Конспект организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ружьева Марина Витальевна
Конспект по произношению для детей на тему "Звук [ш]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по звукопроизношению

для детей старшей группы

на тему «Звук [ш]»

                                                                                           

                                                                                           Разработал и провел:

                                                                              воспитатель

Ружьева Марина Витальевна

город Чебоксары

Цели:

• активизация знаний детей о звуке [ш], полученных на предыдущих занятиях;

• совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

• развитие зрительного восприятия, процессов внимания, памяти, мышлении;

• развитие связной монологической речи (пересказ).

Оборудование: предметные картинки с изображением шаров, утки, мака, девочки Маши, теленка, кошки, петуха; материал для выкладывания схемы слов: доска, мел, мяч, пиктограмма звука [ш], таблица «Заберись в гору», рассказ «Рёвушка».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети по очереди входят в групповую комнату, здороваются с гостями, представляясь, например: «Здравствуйте, я Вика» и т. д. Становятся полукругом.

Воспитатель: Что такое детский сад?

Ребенок. Детский сад - это маленькая школа.

Воспитатель: Чему мы учимся в детском саду?

Ребенок. Мы учимся внимательно слушать.

Ребенок. Мы учимся внимательно смотреть.

Ребенок. Мы учимся думать.

Ребенок. Мы учимся правильно поднимать руку.

Ребенок. Мы учимся красиво говорить.

Воспитатель: Да, но.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Каждый ребенок произносит скороговорку и садится на место.

Ребенок. Шесть мышат в камышах шуршат.

Ребенок. Шапка и шубка - это наш Мишутка.

Ребенок. Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.

Ребенок.

Мышонку шепчет мышь:

-Ты все шумишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

-Шуметь я буду тише!

Ребенок.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Ребенок. Даша под душем моет шею и уши.

Дети садятся на места.

2. Сообщение темы занятия.

Воспитатель напоминает о правилах посадки на занятии. Проверяет, касается ли спина ребенка спинки стула, лежат ли на столах руки, правильно ли стоят ноги.

Воспитатель: Какой звук слышится чаще всего в наших скороговорках?

Ребенок. Чаще всего слышится звук [ш].

Воспитатель: Правильно! Вот сегодня мы и расскажем нашим гостям, что знаем о звуке [ш].

Внезапно ворвался в детсад ветерок

И звук [ш] за ним - от меня наутёк.

Что делать? Что делать?

Хожу и зову:

- Звук [ш], ну, вернись к нам!

Вернись к нам, ау!

Воспитатель: Тихо зашумел камыш:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Воспитатель: Где-то зашуршала мышь:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Воздух вышел из колес:

Дети. Ш-ш-ш-ш-ш

Воспитатель: Ветер листики понёс:

Дети. Ш-ш-ш- ш-ш

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что вернули звук!

3. Характеристика звука [ш]

Выставляется пиктограмма звука [ш].

Воспитатель:  «Прочтите» пиктограмму!

Ребенок. Звук [ш] - согласный, он всегда твердый, глухой, шипящий, при произнесении звука язычок в форме чашечки поднимается вверх, губы округляются, зубы соединяются из ротика выходит теплая струя воздуха.

Воспитатель: Молодец! Что ещё можно добавить?

Ребенок. Звук [ш] может стоять в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель: Правильно!

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот

Звук к нам в слово и придет!

(Игра с мячом. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово, ребенок, возвращая мяч, видоизменяет слово так, чтобы появился звук [ш])

Голова (воспитатель) - головушка (ребенок)

Сторона - сторонушка

Изба - избушка

Сова - совушка

Борода - бородушка

Трус - трусишка

Заяц - зайчишка

Паук - паучишка

Солнце - солнышко

Пух - пушок

4. Развитие навыков звукового синтеза

Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с заданием. А сейчас «гимнастика ума».

(Воспитатель  выставляет на доску картинки с изображением шаров, утки, мака)

Воспитатель:  Из первых звуков названий картинок составьте новое слово. Это слово по секрету скажите мне на ушко, (дети шепчут воспитателю ответы)

Воспитатель: Правильно! Получилось слово «шум». Расскажите, как вы определили.

Ребенок. В слове шары первый звук [ш].

Ребенок. В слове утка - первый звук [у].

Ребенок. В слове мак - первый звук [м]

Воспитатель: Назовите все звуки!

Ребенок. Ш, у, м.

      Воспитатель: А вместе?

Дети. Шум!

5. Развитие навыков звукового анализа

Воспитатель: Выложите схему слова шум!

Дети выкладывают схему слова шум.

Воспитатель: Назовите кружки по цвету.

Ребенок. Синий, красный, синий.

Воспитатель: По характеристике звуков.

Ребенок. Твердый согласный, гласный, твердый согласный.

Воспитатель: По звукам.

Ребенок. Ш, у, м.

Воспитатель: Сколько слогов в слове шум?

Ребенок. В слове шум один слог.

Воспитатель: Почему?

Ребенок. Потому что в слове один гласный звук.

Воспитатель: Назовите его.

Ребенок. [у]

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове шум?

Ребенок. В слове шум три звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Ребенок. Два!

Воспитатель: Сколько гласных?

Ребенок. Один!

6. Динамическая пауза

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас отдохнем!

а) общая произвольная моторика:

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам!

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

Плечиками повращать (вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед - назад, вперед - назад (плечи вперед и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.

б) мелкая моторика пальцев рук. Упражнение

в) дыхательная гимнастика: вдох - задержка дыхания - выдох; на выдохе произносятся звуки ф, с, ш.

7. Работа на уровне предложения

Игра «Заберись на гору».

Воспитатель просит ребёнка составить предложение по картинке из двух слов, используя схемы. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?». Ребёнок отвечает по образцу (Девочка плачет) и говорит, что в этом предложении два слова. После того как ребёнок составит предложение из двух слов, рисунок весёлого человечка поднимается вверх по горе, а предложения составляются из трёх (Девочка громко плачет), далее из четырёх слов (Маленькая девочка громко плачет).

8. Закрепление звука [ш] в тексте. Работа с текстом рассказа «Рёвушка»

Воспитатель: Ребята, придумайте девочке имя, чтобы в нем был звук [ш].

Ребенок. Девочку можно назвать Маша.

Воспитатель: Как называют девочку, которая плачет?

Ребенок. Такую девочку называют рёвушка.

Воспитатель: Я вам расскажу, что однажды случилось с Машенькой-рёвушкой.

(Воспитатель читает рассказ «Рёвушка»).

Воспитатель: Почему Машеньку называли рёвушкой?

Ребенок. Потому что она все время плакала.

Воспитатель: Кто к ней подошёл первым?

Ребенок. Первым к ней подошёл петушок.

Воспитатель: Что сказал петушок Машеньке?

Ребенок. Он сказал: «Не плачь, Машенька, давай лучше таракашек и букашек ловить!»

Воспитатель: Что ответила Машенька?

Ребенок. Машенька сказала, что ловить таракашек и букашек она не хочет, а

лучше будет плакать.

Воспитатель: Кто потом подошел к Машеньке?

Ребенок. Потом подошла к Машеньке кошка и сказала: «Не плачь, Машенька, давай лучше мышек ловить!»

      Воспитатель:  Что ответили Машенька?

Ребенок. А Машенька сказала, что лучше плакать, чем мышей ловить.»

Воспитатель: Что было дальше?

Ребенок. Потом подошёл к Машеньке теленок и сказал: «Давай реветь!» Маша согласилась, и стали они реветь.

Воспитатель: Чем закончился рассказ?

Ребенок. Тут подошла к Машеньке коровушка Бурёнушка и грозно спросила: «Ты чего это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Маша и с тех пор больше не ревёт.

9. Пересказ текста с элементами драматизации.

Воспитатель: Я буду рассказывать за автора. Рёвушкой будет Вика, Петушком - Максим, Кошкой - Саша, Телёнком - Кирилл, Коровушкой - Настя,

Дети воспроизводят текст рассказа.

Воспитатель: Какие хорошие артисты у нас в гостях!

10. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

Что вам понравилось на занятии? Кто вам понравился на занятии? Почему?

А мне понравились вы и ваши ответы. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы

Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...

Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».

Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...

Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы

Цель:  закрепление знаний детей о правилах столового этикета.Задачи:Познакомить детей со столовым этикетом.Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурног...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...