разной интонацией (радостно, удивленно, сердито, громко, тихо, шепотом, с отвращением, безразлично и т.д. ).

А теперь садимся за столы. У каждого ребенка на столе листок со схемой слова и простой карандаш.

- Ребята, давайте хором произнесем слово «заяц» и подумаем, есть ли в этом слове гласный звук «а»? (Произносим). А теперь скажите, где спрятался звук: в начале, середине или конце слова? (Середине). Отмечаем на схеме.

(аналогичная работа со словами аист, лиса).

Молодцы. Теперь отложите карандаши и давайте поиграем еще в одну игру.  «Кто где живет?»

Покажите картинку, отвечающую на вопрос. И сами ответьте полным предложением.

(Кто?) юркнула в дупло.

(Кто?) залез в берлогу.

(Кто?) спряталась в нору.

(Кто?) шмыгнул в логово.

(Кто?) забрался под листья.

(Кто?) укрылся под кустом.

- Молодцы. Ребята, нас ждет еще она игра.

Игра называется «Закончи предложение».

- Неуклюжий как …..

Быстроногий как….

Хитрый как………...

Голодный как……...

Колючий как……….

- Ребята, а как вы думаете, о ком так принято говорить? (О человеке). А человек является частью природы? (Да). Роль каждого человека, живущего на Земле, - оберегать животный мир от истребления, ведь и животные своим существованием помогают нам жить.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туман и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

М.Семкина.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ДА).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и формированию целостной картины мира

Программное содержание.Упражнять детей в названии дней недели, месяцев года, чисел на один больше и меньше. Закреплять навык сложения и вычитания чисел, счет двойками, тройками, порядковый счет,...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему:  "Растения в нашем уголке природы"...