Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Весна»
материал по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
в средней группе на тему «Весна»
Автор- составитель:
Пензина Д.В.
Санкт-Петербург,
2021г.
Преамбула
Образовательная деятельность в средней группе осуществляется в соответствии с ОПДО ГБДОУ д/с № 6.
В группе 23 ребенка. Дети соответствуют возрасту средней группы.
Дети любознательны, активны, подвижны.
Непрерывная образовательная деятельность проходит в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Конспект непрерывной образовательной деятельности выстроен с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое.
Интеграция областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающие
- игровые
- развивающего обучения
Методические приемы:
- Игровые
- Словесные
- Слушание музыки
- Наглядные
Цель: создавать условия для развития связной речи детей на материале темы «Весна»
Образовательные задачи:
- закреплять характерные признаки весны,
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи: тает снег, появляются проталинки - потому что припекает солнце, бегут ручьи- потому что тает снег, прилетают перелётные птицы - потому что стало тепло.
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»(проталинки, турпоход).
Развивающие задачи:
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
- формировать умение работать в коллективе.
Данный конспект можно использовать в ДОУ воспитателями средних общеразвивающих групп.
Оборудование для педагога
звукозапись «Голоса птиц», «Голоса леса», картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица «Весна в лесу», картинки птиц, конверт, фланелеграф, цветок, картинка «Веточка с птицами и зайцем»,
Оборудование для воспитанников
Разрезные картинки цветов.
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Раздаточный материал: разрезные картинки цветов.
- Вводная часть
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
Воспитатель: ребята, к нам в группу пришли гости.
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Поднимают руки к солнышку.
Качают над головой руками.
На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.
На уровне груди движения кистями вправо-влево.
Показывают ладошки на уровне груди.
Трут ладонями друг о друга.
Слова произносит воспитатель.
2. Основная часть
2.1 Воспитатель: ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
Воспитатель: молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.
2.2 Звучит звукозапись «Голоса леса»
Воспитатель: вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)
На мольберте вывешена картина «Ранняя весна»
Воспитатель: присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
Воспитатель: почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети: Солнце светит ярко; снег темнеет, тает; появляются проталинки, бегут ручьи; прилетают перелётные птицы: грачи; просыпаются звери после зимней спячки; распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче.
2.3Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков – подбор антонимов).
Воспитатель: ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тепло).
- Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Воспитатель: молодцы ребята, правильно ответили.
2.4 Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
Воспитатель: ребята, что вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: ЗАЯЦ.
Воспитатель: объясните почему. (Ответы детей.)
Воспитатель: а почему этих птиц называют перелетными?
Дети: осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: молодцы! Правильно!
Воспитатель: а почему они улетают от нас?
Дети: у нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.
Воспитатель: когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы?
Дети: Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.
Экологическая минутка
Воспитатель: Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать?
Дети: вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в путь.
2.5 Игра « Прилетели птицы»
Воспитатель: сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.
Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.
Воспитатель: ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.
2.6 Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Весело попрыгаем Как в лесу зайчатки. Прыг, скок, прыг, скок, Сели зайки под кусток. | Идут обычным шагом друг за другом. Идут на носках. Идут на пятках. Прыгают как зайчики . Присаживаются на корточки. |
Воспитатель: ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадка
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
Воспитатель: ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.
Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.
Воспитатель: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
2.7 Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель: не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
Воспитатель: а что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: они линяют.
Воспитатель: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
Воспитатель: а кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
Воспитатель: сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
2.8 Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
Один много
У медведя - медвежонок медвежата
У зайца - зайчёнок зайчата
У лисицы - лисёнок лисята
У волка - волчонок волчата
У ежа- ежонок ежата
Воспитатель: ребята, пойдемте гулять дальше.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)
Воспитатель: а еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
Воспитатель: почему их так называют?
Дети: потому что они вырастают из-под снега.
Воспитатель: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: нет.
Воспитатель: тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
2.9 Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Подуем на цветок
1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой
2.10 Игра «Собери картинку»
Воспитатель: молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - На деревьях набухают почки.
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
Воспитатель: молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
Воспитатель: нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: вот мы и вернулись в нашу группу.
Воспитатель: вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
Воспитатель: лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Спасибо, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие в средней группе на тему «Путешествие Буратино в большой город»...
Конспект по образовательной деятельности речевого развития в средней группе на тему "Светлая пасха"
Цель мероприятия:· воспитание любви к своей земле, к своему народу;·...
"Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «Путешествие в мир театра"
quot;Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему: «...
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»
Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «весна»;- продолжат...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи средняя группа на тему "Весна идет - весне дорогу"
Формирование словаря по теме «Весна»(птицы,скворечники,гнезда, весна, солнышко, таять, проталины,ранняя, строить, выводить). Уточнить и расширить представление о ранней весне и ее признака...
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Речевому развитие" в средней группе на тему "Весна. птицы прилетели"
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Речевому развитие" в средней группе на тему "Весна. птицы прилетели"...