Перспективный тематический план по формированию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный тематический план по формированию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности
на 2020-2021 учебный год
Учитель-логопед: Черкавская А.М.
Месяц | Тема | Цели | |
Сентябрь 1-2 неделя | Обследование состояния речи детей | ||
Сентябрь 3 неделя | Составление рассказа по образцу об Яр-Сале | Коррекционно-образовательные: - формировать начальные представления о своей малой Родине, - систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах Яр-Сале, людях разных национальностей, живущих в родном селе, природе родного края; Коррекционно-развивающие: - развивать способность к целостному восприятию текста рассказа педагога, устанавливать временные связи; Коррекционно-воспитательные: -воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников. | |
Сентябрь 4 неделя | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательные -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям; -учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям Коррекционно-развивающие - систематизировать знания о детском саде; - активизировать словарь по данной теме Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями | |
Сентябрь 5 неделя | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательная -учить детей составлять рассказ по демонстрируемым действиям; Коррекционно-развивающие - систематизировать знания о детском саде; - активизировать словарь по данной теме - расширять и активизировать словарь глаголов Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями | |
Октябрь 1 неделя | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием ИКТ | Коррекционно-образовательные - учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Коррекционно-развивающие - систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; - активизировать словарь по теме «Осень»; - закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения | |
2 неделя | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания; - соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; - учить узнавать овощи по описанию Коррекционно-развивающие - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь по теме «Овощи»; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки. | |
3 неделя | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. | Коррекционно-образовательные -учить детей подбирать существительные к прилагательным; -учить составлять рассказ с опорой на схему Коррекционно-развивающие -закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже; - развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; - закреплять употребление притяжательных местоимений Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания | |
4 неделя | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания Коррекционно-развивающие - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад -огород»; - развивать внимание, мышление, связную речь; - учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом | |
Ноябрь 1 неделя | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок. | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; - учить логическому построению высказывания Коррекционно-развивающие -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь по теме; - развивать внимание, мышление, связную речь; - развивать умение согласовывать слова в предложениях Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях | |
2 неделя | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания Коррекционно-развивающие - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь по теме; - развивать внимание, мышление, связную речь; - развивать умение согласовывать слова в предложениях Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение | |
3 неделя | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Коррекционно-образовательные - учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь детей по теме «Одежда»; - развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; - развивать умение узнавать предмет по описанию Коррекционно-развивающие -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь детей по теме «Одежда»; - развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; - развивать умение узнавать предмет по описанию Коррекционно-воспитательная - воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды. | |
4 неделя | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды | |
Декабрь 1 неделя | Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок | Коррекционно-образовательные --учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; - учить логическому построению высказывания Коррекционно-развивающие -закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже; -развивать внимание, мышление, связную речь; - закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы; - упражнять детей в согласовании слов в предложениях- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | |
2 неделя | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | Коррекционно-образовательные -формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины; - учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине Коррекционно-развивающие - развивать у детей навык планирования связного высказывания; - упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию; - активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | |
3 неделя | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Коррекционно-развивающие -закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; -упражнять детей в логическом изложении высказывания Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | |
4 неделя | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). | Коррекционно-образовательные -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Коррекционно-развивающие - развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок; -упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий; -развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи. | |
5 неделя | Составление рассказа «Новый год на порог»" по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | Коррекционно-образовательные -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; - формировать навык соблюдения последовательности изложения. Коррекционно-развивающие -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; - активизировать словарь прилагательных по теме; - упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия Коррекционно-воспитательная -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей | |
Январь 1 неделя | Новогодние праздники. | ||
2 неделя | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | Коррекционно-образовательные -учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности; - учить составлять описательные рассказы Коррекционно-развивающие -упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию; - упражнять в подборе синонимов; - учить согласовывать слова в предложениях Коррекционно-воспитательная -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей | |
3 неделя | Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту | Коррекционно-образовательные -учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Коррекционно-развивающие - упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; - учить составлять загадки о животных; -развивать внимание, память, логическое мышление. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным. | |
4 неделя | Рассматривание 2 картин осеннего и зимнего пейзажа. | Коррекционно-образовательные -учить детей использовать мнемотаблицей при составлении описательных рассказов. Коррекционно-развивающие - закрепить знания детей и приметах осени; -уточнить знания о приметах зимы. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей умения слушать ответы товарищей не перебивая друг друга. | |
Февраль 1 неделя | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам | Коррекционно-образовательные -учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, вставленный по отдельным сюжетным кар- Коррекционно-развивающие -развивать и активизировать словарь детей по - упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже; -развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей культурные навыки общения | |
2 неделя | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | Коррекционно-образовательные -учить детей пересказывать текст, соблюдши целостность, связность, плавность и объем. Коррекционно-развивающие -активизировать и расширять словарь у детей по теме; -закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже; - развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений | |
3 неделя | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | Коррекционно-образовательные -учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия -учить составлять рассказ по сюжетной картине Коррекционно-развивающие -упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени; - закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; - упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме. Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе. | |
4 неделя | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» | Коррекционно-образовательные -формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст. Коррекционно-развивающие -расширять знания детей о мужестве людей во время войны; -учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных; -развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества | |
Март 1 неделя | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие -закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; активизировать и расширять словарь по теме «Весна»; -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | |
2 неделя | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | Коррекционно-образовательные -учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Коррекционно-развивающие -развивать монологическую речь и связные высказывания детей; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно. | |
3 неделя | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | Коррекционно-образовательные -формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; - учить составлять подробные описательные рассказы Коррекционно-развивающие -развивать у детей умение строить высказывания описательного типа; - активизировать и расширять словарь по теме. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей уважение к труду взрослых | |
4 неделя | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные - учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации; - обучать логическому построению высказывания Коррекционно-развивающие - закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных; -развивать внимание, мышление, связную речь; - активизировать и развивать словарь по теме; - учить согласовывать слова в предложениях Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду. | |
5 неделя | Жизнь детей в стойбище | Коррекционно-образовательные -Дать представление об укладе жизни детей в стойбище, рассказать о различии игр для детей мальчиков и для девочек. -Познакомить с играми детей, проживающих в тундре. Коррекционно-развивающие -Расширять кругозор детей, Коррекционно-воспитательная -воспитывать дружеские чувства, желание больше узнать о детях, проживающих в других условиях. | |
Апрель 1 неделя | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные - формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; - обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин Коррекционно-развивающие -закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме; - закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже; - закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу | |
2 неделя | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | Коррекционно-образовательные -учить детей подробно пересказывать художественный текст; -формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно-развивающие -закреплять знания детей о предназначении различной посуды; -развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей; -развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие. | |
3 неделя | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа | Коррекционно-образовательные. -обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий; - учить выделять событийную основу и существенные детали изображения Коррекционно-развивающие -активизировать и расширять словарь детей по теме; - развивать умение образовывать сложные слова; -развивать навыки планирования развернутых высказываний Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. | |
4 неделя | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | Коррекционно-образовательные - формировать у детей навык построения связного монологического высказывания; - учить пересказывать художественный текст Коррекционно-развивающие -расширять знания детей о домашних животных; - развивать самостоятельную связную речь; - закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом. | |
Май 1 неделя | Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательные - формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; - обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Коррекционно-развивающие -упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным пот теме; -расширять знания детей о военных профессиях; -развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту. | |
2 неделя | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» | Коррекционно-образовательные -учить детей последовательно пересказывать литературный образец Коррекционно-развивающие - расширять и уточнять знания детей по теме; - развивать способность к целостному восприятию произведения; -упражнять детей в подборе слов-антонимов Коррекционно-воспитательная - воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания. | |
3 неделя | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | Коррекционно-образовательные -учить детей рассматривать предметы окружающей действительности; -формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Коррекционно-развивающие -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам; -закреплять знания о частях тела насекомых; - активизировать и расширять словарь детей по теме. Коррекционно-воспитательная - воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей. | |
4 неделя | Составление рассказа «Лето красное при шло...» по сюжетной картине | Коррекционно-образовательные -учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ. Коррекционно-развивающие - упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот; - развивать и активизировать словарный запас детей; - отвечать на заданный вопрос полным предложением Коррекционно-воспитательная -воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план по формированию связной речи детей с ОНР (старшая группа).
Примерное перспективно-тематическое планирование по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе (компенсирующей направленности) № 1 на 2020 – 2021 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей группе(компенсирующей направленности) № 1на 2020 – 2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...
Тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения...