Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Развитию речи»  в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_3.odt37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи»

в старшей группе (5 - 6 лет)

Тема: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; 

Программное содержание:  учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий), закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)\ учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница воспитание усидчивости

Предварительная работа: беседы, дидактические игры по теме «Посуда», рассматривание иллюстраций; рассматривание посуды из разного материала; чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», пальчиковая игра.

Материалы и оборудование: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Планируемые результаты: составляют короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; 

                                                   

                                                      Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Чтение стихотворения

С. Капутикян «Маша обедает»

2 мин

2

Беседа

7 мин

3

Физкультминутка

«Посуда»

2 мин

4

Игра

«Магазин посуды»

5 мин

5

Игра

«Отвечай быстро»

6 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

                                                                   Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Дети собираются полукругом около воспитателя.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй ты, и здравствуй Я!

II. Основная часть

1. Чтение стихотворения

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»)

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке -

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

2. Беседа

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

- В чем подают обед собачке? (в миске), а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке). А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).

(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)

-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: посуда.

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

Дети: Одна тарелка глубокая, а другая мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?

Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).

Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?

Дети: Металлические.

Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.

Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?

Дети: Стаканы.

Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).

(Воспитатель выставляет на стол пластмассовые игрушки.)

- Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы?

Дети: Пластмассовые.

3. Физкультминутка «Посуда»

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие бедняжки

(приседать, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются

(кружиться, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

4. Игра «Магазин посуды»

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставить на доску картинки с изображением посуды).

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа):

Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.

5. Игра «Отвечай быстро»

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро».

- Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Даше и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).

III. Заключительная часть

Воспитатель: -Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа о предметах одежды.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа о предметах одежды....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа об овощах"

Предложенный конспект занятия поможет начинающим учителя-логопедам провести занятие по развитию связной речи у дошкольников старшей логогруппы....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине Н. А Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца»

Цель: учить составлять рассказ по картине Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» Задачи: Образовательная: познакомить детей с праздником Пасха, ее традициями. Развивающая: развивать речь де...