Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Весна»
материал по развитию речи (средняя группа)

Пензина Дарья Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района  Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе на тему «Весна»

Автор- составитель:

Пензина Д.В.

                                                               

Санкт-Петербург,

2021г.

 Преамбула

Образовательная деятельность в средней группе осуществляется в соответствии с ОПДО ГБДОУ д/с № 6.

В группе 23 ребенка. Дети соответствуют возрасту средней группы.

Дети любознательны, активны, подвижны.

Непрерывная образовательная деятельность проходит в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Конспект непрерывной образовательной деятельности выстроен с учетом принципа интеграции   образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое.  

Интеграция областей:

- речевое развитие

- познавательное развитие

- физическое развитие

- социально-коммуникативное развитие

Образовательные технологии:

- здоровьесберегающие

- игровые

- развивающего обучения

Методические приемы:

- Игровые

- Словесные

- Слушание музыки

- Наглядные

                                     

Цель: создавать условия для развития связной речи детей на материале темы «Весна»

Образовательные задачи:

- закреплять характерные признаки весны,

- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи: тает снег, появляются проталинки - потому что припекает солнце, бегут ручьи- потому  что тает снег, прилетают перелётные птицы - потому что стало тепло.

- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»(проталинки, турпоход).

Развивающие задачи:

- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

- развивать диалогическую и связную речь;

- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;

- развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;

- формировать умение работать в коллективе.

Данный конспект можно использовать в ДОУ воспитателями средних общеразвивающих групп.

Оборудование для педагога

звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица «Весна в лесу», картинки птиц, конверт, фланелеграф, цветок, картинка «Веточка с птицами и зайцем»,

Оборудование для воспитанников

Разрезные картинки цветов.

Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.

Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.

  1. Вводная часть

Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).

Воспитатель: ребята, к нам в группу пришли гости.

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Воспитатель и дети:

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

2. Основная часть

2.1 Воспитатель: ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители.»

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

Воспитатель: молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

2.2 Звучит звукозапись «Голоса леса»

Воспитатель: вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)

На мольберте вывешена картина «Ранняя весна»

Воспитатель: присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

Воспитатель: почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче.

2.3Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков – подбор антонимов).

Воспитатель: ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тепло).

- Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Воспитатель: молодцы ребята, правильно ответили.

2.4 Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

Воспитатель: ребята, что вы услышали? (ответы детей)

Воспитатель: да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Воспитатель: посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево.

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?

Дети: ЗАЯЦ.

Воспитатель: объясните почему. (Ответы детей.)

Воспитатель: а почему этих птиц называют перелетными?

Дети: осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: молодцы! Правильно!

Воспитатель: а почему они улетают от нас?

Дети: у нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.

Воспитатель: когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?

Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.

Экологическая минутка

Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?

Дети: вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.

Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в путь.

2.5 Игра « Прилетели птицы»

Воспитатель: сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Воспитатель: ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.

2.6 Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Весело попрыгаем

Как в лесу зайчатки.

Прыг, скок, прыг, скок,

Сели зайки под кусток.

Идут обычным шагом друг за другом.

Идут на носках.

Идут на пятках.

Прыгают как зайчики .

Присаживаются на корточки.

Воспитатель: ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадка

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

Воспитатель: ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.

Воспитатель: Какие звери просыпаются весной?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

2.7 Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.      Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель: не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

Воспитатель: а что происходит с шерстью диких животных весной?

Дети: они линяют.

Воспитатель: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?

Дети: Заяц, белка.

Воспитатель: а кто появляется у диких животных весной?

Дети: Детеныши.

Воспитатель: сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

2.8 Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

                                    Один                  много

У медведя -     медвежонок             медвежата

У зайца -       зайчёнок                   зайчата

У лисицы -    лисёнок                   лисята

У волка -      волчонок                 волчата

У ежа-        ежонок                   ежата

Воспитатель: ребята, пойдемте гулять дальше.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

Воспитатель: а еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?

Дети: Подснежники.

Воспитатель: почему их так называют?

Дети: потому что они вырастают из-под снега.

Воспитатель: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?

Дети: нет.
Воспитатель: тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

2.9 Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой

2.10 Игра «Собери картинку»

Воспитатель: молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.

Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

Воспитатель: молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

Воспитатель: нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!        Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

3. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: вот мы и вернулись в нашу группу.

Воспитатель: вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

Воспитатель: лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Спасибо, вы - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области  Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»...

Конспект по образовательной деятельности речевого развития в средней группе на тему "Светлая пасха"

  Цель мероприятия:·           воспитание любви к своей земле, к своему народу;·...

"Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие в мир театра"

quot;Конспект  проведения открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области  «Речевое развитие»   в средней группе  на тему: «...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»

Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный  словарь детей по теме «весна»;- продолжат...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи средняя группа на тему "Весна идет - весне дорогу"

Формирование словаря по теме «Весна»(птицы,скворечники,гнезда, весна, солнышко, таять, проталины,ранняя, строить, выводить). Уточнить и расширить представление о ранней весне и ее признака...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Речевому развитие" в средней группе на тему "Весна. птицы прилетели"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Речевому развитие" в средней группе на тему "Весна. птицы прилетели"...