НОД по речевому развитию с детьми старшей группы "Прогулка в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Непосредственно организованная деятельность с детьми старшей группы.
Тема: Прогулка в зимний лес. Образовательная деятельность: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о жизни диких животных в зимний период с использованием мнемотаблиц от имени героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_fgos.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно организованная деятельность
с детьми старшей группы.
Тема: Прогулка в зимний лес.
Образовательная деятельность: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о жизни диких животных в зимний период с использованием мнемотаблиц от имени героя.
Задачи:
1.Формировать навыки монологической речи.
2.Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой.
3.Грамматический строй речи - учить согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в речи, образовывать притяжательные прилагательные.
4.ЗКР - отрабатывать правильное произношение звука Т в словах; способствовать запоминанию скороговорки «Топали да топали…»
5. Поддерживать интерес к жизни диких животных в зимний период, воспитывать заботливое отношение к ним.
6.Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Предварительная работа: чтение рассказов, беседы о жизни диких животных в зимнее время, просмотр видеороликов; индивидуальная работа – заранее подготовить с ребенком рассказ от первого лица о белке.
Материал: распечатанное письмо, мультимедийный экран с изображением зимнего леса, маска или костюм белки в «зимнем наряде», карточки с изображением диких животных (по количеству детей), мнемотаблицы, раскраски.
- Орг. момент.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руку возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними. (Здравствуйте.)
- Присаживайтесь на места.
Дети садятся на стулья полукругом.
2.Мотивация на деятельность и постановка цели.
В: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Я его распечатала и сейчас вам прочитаю:
«Здравствуйте, дети. Обращаются к вам ребята из Африки. Мы живем в стране, где круглый год лето. И нам очень хочется узнать, как живут лесные звери в это время. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать о лесных животных и отправить нам свои рассказы? Мы будем рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу».
3. Планирование деятельности.
- Ребята, вы согласны выполнить просьбу африканских ребят? (Да)
- Как мы можем это сделать?
- Что для этого нам надо сделать? (Варианты ответов)
- Я предлагаю вам совершить прогулку в лес и попросить рассказать самих животных о себе. А мы эти рассказы запишем и отправим детям из Африки. Согласны? (Да)
- Какое время года сейчас? (Зима)
- На чем же мы отправимся в зимний лес? (На машине, на самолете, вертолете, поезде.)
- А мы сможем добраться на машине? Почему? (Нет, потому что все дороги занесло снегом.)
- А на самолете и вертолете сможем в лес попасть? Почему? (Нет, потому что в лесу нет места для их посадки.)
- А на поезде? (Тоже не можем.) Почему? (Нет железной дороги.)
4. Действия:
- Отгадайте загадку:
Две в руках, две в ногах,
Не провалишься в снегах.
А проедешь без труда
И оставишь два следа. (Лыжи)
- На лыжах мы сможем совершить зимнюю прогулку? (Да)
-Значит, решено - поедем в лес на лыжах. Но давайте сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. ( Не шуметь, громко не кричать, чтобы не вспугнуть зверей. Не ломать деревья и кустарники.)
-Встали, «надели лыжи». Поехали!
Имитируют движения. Идут с воспитателем по кругу, имитируя движения лыжников под веселую музыку.
-Вот мы и приехали в зимний лес. Как красиво вокруг! (На мультимедийном экране открывается панорама зимнего леса.)
- А какой воздух в лесу! Давайте подышим чистым воздухом.
Дыхательная гимнастика:
Глубокий вдох- выдох (повторяют 3-4 раза).
Элементы самомассажа носа и щек.
-Носики и щеки от мороза покраснели. Давайте погладим щечки, носик.
Работа со скороговоркой. Элементы самомассажа.
А чтобы согреться, надо похлопать в ладони и по коленкам:
Топали да топали,
До лесу дотопали,
Ноги все оттопали.
Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем.
- Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Звук Т). Какой он? (Согласный.) Произнесем его – т-т-т. Назовите слова с этим звуком, которые встречаются в скороговорке.
Дети проговаривают скороговорку еще 2-3 раза (сначала медленно, затем чуть быстрее), сопровождая чередующими хлопками по коленкам и в ладони.
- А теперь присядем на бревнышко, отдохнем немного.
Дети садятся на стулья.
Сюрпризный момент.
-Ой, смотрите, на дереве ветки шевелятся. Кто там может быть?
Выходит ребенок в маске белки.
- Кто это? (Белка)
- Здравствуй, белочка. Не бойся нас! Мы с ребятами пришли в лес, чтобы попросить вас, лесных животных, рассказать о себе, как вы живете зимой. Белочка, расскажи нам о себе, пожалуйста. А наши детки будут внимательно слушать.
Рассказ – образец
Белка (ребенок) рассказывает о себе от первого лица.
Я белочка.
К зиме моя шерсть поменяла окраску – стала серого цвета, а еще она стала густой и теплой, так что никакие морозы мне не страшны.
Еще в конце лета и осенью я запасаю на зиму еду - сушу грибы, собираю орехи и шишки и прячу их в укромные места.
Зимой в морозную погоду я сплю в своем дупле, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. А в теплые деньки я выбегаю из дупла, поем что-нибудь из своих запасов и обратно в дупло.
- Спасибо, белочка. Присоединяйся к ребятам, не бойся - они тебя не обидят.
Анализ рассказа:
По ходу анализа на доску выставляются мнемотаблички.
- Ребята, как рассказала о себе белка? Что сначала она сказала?
1.Белка сначала представилась – «Я белочка» (мнемо- схема)
- Затем о чем рассказала?
2. Рассказала о том, какой стала у нее шерсть. (мнемо– схема)
3.Затем рассказала о том, какие запасы она делала осенью, чем питается зимой. (мнемо– схема)
4. И в конце – как проводит зимние дни, где спит. (мнемо– схема)
Физминутка:
Хорошо зимой в лесу
Встретить белку и лису,
Встретить волка и лося,
Встретить зайку у куста.
Справа березка в шубке стоит,
Слева ель на нас глядит.
Снежинки в воздухе кружатся
И на землю плавно ложатся.
- Но где же остальные звери? Что-то их не видно. Кто скажет, каких лесных животных можно встретить в зимнем лесу? (Зайца, белку, волка, лису, лося.)
-А медведя мы в это время года увидим в лесу? Почему? (Нет, потому что медведь зимой спит в берлоге.)
- Кто из зверей еще ложится в зимнюю спячку? (Еж, барсук)
- Ребята предлагаю вам превратиться в разных зверюшек и рассказать о животных. А для того, чтобы превратиться в них, нужно взять их фотографии. Рассказать о животных помогут нам таблички.
Составление рассказов
Дети берут карточки с изображениями животных (зайца, белки, лося, лисы, волка) и, используя мнемотаблицы, рассказывают от имени героя. Прослушиваются 2- 3 рассказа.
- Рассказывать нужно громко, четко произносить все слова, чтобы все смогли услышать. А слушателям нужно внимательно слушать, тихонечко сидеть, не разговаривать между собой, чтобы не мешать рассказчику.
После каждого рассказа проводится анализ.
Грамматический строй речи. Дидактическая игра «Чей корм?»
- Давайте угостим зверей.
Достает из мешочка картинки с изображением лакомств.
- Для кого корм? Чей корм?
- Для зайца - заячий.
- Для лисы - лисий.
- Для белки - беличий.
- Для волка - волчий.
- Животные благодарят вас за угощенье.
5. Результат деятельности. Рефлексия.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с ними.
Надели опять лыжи.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду - весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пошли.
Имитируют движения. Идут по кругу. Садятся на свои стульчики.
- Вам понравилась прогулка в зимний лес?
- О каких животных мы составляли рассказы?
- Чей рассказ понравился больше? Почему?
- Как вы думаете, африканским ребятам понравятся ваши рассказы?
- В свободное время мы запишем ваши рассказы и обязательно отправим их в Африку по электронной почте. А на память о нашей зимней прогулке я вам дарю раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Животный мир».
Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы, имеющих речевые нарушения.
Тема: «Путешествие в страну профессий»....
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние путешествие".
Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».
Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта: Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...
Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Зимняя лесная школа».
Данный материал адресован воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям. Может быть использован для закрепления и систематизации знаний детей по ...
Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал
Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...