Сказки о явлениях в неживой природе
занимательные факты по развитию речи (средняя группа)

Титова Марина Викторовна

Сказки о явлениях в неживой природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки о явлениях в неживой и живой природе для детей

Сказка «Как Небо собиралось в гости к Земле»

Небо никогда не ходило к Земле в гости, но ему так этого хотелось. Сверху смотрело оно на моря, реки, поля, луга, леса, людей: все это ему очень нравилось. Небо замечало, что и люди довольно часто смотрят на него, но не знало, нравится ли оно им.

Стало Небо прихорашиваться, чтобы понравиться Земле и ее обитателям. Сшило себе голубое платье, украсило кружевом из облаков, вместо короны надело солнечный обруч, вместо пояса подпоясалось семицветной Радугой.

— Ах, какое сегодня красивое небо! — восхищались люди. — Так бы и смотрели, не отрываясь. Вот бы превратиться в птиц и полетать в таком небе!

Обрадовалось Небо, стало еще больше стараться. Сшило оно себе черное бархатное платье, разбросало по юбке серебристые Звезды, на грудь прикололо желтоглазую Луну, а на голову водрузило ясный Месяц. Залюбовались Небом тихие реки, ночные птицы, светлячки включили свои огоньки, чтобы лучше его рассмотреть. Ночное Небо было царственным, торжественным. Звезды во тьме мерцали и манили к себе, желтая Луна подмигивала одним глазом, освещая лунную дорожку на реке, а Месяц — сын Луны подплясывал от гордости за Небо.

Настало утро, а у Неба опять новое платье! Восход Солнца осветил белоснежные облака розовым цветом. Солнце все поднималось выше, а Небо становилось все красивее. Ликовали все растения, животные и люди, которые проснулись вместе с Солнцем.

— Возьми нас к себе, Небо! — просили они. — Мы полюбили тебя! Оставайся всегда таким же красивым!

Птицы и насекомые устремлялись ввысь, чтобы полюбоваться Небом наверху. Люди поднимались к Небу на самолетах, вертолетах, дельтопланах и воздушных шарах. Им так хотелось потрогать его руками, дотронуться до его розового платья.

Но тут стали собираться черные тучи. Они заляпали грязью все прекрасное платье Неба. Оно очень огорчилось.

«Все теперь отвернутся от меня! — подумало Небо. — Надо что-то срочно делать».

Небо достало огромную электрическую иглу-молнию и бросило ее в Тучу, чтобы разогнать ее. Туча, испугавшись, так сильно закричала, что ее услышал Гром и ответил ей, грозно пророкотав. От испуга Туча заплакала, она таяла на глазах, и совсем скоро грязное платье Неба снова стало чистым, но уже голубым.

Небо влюбило в себя всех жителей Земли. Наконец- то оно пришло в гости к Земле, но это было возможно лишь на горизонте.

Вопросы и задания

— В какие платья наряжалось Небо, чтобы понравиться жителям Земли?

— Почему птицы и насекомые могли дотронуться до Неба?

— Что придумали люди, чтобы долететь до Неба?

— Кто пытался испортить платье Неба?

— Где встретились Небо и Земля?

— Действительно ли на горизонте небо встречается с землей? (Только зрительно.)

— Нарисуйте разные платья Неба. Нарисуйте иллюстрации к сказке.

Сказка «Путешествие Облачка»

В этот летний день Солнце палило так жарко, что все животные и люди попрятались в тень, а вода в реке стала испаряться так быстро, что водяные пары столбом поднимались в Небо. Там они охлаждались и превращались в маленькие капельки, которые были столь малы, что не падали на Землю, а собирались вместе, образуя белоснежное Облачко.

— Мир прекрасен! — воскликнуло оно. — Ия очень хочу его посмотреть. Но как это сделать?

Тут кто-то потерся о его бок своей щекой. Облачко обернулось и увидело озорного мальчишку с развивающимися длинными волосами.

— Кто ты? — спросило Облачко.

— Я Ветерок! — весело ответил Ветерок.

— А что ты делаешь на Небе? — поинтересовалось Облачко.

— Я играю с облаками и разгоняю тучи, — вертясь во все стороны, прокричал Ветерок.

— Ветерок, помоги мне, пожалуйста, посмотреть мир. Он такой прекрасный! А я не могу сдвинуться с места, — жалобно попросило Облачко.

— Конечно, я тебе помогу. Ты такое пушистое, белоснежное, прохладное, как вата, как пух, как взбитые сливки, которые едят люди, как самое вкусное мороженое на свете! Я буду на тебя дуть и перемещать по Небу в любую сторону, — радостно пропел Ветерок.

Так они и подружились. Ветерок помогал Облачку то тихо проплывать над Землей, то стремительно лететь, то мчаться что есть сил. Он дул на него то слабо, то чуть посильнее, то во всю силу. А Облачко радовалось и удивлялось своему знакомству с миром.

Первое, что сделало Облачко — отправилось к морю, в которое впадала река, чтобы полюбоваться собой в отражении водной глади. Посмотрело Облачко в воду, как в зеркало, разглядело себя со всех сторон.

— А я и вправду красивое! — воскликнуло Облачко.

Но тут оно заметило, что стало прибавлять в весе, покрупнело. Это к нему из моря водяные пары прилетели.

— Ой, ой! — расстроилось Облачко. — Я не хочу толстеть! Надо скорее улетать от воды подальше. Хотя море такое большое! А над ним столько облачков плывут. Может, они мои братья и сестры? Надо подплыть поближе.

Облачко приблизилось к другим облакам и стало с ними знакомиться. Оно и не заметило, как за разговорами все облака слились в одно громадное Облако. Оно поднималось над Землей прекрасным белоснежным дворцом с серебристым кружевом на колоннах. Ветерок еле сдвинул с места это Облако. Оно оказалось как раз над полями и огородами и было таким тяжелым, что не смогло удержаться на Небе и упало на Землю коротким теплым летним дождем. Оно плакало, а люди радовались. Дождя давно не было, трава на полях стала желтеть, а овощи на огородах без влаги не росли. Люди от радости плясали и пели:

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба урожай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти!

Дождь прошел, а на Небе вновь засветило жаркое летнее Солнце. Оно вмиг высушило лужи на дорогах. А где же Облачко? Неужели закончилось его путешествие? Да вот же оно. Водяные пары от влаги после дождя быстро поднялись в Небо, образовав Облачко.

— Как я испугалось, что исчезло! — воскликнуло оно. — Но сколько добрых дел я сделало. Всех порадовало: и людей, и растения, и животных. Выходит, что я нужно всем?! Здорово! Поплыву дальше, может, еще кому-нибудь помогу.

И Облачко отправилось вместе с Ветерком дальше. Дело было к вечеру. Вся природа готовилась ко сну. Облачко почувствовало усталость, начало зевать. А тут Солнце, которое закатывалось за горизонт, осветило его своим сиянием. Облачко сначала зажмурило глазки от яркого света, а потом потихоньку разомкнуло ресницы и оглядело небосвод.

— Пожар! Пожар! — закричало Облачко.

— Да не кричи ты так, — успокоил его Ветерок, — это не пожар, а Солнышко садится. Оно устало за день всех согревать, всем светить и теперь ложится спать.

Облачко огляделось вокруг. На Небе было тихо и спокойно. Редкие, необычайно красивые облака растеклись по нему, как молочный кисель. В какие только краски не окрасили их заходящее Солнце и Вечер! Их платья отливали и розовым, и фиолетовым, и багряным, и золотистым, и дымчатым цветом. Облачко посмотрело на свое удивительно прекрасное платье. Хоть сейчас на бал! Но что это?! Яркие краски исчезли.

— Кто украл мое прекрасное платье?! — воскликнуло Облачко. — Верните сейчас же!

— Какое ты смешное, Облачко, — захихикал Ветерок, — никто у тебя платья не крал. Просто Солнышко легло спать, и стало темно. Наступила ночь. А ночью все спят. И ты ложись, отдыхай. Завтра отправимся в путь дальше.

Облачко закрыло глазки и заснуло. А Ветерок еще долго гладил его по голове и охранял его покой. Их ждали дальние страны и долгие дороги.

Вопросы и задания

— Из чего образовалось Облачко?

— С кем оно подружилось?

— Почему Облачко исчезло, когда общалось с другими облаками над морем?

— Какое полезное дело сделало Облачко?

— Как Облачко опять оказалось на Небе?

— Почему Облачко окрашивалось в разные цвета?

— Нарисуйте иллюстрации к сказке.

— Придумайте продолжение сказки: куда Облачко отправилось в путешествие, с кем встретилось, что с ним случилось?

— Послушайте стихотворение «Облака» и расскажите, как по облакам можно предсказать погоду.

Облака

Облака, как паруса —

Мчит их ветер, гонит.

Если много облаков,

Точно будет дождик.

Ну а если облака,

Как перо Жар-птицы,

Будет солнышко с утра.

Защебечут птицы.

А столкнуться лоб об лоб,

В тучу превратятся.

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся!

— Послушайте стихотворение «Непоседы-облака», попробуйте вступить в диалог в ролях речки и облаков. Ответьте, почему облака постоянно находятся в движении?

Непоседы-облака

«Жур-жур-жур, — журчит река, —

Я теку издалека».

Мимо, мимо, мимо, мимо

Проплывают облака.

«Вы куда?» — кричит река.

Облака: «Туда, туда».

«Может, снова приплывете?»

А они: «Когда? Когда?

Гонит ветер нас лихой.

Только снится нам покой».

Сказка «Семья Дождей»

Высоко в Небе, на черной Туче жила семья Дождей: папа Ливень, мама Мокрица моросящая, сынок Грибной дождик и дочка Капля. Жили они дружно. Следили за чистотой на земле: смывали с дорог пыль, промывали крыши домов; умывали листья деревьев, травы и цветы; наполняли водой лужи, озерца, реки, чтобы могли помыться животные. Дождевая вода чистая и мягкая, поэтому любят ее все растения и животные. Вымоют все и всех Дожди, свесят ножки с тучки и любуются сверху красотой.

— Сколько от меня пользы, — говорит папа Ливень, — как пролью, сразу всю грязь смываю. Люди говорят, что «льет как из ведра». Это обо мне! Уж мыть, так мыть! Мне воды не жалко.

— А я потихоньку пыль смываю, — вступает в разговор мама Мокрица моросящая. — Моросить — это не лить. Как начну множеством мелких капелек по пыли барабанить, так и пыли конец! Люблю чистоту и порядок, а больше всего — чистый воздух!

— А я после вас навожу блеск, — поддакивает сынок Грибной дождик. — Еще раз так освежаю все вокруг, что от земли под солнцем идет сияние!

— Да и я не остаюсь в стороне, — пропищала дочка Капелька, — повисну на листиках, а насекомые в меня смотрятся, как в зеркало, умываются, прихорашиваются. Тоже пользу приношу.

Не забывали Дожди насытить влагой землю, чтобы растения радовали всех своей свежей зеленью, цветами, плодами. Польют огороды, сады, цветники, леса, поля, луга и радуются, что все растет и расцветает.

— Смотрите, смотрите, — кричит сынок Грибной дождик, — под моей радугой расцвели луговые цветы! Это я их полил волшебной водой. Какой прекрасный ковер получился!

— Уф! — никак не может отдышаться папа Ливень. — Пролил землю так, что на целую неделю всем растениям воды хватит. Устал даже. Зато садоводам и огородникам не надо будет поливать растения. Вот уж они рады моей помощи!

— А я все сыплю, сыплю мелкими капельками, — вздыхает мама Мокрица моросящая, — никак землю не промочу. Зато листочкам моей влаги хватает.

— Да и без меня плохо в засуху, — не унимается дочка Капелька. — Люди так меня зовут, говорят: «Ну, хоть бы капля капнула!» Такую важность я имею!

Но иногда, когда папа Ливень сердился или у него было плохое настроение, он выливал на землю столько воды, что заливал ею дороги и тротуары, поля и леса. Реки выходили из берегов, затапливая деревни и села. Люди тогда очень огорчались и просили у Неба, чтобы дождь прекратился. Растения начинали гибнуть от избытка воды. В такие дни все члены семьи Дождей ходили на цыпочках, не решаясь заговорить с отцом. И только маленькая Капелька, которую отец очень любил, не боялась залезть к нему на коленки, крепко прижаться и попросить спеть колыбельную песенку. В такие минуты папа Ливень становился добрым и прекращал лить воду на землю. Все с облегчением вздыхали. Выглядывало Солнце и высушивало лишнюю воду.

Хуже было, когда мама Мокрица моросящая начинала плакать от обиды. Она плакала так долго и так обильно, что нудный дождик портил всем настроение.

Лето становилось холодным, что очень огорчало людей и все живое. Тогда люди обращались к Солнцу, звали его, чтобы оно скорее выглянуло из-за туч и обогрело землю. А маму начинал успокаивать сын Грибной дождик. Он раскидывал по Небу семицветную радугу и предлагал ей выбрать материал для платья какого-либо цвета. Затем звал к себе множество птиц, которые вмиг шили для его мамы необыкновенное платье. Мокрица моросящая сразу же переставала плакать и принималась примерять новое платье.

Так и жили дружно на небе Дожди, трудились, радовались, иногда огорчались. Все как в каждой семье.

Вопросы и задания

— Где жила семья Дождей?

— Перечислите членов семьи Дождей.

— Какую работу выполняли члены семьи?

— Какую пользу семья Дождей приносила людям, растениям, животным?

— Что случалось, когда папа Ливень гневался?

— Как изменялась погода, когда плакала мама Мокрица моросящая?

— Почему от дождя бывают и польза и вред?

— Чем ливень отличается от грибного дождя, от моросящего?

— Что будет, если дождь не прекратится? Что будет, если дождя не будет все лето?

— Разыграйте сценки, в которых члены семьи Дождей ведут диалог.

— Нарисуйте разный дождь.

— Вспомните о дожде и солнце потешки, стихи, песенки.

— Послушайте стихотворение «Такой разный дождь» и расскажите, о каких членах семьи Дождей по сказке идет речь в стихотворении? Как автор описывает разный характер дождя?

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая,

И закапал мелкий дождь.

Капля падает за каплей —

Сколько набежало слез!

Дождь сильнее стал, и ветер

Сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли,

Словно всех косой косил.

Ливень туча посылает,

И стеной вода течет.

Где бы спрятаться от ливня?

Зонтик нас раскрытый ждет.

Сказка «Лужа – мечтательница»

После дождя на дороге образовалась большущая Лужа. Никто не мог по ней ни проехать, ни пройти. Приходилось всем ее объезжать и обходить.

— Ах, какая я великолепная! — загордилась Лужа. — Я, наверное, похожа на море. Скоро по мне будут ходить быстрые катера, белоснежные лайнеры, а по берегам насыплют желтый песок и устроят пляж.

В Лужу продолжали стекаться ручейки, и она становилась еще больше.

— Эй, облака, — кричала Лужа, — посмотрите, какая я большая! Я как огромное зеркало. Если хотите, полюбуйтесь на себя свысока. А я от вашего отражения еще краше стану.

Облака стали наперегонки глядеться в Лужу. Их белоснежные кудрявые головки на фоне голубого неба особенно были хороши.

— Ну, хватит вам в меня смотреться! — заворчала Лужа. — Дайте и другим мной полюбоваться. Плывите себе, плывите.

В это время к Луже подошел мальчик. У него в руках была длинная палка. Сначала он палкой стал тыкать в Лужу, измерять глубину, а потом делать водовороты.

Лужа сначала испугалась, а потом возмутилась:

— Кто это мутит мою прекрасную воду! Ну-ка быстро выбирайся на берег!

Однако никто ее не слышал. Мальчик стал в резиновых сапогах ходить по Луже. Он представил себя капитаном корабля. Лужа казалась ему целым морем, он палкой создавал волны и шторм. Вода в Луже стала грязной, мутной. Но тут ей на радость из окна дома, который был рядом, выглянула мама и позвала сына домой. Муть стала оседать на дно, и Лужа опять посветлела. Прихорошилась Лужа и снова стала привлекать к себе внимание:

— Эй, Солнце, ты свысока все видишь! Поглядись в меня, я самая большая и красивая!

Услышало Солнце просьбу, решило причесать свои золотые лучики и заглянуло в Лужу, как в зеркало. Любовалось на себя Солнце да приговаривало:

— Ты, конечно, Лужа, хороша, но лучше меня ничего нет на свете. Посмотри, какие у меня золотые косы. От моей красоты можно ослепнуть! У меня много работы и забот, но раз уж ты попросила, я уделю тебе внимание, не буду торопиться.

От солнечного тепла вода в Луже сначала стала теплой, потом горячей, а потом от Лужи пошел пар.

— Ой, не надо в меня, Солнышко, больше смотреться! — взмолилась Лужа. — Я признаю, что ты самое красивое на Земле.

Но Солнышку понравилось любоваться собой, оно не спешило уходить. Когда любоваться ему наскучило, от большой Лужи осталась только мокрое место.

Вопросы и задания

— Почему на дороге образовалась большая Лужа?

— Почему она становилась все больше?

— О чем мечтала Лужа?

— Почему в Лужу можно было смотреться, как в зеркало?

— Какой характер был у Лужи?

— Что делал мальчик в Луже?

— Почему Луже не понравилось его присутствие?

— Кто смотрелся в Лужу, как в зеркало?

— Почему от Лужи осталось мокрое место?

— Куда делась вода?

— Почему машины объезжают, а люди обходят большие лужи?

— В каком случае лужа может появиться вновь?

— Разыграйте сказку по ролям.

— Нарисуйте лужу, в которой отражаются облака и солнце.

— Обследуйте лужу на участке после дождя.

— Придумайте подвижную игру «Дождь — лужа солнце» и поиграйте в нее.

— Прочитайте и обсудите с детьми стихотворения «Лужи-зеркала» и «Лужа-море», сравните их содержание, найдите сходство и различие.

Лужи-зеркала

Ночью дождик сильно лил

И всю землю намочил.

Утром солнце рано встало,

Посмотрело сверху вниз:

— Что с землею за ночь стало?

Вот удача, вот сюрприз!

 

Сто зеркал внизу лежали

И под солнышком сияли.

Отражались в них деревья

И прекрасные цветы,

Фонари, дома, заборы —

Всем хотелось красоты!

Солнцу лужи-зеркала

Очень приглянулись,

И от всей души оно

Жарко улыбнулось.

От такой улыбки лужи

Сразу изменились

И к обеду, обмелев,

Вовсе испарились.

 

Лужа-море

После дождика лужа

Разлилась у дороги.

Обойти и объехать

Ее могут немногие.

Мальчик с мамой к той луже

Каждый день приходил

И по луже пройтись

Слезно маму просил.

Для него лужа

Морем огромным была,

И о многом поведать

Та лужа могла.

Можно было бы мостик

Из досок сложить

Или просто в сапожках

По дну походить.

Можно было б измерить ее глубину,

Покидать в нее камни,

Палкой сделать волну,

С головой окунуться,

Чтоб на дно посмотреть,

И поплавать немножко,

Поплескаться при всех.

Можно было б кораблик

Пустить по волне

И сокровищ несметных

Отыскать в глубине.

Капитаном стать смелым,

Устоять даже в шторм,

А потом через волны

Идти напролом...

Но стоит рядом мама,

Говорит: «Не ходи!

В луже холодно, грязно.

Ты ее обходи!»

Не понять этим взрослым,

Что не лужа у ног,

А огромное море

И фантазий восторг!

Сказка «Вслед за ветром»

Высоко в Небе, в небесном Царстве-государстве жили-были братья Ветры. Самым старшим братом был Ураган. Он был такой огромный, а борода и волосы на голове такие длинные, что, когда он летал над Землей, казалось, будто страшное лохматое чудище закрывает Небо. Дул Ураган с такой силой, что разрушал все вокруг, принося много бед людям, животным, растениям. Поэтому обычно старший брат спал, и все вокруг ходили на цыпочках, чтобы его не разбудить.

Второго брата звали Шквал. Характер у него был резкий: дул он очень сильно да еще прихватывал с собой Ливень с Грозой для того, чтобы скучно не было. Вот уж веселились они, когда гремел Гром, сверкала Молния, лил Дождь, дул шквалистый Ветер! Все люди разбегались по домам, чтобы переждать Шквал. Но в море от него могли тонуть корабли и гибнуть люди. Зная свой резкий, скверный характер, Шквал старался занять себя каким-либо делом. Он убирался в замке, собирал в сетку облака, чтобы выжить с них воды, штопал старую одежду братьев иглой-молнией, брался за любую работу, которая отвлекала его от дурных мыслей и делала добрее.

С юга в гости к братьям прилетал часто третий брат — Суховей. Он был такой сухой и горячий, что сразу высушивал влагу всех облаков, речек, прудов. На Земле высыхали все растения. Люди и животные очень страдали от засухи. Братьям совсем не нравилась такая картина. Они завязывали Суховею рот большим шарфом, чтобы он не дул, и быстро нагоняли дождевые облака, которые нежились над морем и океаном. Шквал пригонял Ливень, который хорошенько проливал Землю. Оживали все растения, облегченно вздыхали люди и животные.

Высоко в башне замка, под замком сидел еще один брат — Смерч. Его имя было так похоже на слово смерть, что часто его так и обзывали. Смерч так любил закручиваться в огромный столб, который высотой был от Земли до Неба, делал это с такой скоростью, что забирал с собой все, что попадалось ему на пути. В Небо взлетали животные, машины, целые дома! После вихря, который устраивал Смерч, на Земле оставались только одни разрушения, погибшие люди и животные. Поэтому братья вынуждены были посадить Смерча под замок. Они, конечно, кормили его, разговаривали с ним, любили его, но знали, что если его выпустить, случится беда. Смерч очень обижался на братьев и копил в себе свой гнев. Когда от гнева и обиды он раздувался как шар, то становился такой силы, что сдержать его не мог никто, тогда он вырывался наружу и сметал все на своем пути. Вылив на Землю свою злость, Смерч успокаивался и добровольно возвращался в башню, очень жалея о том, что натворил.

Самым спокойным из братьев был Ветер-ветерок, который отличался мягким характером, жизнерадостностью и желанием всем помочь.

С самого утра Ветер-ветерок носился по всему Небу, то гоняя облака, то раздвигая тучи. Потом он спускался к Земле, чтобы развеять семена растений или пыльцу с цветков, подарить прохладу в жаркий день животным и людям. Зимой он помогал Снегу ровно лечь на Землю, укрыть все растения теплым снежным одеялом до весны. Весной опылял растения, помогал насекомым быстрее добраться до цветов, полных нектара. А осенью играл с разноцветными листьями, укрывая Землю прекрасным ковром, да помогал деревьям подготовиться к зиме. Еще он проделывал очень важную для людей работу — крутил ветряные мельницы. Раньше на них перемалывали зерно в муку, а сегодня от них получают электрический ток. Очень нравилось Ветру-ветерку шалить на воде, гнать вперед парусники. Яркое Солнце, голубое Небо, лазурная Вода так нравились ему, что совсем не хотелось улетать домой к сердитым братьям. Все живое всегда радовалось Ветру-ветерку. От этого он становился еще добрее и ласковее. Братья тоже любили мальца, часто его баловали, рассказывали интересные истории.

Вот так и жили братья Ветры. Как и все братья, они любили вместе поиграть, побегать наперегонки, покататься на пушистых облаках, окунуться в воды океана, намутив их, пролететь сквозь крону деревьев, чтобы поменять им прическу, пошептаться с колосьями ржи и пшеницы, поколыхать их, как будто волны в море. Они могли быть сердитыми и добрыми, работящими и немного ленивыми, игривыми и строгими, жаркими и ледяными, сильными и слабыми. Они были разными, как и мы — люди.

Вопросы и задания

— Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.

— Расскажите о характере каждого брата.

— Какую пользу приносит ветер всему живому?

— Какой вред он может нанести людям, животным, растениям?

— Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит?

— Нарисуйте братьев, как вы их представляете.

— Придумайте историю, которая случилась с братьями на земле, на море или в горах.

— Какие стихи вы знаете о ветре?

— Как вы думаете, о каком из братьев говорится в стихотворении «Проказник-ветер»? Почему вы так думаете? Как изменяется ветер в стихотворении «Изменчивый ветер»?

Проказник ветер

Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел.

Подул немного посильней

И ветки раскачал скорей.

Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал.

 

Изменчивый ветер

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-У-У, у-у-у.

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх! Страх-страх!

Не удержится и слон.

Ах-ах! Ах-ах!

— Поиграем в подвижную игру «Смерч, ураган, суховей, ветер-ветерок». Когда я скажу: «Погода ясная. Все гуляем», вы будете свободно по всей площадке прогуливаться и бегать. Когда я скажу: «Внимание! Приближается смерч!», вы должны быстро встать в круг, взяться за руки и закрутиться, ускоряя темп. Когда я скажу: «Грибной дождь», вы будете подскакивать под дождем, радоваться, подставлять ладошки под капли. Когда я скажу: «Суховей прилетел!», вы будете изображать засыхающие растения. Когда я скажу: «Надвигается ураган!», вы должны присесть, нагнуть голову и прикрыть ее руками. Кто ошибется, выбывает из игры.

Сказка «Мечта Росинки»

Рано утром, когда солнышко только просыпается, маленькая Росинка нежилась в своей постельке. А постелькой для нее служил загнутый вверх со всех сторон мохнатый лист, поверхность которого покрыта мелкими волосками. С такого листа Росинка не скатывалась и могла на нем спокойно спать. Она была такой чистой, что чище и не найти. Сквозь нее можно смотреть как через стекло, такая она прозрачная. Росинка была такой прохладной, что могла охладить и напоить любого в жаркий день. Такая она была необыкновенная. Но настоящими королевами ее сестер делали первые лучи солнца, которые отражались от их тельца и делали их похожими на сверкающий алмаз, самый красивый драгоценный камень. Под лучами солнца сестры Росинки сверкали всеми цветами радуги. В эти мгновения все жители леса любовались ими и хотели с ними дружить.

Отец Росинки — утренний Туман строго следил за тем, чтобы она не попадала под прямые лучи солнца, губительные для такой маленькой капельки — Росинки. Он прикрывал дочку своей холодной накидкой, пока она спала, закрывал сверху листиком, чтобы солнышко не заглянуло внутрь.

Но солнце начинало греть все больше и больше. Оно проникало в самую гущу леса. Утренний туман нагревался, выпадал капельками росы на траву, листья деревьев и кустарников, на прекрасные цветы. В этот момент рождалось много маленьких Росинок, которые наполняли своей живительной влагой все растения, давали возможность умыться и напиться насекомым и другим животным.

Однако солнце очень быстро высушивало маленькие капельки, и они не успевали познавать огромный мир, который их окружал. И только наша Росинка оставалась в самой чаще леса, куда солнце проникало очень редко. Но Росинке так хотелось погреться под лучами жаркого солнышка, покрасоваться своим солнечным нарядом, что каждый раз, когда она оставалась одна, пыталась перепрыгнуть на листок, освещенный солнцем. К ее огорчению это никак не получалось, и она все время скатывалась прямо под мохнатые лапы огромной ели, где было темно и холодно.

Однажды, когда одинокий луч утреннего солнца все же проник сквозь чащу леса, Росинка попросила Паучка, плетущего свою паутину прямо около нее, протянуть свою паутинку прямо к листику, освещенному солнцем. Паучок так любил Росинку, что не только протянул нить, но и сплел специальную люльку, в которой бережно перенес Росинку на новое место.

— Какое счастье! — воскликнула она. — Наконец- то сбылась моя мечта! Жители леса, посмотрите на меня, какая я красивая! Я вся сверкаю под солнечным лучом! Я как драгоценный алмаз! Как приятно погреться под солнышком. Как прекрасен мир вокруг, освещенный солнцем!

Но радовалась Росинка недолго. Солнечный луч грел все сильнее. Росинка совсем разжарилась, стало горячо.

— Паучок! — крикнула она уже слабым голосом другу. — Скорее забирай меня обратно в тень!

Паучок стал быстро тянуть нитку к себе, но не успел. Росинка уже растеклась по листку, и пар шел от нее вверх. Еще секунда и лист стал совсем сухим. Капелька воды Росинки испарилась. Паучок очень огорчился, даже заплакал. Но каково было его удивление, когда на следующее утро Росинка сидела снова на своем мохнатом листике! Как это могло случиться?!

Вопросы и задания

— Почему роса появляется только в утреннее время?

— Почему роса боится солнца?

— Как в сказке описывается внешний вид Росинки?

— Как оберегал Росинку отец Туман?

— О чем она мечтала?

— Как она смогла осуществить свою мечту?

— Почему, когда сбылась мечта Росинки, она исчезла?

— Как же это случилось, что на следующее утро Росинка снова появилась?

— Какую пользу приносит роса растениям и животным?

— Почему полезно утром ходить по росе?

— Почему цветы для букета стараются срезать рано утром?

— Какими словами описывает росу Е. Алябьева в стихотворении «Росинки»? С чем она сравнивает росу?

Росинки

Росинки, росинки,

Вы, словно слезинки,

Которыми плачет

Трава поутру.

Вы, словно алмазы,

На солнце искритесь

На травах, цветах

И деревьях в бору.

Пусть утром

Умоются вами листочки,

Пусть вашей прохладой

Напьется жучок,

До зноя дневного

Земля пусть подышит

Да щечки умоет свои

Паучок.

— А теперь закройте глаза, представьте, что прикасаетесь к хрустальной капельке, а затем расскажите, какие ощущения возникли при этом на кончиках пальцев. Представьте, что дотронулись кончиком языка до росинки. Расскажите, какая росинка на вкус?

Сказка «Как Солнышко заболело»

Высоко на Небе, куда и рукой не достать, и птице не долететь, жило в великолепном золотом дворце Солнце. Оно было таким огромным, что могло своим теплом обогревать всю Землю. Телом оно походило на Колобок — такое же круглое, поэтому могло катиться по небу с Востока на Запад.

Солнце видело абсолютно все, что происходило днем на Земле. Однако посплетничать об этом ни с кем не могло, потому что никто не смел приблизиться к нему из-за страха сгореть. Такое оно было огненное. А кричать издали неудобно. Да и Ветер все время мешал своим шуршанием. Грустно и скучно, когда никому ничего нельзя сказать, поделиться своими мыслями, впечатлениями. Но что поделаешь, короли часто бывают одинокими. А Солнце на небе было настоящим королем! Если бы его величество однажды погасло, перестало светить и греть, то все живое на Земле погибло бы.

Характер у Солнца был и мужской и женский, потому что имя «Солнце» среднего рода — оно.

Когда оно было добрым и нежным, все живое на Земле радовалось, ликовало, росло, благоухало, нежилось под ласковыми лучами. Когда же Солнце сердилось, злилось, на земле выгорала вся растительность, высыхали реки и озера, мелели даже моря, земля становилась похожей на треснувшую корку.

Когда настроение у Солнца менялось, оно само выбирало, где ему греть сильнее, а где совсем не греть. Поэтому в Африке было так жарко, что даже кожа у людей стала коричневого цвета, а земля похожей на красную пыль, а на севере несколько месяцев Солнца не видели вообще, господствовала полярная ночь. На юге оно светило и грело круглый год, а на востоке и западе согревало людей, животных и растения только весной и летом, а зимой было почти холодным.

Когда у Солнца болела голова или живот, а это было похоже на ураган, на Земле все живое и разные приборы чувствовали это. У людей тоже начинала болеть голова, а приборы отказывались работать правильно.

Утром, когда Солнышко вставало, оно не нежилось в постели, как все мы. Из-за множества дел ему некогда было залеживаться. Оно умывалось капельками, взятыми из облаков, расчесывало свои длинные волосы-лучи золотым гребнем, выпивало из золотого кубка золотой напиток, доставало свою подзорную трубу и начинало рассматривать Землю, продумывать, что нужно сделать сегодня.

— Так, так, так, — записывало в свою солнечную книжечку Солнышко, — здесь люди что-то замерзли из-за холодных дождей, надо погреть; а в этом районе плохо растут растения, надо добавить света и тепла; а в море уже пора купаться, надо воду подогреть да песок на пляже; в этой части Земли я, пожалуй, убавлю свой пыл, а то и так все высохло, дам место ветру и дождю; ну а здесь пора будить животных, весну начинать.

Солнце видело весь земной шар, поэтому работы у него было очень много. За день оно так уставало, что, скатываясь вниз по небосклону поздно вечером, не умываясь и не раздеваясь, сразу закатывалось на кровать и засыпало крепким сном до утра. И так каждый день.

Однажды Солнце заболело от такого изнурительного труда. Оно не встало утром как обычно и не стало обходить свои владения. Первыми забили тревогу животные и люди. Они очень испугались, что Солнце не появится на небосклоне, ведь от него зависит их жизнь. Стали взрослые люди выходить из домов и просить Солнышко скорее выйти. Издавна народ придумал много закличек, песенок про Солнце. Но оно не слышало людей, так как крепко спало. Тогда взрослые позвали детей. Дети стали так громко звать Солнышко, петь про него песни, водить хороводы, что Солнце проснулось, открыло глаза и посмотрело вниз.

«Почему все животные и люди так громко кричат?! — подумало Солнце. — Надо послушать, что они хотят». Оно прислушалось.

— Да это они меня зовут! — воскликнуло Солнце. — Я же проспало свой восход! Как же я так могло сделать! Ведь все живое так меня любит, так во мне нуждается! За такую любовь не жалко и себя отдать. Хватит хандрить. Надо приниматься за дело!

И Солнышко начало потихоньку всходить и освещать своими лучами все вокруг. А люди, животные и растения заулыбались, захлопали в ладоши от радости и закричали кто как мог: «Спасибо тебе, Солнышко, что согреваешь нас! Мы все тебя любим! Мы желаем тебе здоровья! Никогда не болей!»

От таких слов Солнце окончательно выздоровело и принялось за свой нелегкий труд.

Вопросы и задания

— Опишите место, где жило Солнце.

— Как настроение Солнца влияло на жизнь на Земле?

— Почему Солнце заболело?

— Какие дела себе намечало сделать Солнышко?

— Как люди вылечили Солнышко?

— Какими цветами окрашивает Солнце небо, когда восходит и заходит?

— Как вы думаете, что будет на Земле, если Солнце остынет?

— Какие народные приметы вы знаете о Солнце?

— Какие песенки, заклички, пословицы и поговорки о Солнышке вы знаете?

— Позовите Солнышко с помощью заклички:

Солнышко

Солнышко, расправь лучи,

Частым гребнем расчеши.

Щечки ты росой умой,

Вместе с птицами запой.

Нас ты, солнышко, погрей —

Станет сразу веселей!

— Послушайте стихотворение «Заботливое солнце» и расскажите, какие дела солнце в стихотворении сделало за день, в какое время суток оно восходит и заходит, в какое время суток оно не светит.

Заботливое солнце

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко.

Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех,

Лучи раскинув широко.

Гладит ласково

Листочки и цветы,

Людям золотит

И щеки, и носы.

День прошел,

И с неба на покой

Солнца шар садится за горой.

Сказка «Девушка Реченька»

Жила-была девушка Реченька да ее два братца — Берег левый и Берег правый. Братцы строго охраняли свою сестру, день и ночь следили, чтобы никого не полюбила и не сбежала из дома.

А Речка была чиста, как слеза. Посмотришь сквозь ее воды — дно видно, камешки речные, водоросли изумрудные, стайки рыбок. Ничто не нарушало покоя девушки. Текла она неторопливо, проплывая мимо лесов, полей, лугов, деревень, городов, удивляя людей своей красотой. Всем она дарила свою свежесть, влагу, сизые утренние туманы да нежные белые облака, которые появлялись в небе от ее испарений под солнцем. Ничто не волновало Речку, была она всегда мила, весела, добродушна. Только озорной Ветер иногда играл с ней, поднимая небольшие волны или покрывая рябью ее тело. Речке нравилось играть с Ветром, обрызгивать его косматую голову водой, заманивая в водовороты, небольшие пещерки в платье братцев Берегов. Братья же спокойно воспринимали игру сестры и Ветра, потому что знали ветреный характер юноши, по их мнению, неспособного на настоящий мужской поступок.

У самой головы Реченьки, в ее истоке, бил из-под земли мальчик Родничок. Он дарил ей чистейшую прохладную воду, от этого Реченька становилась еще чище душой и помыслами. А ноги девушки в устье упирались в дно глубокого оврага, поэтому вода здесь застаивалась, заиливалась, рано зацветала. Только лягушки да головастики любили жить в такой воде. Братья Берега были спокойны, так как перелиться через такой овраг сестра никак не могла. Значит, не могла от них сбежать.

Речка любила разговаривать с птицами, которые летали везде и все знали. Они рассказывали ей о далеких странах, где всегда тепло, о других, более широких и длинных, реках; с водой не прозрачной, а коричневой, даже красной, потому что ее окрашивали в такой цвет ил, глина или торфяник. Но больше всего Речке нравилось слушать истории об Океане. Он представлялся ей могучим, огромным, сильным и очень красивым. Девушка полюбила Океан, хотя никогда его не видела. Тихими теплыми вечерами мечтала она о встрече с любимым. Жалея девушку, ивы и ветлы, которые росли вдоль Берегов, опускали вниз свои гибкие ветви и гладили ими печальные воды. А вечерняя Заря дарила Речке розовое платье невесты, в котором она была так хороша, что соловьи всей округи начинали заливисто петь, воспевая красоту девушки.

Так печалилась и вздыхала бы Речка, если бы однажды Ласточка, которая собралась улетать в теплые края, не позвала ее с собой:

— Что ты, Реченька, все печалишься?! Надо добиваться своего счастья. Я собираюсь лететь в теплые края, прямо к Океану. Могу показать тебе дорогу к любимому. Готова ли ты бороться за свое счастье? Будь упорной и ты обязательно с ним встретишься!

— Я очень хочу увидеть своего любимого! — ответила Речка. — Но братья Берега день и ночь меня стерегут.

— А ты договорись с Ветром, — подсказала Ласточка. — Когда братья уснут, пусть он подует так сильно, чтобы образовались высокие волны. Тогда ты смогла бы перелиться через овраг. А там уж братьям тебя не догнать.

Так они и сделали. Ветер с удовольствием помог девушке, и после недолгих усилий Речка смогла перелиться через овраг и спуститься в долину.

В долине не было братьев Берегов, чему Речка очень обрадовалась. Однако радость была недолгой. Ее воды стали разливаться по всей долине, ничто их не держало в русле, ведь его не было. Речка стала широкой, но очень мелкой. Текла она медленно, от этого еще больше мелела. Да и солнце делало свое дело. Вода из мелкой речки быстро испарялась.

— Ласточка! Я погибаю! — заплакала дождем девушка. — Что мне делать? Я никогда не дотеку до любимого!

— Не сдавайся! — прощебетала Ласточка. — Тебе нужно проложить новое русло. Я полетаю и поищу место, где есть канава. Ты соберешься в нее и начнешь точить свой новый путь.

Ласточка облетела всю округу и недалеко от долины нашла канаву между двумя холмами, похожую на русло реки. Речка собрала последние силы и сотнями ручейков дотекла до канавы.

— Какая я стала некрасивая! — воскликнула огорченно Речка. — Как же я покажусь в таком виде перед Океаном?! Что же делать?

— А ты позови своего друга Ветра, — подсказала Ласточка. — Он сгонит к тебе тучи, и дождь пополнит твои воды.

Верный друг и на этот раз помог девушке. Дождь лил несколько дней. Речка становилась все полноводнее. Когда засветило солнышко, она снова засияла всей своей красотой.

Но беда не приходит одна. Скоро стало ясно, что канава имеет свой конец, а за ней нагромоздились большие валуны. Речка попыталась их сдвинуть, чтобы расчистить себе проход, но они были такие большие и тяжелые, что сил у девушки не хватило.

— Вот теперь все! — отчаянно прокричала Речка. — Путь мой закончен. Пора возвращаться назад. Видно, никогда мне не быть вместе с любимым!

— Нельзя сдаваться! — поддержала подругу Ласточка. — Надо придумать, как пробраться через эти валуны. Может, тебе их не сдвигать, а просочиться между ними?

— Как же я это сделаю? — уныло сказала Речка. — Хорошо, я попробую.

Стала Речка биться между валунами, пытаясь протиснуться. Ох, и больно это было! Девушка набила себе множество синяков, но пробраться сквозь валуны так и не смогла. Однако она не отчаялась, а только разозлилась. И чем больше она злилась, тем сильнее бурлили ее воды. Рассекла себя Речка на множество рукавов. Небольшие бурлящие потоки стали просачиваться между валунами. Это было очень трудно. Но любовь побеждает все преграды! Наконец-то валуны остались позади, можно было успокоиться и залечить раны.

— Молодец! — прокричала сверху Ласточка. — Я тобой очень горжусь! Отдохни немного, впереди горы.

Наутро дотекла речка до горного хребта. А тут еще одна напасть — горы высокие, нужно сверху спуститься вниз по камням. Испугалась речка, задрожала вся. Никогда она не забиралась так высоко. Но тут она услышала какой-то грохот.

— Ласточка, откуда раздается этот грохот? — спросила она у подруги.

Полетела Ласточка и недалеко от Речки нашла Водопад — огромный поток воды, падавший вниз с высокой горы с оглушительным грохотом.

— Какой ты смелый! — восхитилась Ласточка. — Тебе, наверное, больно падать вниз?

— У моей подруги — горной Речки нет другого пути, — ответил Водопад. — Она может течь дальше только с моей помощью. Я горд тем, что могу помочь ей. Я сильный и смелый, мне не страшно бросаться вниз с горной кручи.

— Водопад, помоги, пожалуйста, моей подруге, — взмолилась Ласточка. — Она течет к своему любимому, которого никогда не видела. Преодолела много преград на пути. Но никогда не жила в горах, поэтому очень боится разбиться.

— Хорошо, — ответил Водопад. — Если она готова рискнуть, я ей помогу.

Водопад взял Речку за руку, посоветовал ей закрыть глаза, чтобы не было очень страшно, и так кинулся вместе с ней вниз, разбиваясь на множество капель, в которых сияла на солнце всеми цветами радуга. Не успела Речка опомниться, как была уже внизу и спокойно потекла между двумя горами.

— Спасибо тебе, Водопад! — прокричала она изо всех сил, чтобы перекричать грохот падающей воды. — Я никогда не забуду о твоем поступке.

Речка устала от приключений, совсем выбилась из сил. Она почти не текла, воды ее были спокойны. Даже Ветер забрался в кусты, чтобы не разбудить подружку. Так прошли вечер и ночь.

Наутро Речка едва открыла глаза. Она была еще слаба, но утренние птицы уже пели о ее красоте. Наклон земли увеличился, и речка потекла быстрее. Она уже не могла остановиться, все больше набирая скорость. Это ее развеселило. Она уже радовалась солнцу, травам, цветам, плескающимся в ней рыбкам, поющим птицам. Но что это за шум впереди?! Опять Водопад? Но горы закончились. Речка терялась в догадках. Каково же было ее удивление, когда прямо перед собой она увидела огромное количество воды. Берегов не было видно, большие волны с белыми барашками наверху накатывали на берег одна за другой, шумел прибой. Стая огромных китов плескалась в воде. Речка открыла от удивления рот. Но так как остановиться она не могла, то с разбегу влилась в новое водное пространство.

— Что со мной случилось? — успела она крикнуть Ласточке.

— Это Океан! Ты с ним поцеловалась! — весело защебетала Ласточка. — Ты доплыла! Любуйся своим любимым! Будьте счастливы!

Океан бережно обнял Речку, поднял ее высоко на своих волнах и прокричал:

— Я так давно ждал тебя, любимая! Я видел тебя в снах, разговаривал с тобой темными ночами. Я представлял тебя именно такой милой, скромной и красивой. Добро пожаловать в мое царство! Теперь мы всегда будем вместе!

Вопросы и задания

— Про что эта сказка?

— Опишите характер Речки.

— С чего начиналась Река, что было в ее истоке?

— Чем она заканчивалась?

— Для чего реке нужны берега? Какие они бывают?

— Чем отличаются реки, текущие по равнине, от горных?

— Какие преграды преодолела Речка, чтобы добраться до любимого?

— Какими словами можно описать такой характер?

— Положительные ли эти качества характера? Почему?

— Чем водопад отличается от реки? В какой местности бывают водопады?

— Чем отличаются река и океан?

— Какие еще водоемы вы знаете?

— В каких водоемах вода соленая? Можно ли ее пить?

— Откуда берется вода в кранах, которую вы пьете?

— Как пополняются воды реки и других водоемов?

— Какой самый большой водоем на земле с пресной водой? (Озеро Байкал.)

— Почему вокруг водоемов всегда бывает богатая растительность?

— Каких жителей местных речек, прудов, озер вы знаете?

— Какие деревья любят расти у реки? Почему?

— Чем человек может загрязнять водоемы?

— Почему с этим надо бороться?

— Как можно «вылечить» заросший пруд или озеро?

— Как называются водоемы, находящиеся в вашей местности?

— Как их использует человек?

Сказка «Как поссорились времена года»

Дружно жили на Земле Лето, Осень, Зима и Весна. Приходили они к людям строго по очереди. За Зимой всегда наступала Весна, за Весной — Лето, а за Летом — Осень. Времена года поделили весь год на четыре части, в каждой из которых поместилось по три месяца. Никто не был обижен. Заканчивался зимний месяц февраль, и сразу наступал весенний месяц март. Зима уходила в вечные льды Антарктиды, а красавица Весна начинала усиленно трудиться, пробуждая природу от зимнего сна.

Но однажды Зиме показалось, что три месяца это маловато для ее царствования. Решила она задержаться, прихватить еще и месяц март. Намела снегов, нагнала мороза. Прилетели с юга птицы, а есть нечего, холодно. Назад не улетишь, далеко, сил не хватит. Стали они звать Весну. А она пробраться не может через снежные заносы. Стала Весна Солнышко просить:

— Солнце ясное! Помоги мне. Не хочет Зима уходить. Погибнут птицы. Растопи льды и снега, разбуди природу!

Услышало Солнце Весну, прибавило тепла. А Зима вьюгой заволокла все небо, не пробиться Солнцу.

— Ах, ты так! — возмутилась Весна. — Тогда я пожалуюсь на тебя Лету. Оно своей жарой быстро тебя, Зима, прогонит.

Выслушало Лето Весну, очень разозлилось:

— Как же так! Сколько лет мы жили в мире и согласии. Почему Зима решила все разрушить?! Этого нельзя делать, потому что все в природе и жизни людей пойдет кувырком. Придется наказать захватчицу чужого времени!

Включило Лето все свои печки, снега и льды сразу растаяли. Но произошло это так быстро, что реки вышли из берегов, и вода затопила все вокруг. Вода залила не только луга и поля, но и дома людей. Настоящее бедствие! И все из-за вредности Зимы. Из-за вмешательства Лета растения подумали, что весна уже прошла, а они не успели начать сокодвижение, выпустить листочки, зацвести. Поэтому они стали торопиться, насекомые не успели опылить цветущие растения и, как следствие, не завязались плоды. Дикие животные не понимали, когда же должны появиться их детеныши. Ведь к лету они уже подрастают, и родители начинают их воспитывать. Поэтому дети так и не появились на свет. Люди горевали о том, что вовремя не посеяли зерновые, и урожай пшеницы и ржи будет плохой.

А Зима в это время уже убежала в свои вечные льды. Сидит там и боится, что все ее будут ругать. Только Весне этого делать некогда. Пришлось ей быстро наводить порядок. Жаль только, времени на это у нее осталось маловато, всего два месяца — апрель и май.

Решила Весна немного времени прихватить у Лета, никак не успевает полноправно вступить в свои права. Попросила у Лета разрешения. Что поделаешь? Пришлось уступить ему месяц июнь. Вздохнула с облегчением Весна да день и ночь порядок наводить стала.

Ждут люди, растения, животные настоящего Лета, а оно все не приходит и не приходит. Фруктовые плоды не завязались, овощи растут плохо, зерновые тоненькие, слабые. Даже трава на лугах не такая густая и сочная как всегда. Вода в водоемах холодная, купаться нельзя.

— Плохое нынче Лето, холодное, — ругают Лето люди.

Услыхало Лето, что его ругают, расстроилось:

— Я же самое любимое время года! И все из-за вредной Зимы! Не буду с ней больше дружить! Придется у Осени в долг один месяц попросить.

Пожалела Осень Лето, отдала весь сентябрь. Подумали все растения, что не надо готовиться к Зиме, стали цвести по второму разу. Белки и мыши не заготавливали корм на Зиму, медведи и бурундуки не нагуливали жир, не утеплили животные и свои жилища. А как Лето уступило место Осени, так все беды и проявились. Деревья не успели сбросить листья, а Зима прискакала из своей Антарктиды раньше времени. Снег лег прямо на листву. От такой тяжести поломались ветви деревьев. Дикие животные, которые на зиму не засыпают, остались без корма. Их ждала голодная зимовка. Это значит, что многие из них погибли от голода. Голодные медведи, не успевшие нагулять жир, проснулись зимой и стали опасными шатунами. Да много чего плохого случилось только потому, что времена года спутали свою смену.

Решило Солнце, от которого зависит жизнь на Земле, собрать Годовой совет. Позвало на него все времена года. Долгий и серьезный был разговор. Зима чуть не растаяла от стыда. Но дала честное зимнее слово, что больше не будет нарушать порядок.

С этого времени все пошло своим чередом. Только иногда кто-то из времен года немного нарушал порядок, шалил. Приходилось наказывать такого шалуна. Ведь жизнь всего живого на Земле зависела от четкой смены сезонов.

Вопросы и задания

— О чем эта сказка?

— О каких временах года в ней идет рассказ?

— В какой последовательности времена года сменяют друг друга?

— Какие месяцы взяли себе времена года?

— Что случилось, когда Зима решила удлинить свое время?

— Почему так важно, чтобы изменения в природе происходили последовательно?

— Как жизнь на Земле зависит от Солнца?

— Во всех ли странах на Земле можно увидеть четкую смену времен года?

— Назовите основные приметы каждого времени года.

— Послушайте два стихотворения и выделите приметы двух времен года, которые сменяют друг друга.

Что такое лето?

Что такое лето?

В цвет луга одеты,

Лес шумит зеленый,

А в лесу — грибы.

Зреет земляника,

Просит съесть черника,

Манит ежевика:

— Мимо не ходи.

Лето — это солнце,

Пляж, купанье, отдых,

А на грядках зреют

Овощи рядком.

Фрукты поспевают,

Наливаясь соком.

Все теплом согрето,

Радостно кругом

 

Что такое осень?

Что такое осень?

У кого мы спросим?

Осень — это тучи, лужи и дожди,

Слякоть, непогода,

Ждет зимы природа,

И тепла от солнца

Ты уже не жди.

Осень — это листьев

Чудо-разноцветье,

Нити паутинок,

Хризантем цветенье.

Осень — это птицы

К югу полетели,

Это листопада

Плавное круженье.

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С теплою одеждой,

Крышей из зонтов,

С вянущей травою,

Спячкою медведя,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

Осень — это шубка теплая у зайца.

Нет уж насекомых,

Спрятались они.

Первый снег и стужа,

Первый лед на лужах,

Ночи все длиннее

И короче дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:Зимние явления в неживой природе

Тема:Зимние явления  в неживой природе...

Зимние явления в неживой природе

Цель: развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; развивать творческую фантазию и вообра...

Зимние явления в неживой природе

Цель: развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; развивать творческую фантазию и вообра...

Презентация "Зимние явления в неживой природе"

Развитие игрового замысла, обучение детей отвечать на поставленные вопросы; активизация ласкательных существительных; закрепление знаний о зимних явлениях; вызов положительных эмоций; развитие творчес...

Беседа о зимних явлениях в неживой природе

Конспект занятия в средней группе , 2012 г.  P.S.Данные восстановлены с сайта  dou654@edusite.ru...

Зимние явления в неживой природе, зимние осадки

Краикосрочный проект о зимних явлениях в неживой природе....