Использование пиктограмм
статья по развитию речи (старшая группа)

Тихонова Ольга Викторовна

Комплексный подход в работе воспитателя группы компенсирующей направленности при формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx17.75 КБ
Файл piktogrammy.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход в работе воспитателя группы компенсирующей направленности при формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие. В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с общим недоразвитием речи (ОНР). Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, а особенно - монологическая речь описательно-повествовательного характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в образовательной работе по всем образовательным областям. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.  

Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время занимает важное место, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый словарь – номинативный, предикативный, атрибутивный. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Предикативная лексика – это правильное употребление различных частей речи, с другой стороны- сообщающие действия, состояние качества, признаки предметов. Дети должны уметь высказываться многословно.

Предикативная лексика – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке, связь главных членов предложения.

Предикапы –это логические высказывания , значение которых может меняться в зависимости от входящих в них переменных величин.

Важным средством формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного является дидактическая игра(ПИКТОГРАММА), в которой происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, что важно для них. Использование пиктограммы с целью формирования предикативного словаря происходит в ходе занятий, свободной деятельности, в режимные моменты.

Обязательными элементом пиктограмм являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.В детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи. Так как овладение устной речью вызывает большие трудности у детей с ОНР, то необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.  Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-  в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться

-   Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем -  Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий)

- Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно - развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д . В своей практике мы тесно работаем с педагогом – психологом и используем пиктограммы на всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм.

Слайд 2

Обязательными элементами пиктограмм являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Слайд 3

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» 1

Слайд 4

3

Слайд 5

5

Слайд 6

8

Слайд 7

9

Слайд 8

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с ОНР

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации свя...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

"Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками"

"Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками"...

Использование пиктограмм для запоминания и рассказывания стихотворения и текста. Тема "Грибы".

Пересказ рассказа "В лесу".Заучивание стихотворения "Где берёзки да дубы..."Пересказ рассказа "Грибники"Для развития способов запоминания можно использовать пиктограммы - особые опорные рисунки, с пом...

Занятие с использованием пиктограмм

Занятие с использованием пиктограмм...

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...