Конспект организованной образовательной деятельности по звукопроизношению для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorim_pravilno.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект
организованной образовательной деятельности
по звукопроизношению
для детей старшей группы
на тему «Звук [ш]»
Разработал и провел:
воспитатель
Ружьева Марина Витальевна
город Чебоксары
Цели:
• активизация знаний детей о звуке [ш], полученных на предыдущих занятиях;
• совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
• развитие зрительного восприятия, процессов внимания, памяти, мышлении;
• развитие связной монологической речи (пересказ).
Оборудование: предметные картинки с изображением шаров, утки, мака, девочки Маши, теленка, кошки, петуха; материал для выкладывания схемы слов: доска, мел, мяч, пиктограмма звука [ш], таблица «Заберись в гору», рассказ «Рёвушка».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети по очереди входят в групповую комнату, здороваются с гостями, представляясь, например: «Здравствуйте, я Вика» и т. д. Становятся полукругом.
Воспитатель: Что такое детский сад?
Ребенок. Детский сад - это маленькая школа.
Воспитатель: Чему мы учимся в детском саду?
Ребенок. Мы учимся внимательно слушать.
Ребенок. Мы учимся внимательно смотреть.
Ребенок. Мы учимся думать.
Ребенок. Мы учимся правильно поднимать руку.
Ребенок. Мы учимся красиво говорить.
Воспитатель: Да, но.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Каждый ребенок произносит скороговорку и садится на место.
Ребенок. Шесть мышат в камышах шуршат.
Ребенок. Шапка и шубка - это наш Мишутка.
Ребенок. Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
Ребенок.
Мышонку шепчет мышь:
-Ты все шумишь, шумишь.
Мышонок шепчет мыши:
-Шуметь я буду тише!
Ребенок.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Ребенок. Даша под душем моет шею и уши.
Дети садятся на места.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель напоминает о правилах посадки на занятии. Проверяет, касается ли спина ребенка спинки стула, лежат ли на столах руки, правильно ли стоят ноги.
Воспитатель: Какой звук слышится чаще всего в наших скороговорках?
Ребенок. Чаще всего слышится звук [ш].
Воспитатель: Правильно! Вот сегодня мы и расскажем нашим гостям, что знаем о звуке [ш].
Внезапно ворвался в детсад ветерок
И звук [ш] за ним - от меня наутёк.
Что делать? Что делать?
Хожу и зову:
- Звук [ш], ну, вернись к нам!
Вернись к нам, ау!
Воспитатель: Тихо зашумел камыш:
Дети. Ш-ш-ш- ш-ш
Воспитатель: Где-то зашуршала мышь:
Дети. Ш-ш-ш-ш-ш
Воспитатель: Воздух вышел из колес:
Дети. Ш-ш-ш-ш-ш
Воспитатель: Ветер листики понёс:
Дети. Ш-ш-ш- ш-ш
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, что вернули звук!
3. Характеристика звука [ш]
Выставляется пиктограмма звука [ш].
Воспитатель: «Прочтите» пиктограмму!
Ребенок. Звук [ш] - согласный, он всегда твердый, глухой, шипящий, при произнесении звука язычок в форме чашечки поднимается вверх, губы округляются, зубы соединяются из ротика выходит теплая струя воздуха.
Воспитатель: Молодец! Что ещё можно добавить?
Ребенок. Звук [ш] может стоять в начале, в середине, в конце слова.
Воспитатель: Правильно!
Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови!
Скажем ласково - и вот
Звук к нам в слово и придет!
(Игра с мячом. Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово, ребенок, возвращая мяч, видоизменяет слово так, чтобы появился звук [ш])
Голова (воспитатель) - головушка (ребенок)
Сторона - сторонушка
Изба - избушка
Сова - совушка
Борода - бородушка
Трус - трусишка
Заяц - зайчишка
Паук - паучишка
Солнце - солнышко
Пух - пушок
4. Развитие навыков звукового синтеза
Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились с заданием. А сейчас «гимнастика ума».
(Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением шаров, утки, мака)
Воспитатель: Из первых звуков названий картинок составьте новое слово. Это слово по секрету скажите мне на ушко, (дети шепчут воспитателю ответы)
Воспитатель: Правильно! Получилось слово «шум». Расскажите, как вы определили.
Ребенок. В слове шары первый звук [ш].
Ребенок. В слове утка - первый звук [у].
Ребенок. В слове мак - первый звук [м]
Воспитатель: Назовите все звуки!
Ребенок. Ш, у, м.
Воспитатель: А вместе?
Дети. Шум!
5. Развитие навыков звукового анализа
Воспитатель: Выложите схему слова шум!
Дети выкладывают схему слова шум.
Воспитатель: Назовите кружки по цвету.
Ребенок. Синий, красный, синий.
Воспитатель: По характеристике звуков.
Ребенок. Твердый согласный, гласный, твердый согласный.
Воспитатель: По звукам.
Ребенок. Ш, у, м.
Воспитатель: Сколько слогов в слове шум?
Ребенок. В слове шум один слог.
Воспитатель: Почему?
Ребенок. Потому что в слове один гласный звук.
Воспитатель: Назовите его.
Ребенок. [у]
Воспитатель: Сколько всего звуков в слове шум?
Ребенок. В слове шум три звука.
Воспитатель: Сколько согласных звуков?
Ребенок. Два!
Воспитатель: Сколько гласных?
Ребенок. Один!
6. Динамическая пауза
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас отдохнем!
а) общая произвольная моторика:
Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам!
Головою покрутить (вращение головой)
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть (пожимание плечами)
Плечи вверх и опустить.
Плечиками повращать (вращение плечами вперед и назад)
Нужно плечики размять.
Вперед - назад, вперед - назад (плечи вперед и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.
б) мелкая моторика пальцев рук. Упражнение
в) дыхательная гимнастика: вдох - задержка дыхания - выдох; на выдохе произносятся звуки ф, с, ш.
7. Работа на уровне предложения
Игра «Заберись на гору».
Воспитатель просит ребёнка составить предложение по картинке из двух слов, используя схемы. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?». Ребёнок отвечает по образцу (Девочка плачет) и говорит, что в этом предложении два слова. После того как ребёнок составит предложение из двух слов, рисунок весёлого человечка поднимается вверх по горе, а предложения составляются из трёх (Девочка громко плачет), далее из четырёх слов (Маленькая девочка громко плачет).
8. Закрепление звука [ш] в тексте. Работа с текстом рассказа «Рёвушка»
Воспитатель: Ребята, придумайте девочке имя, чтобы в нем был звук [ш].
Ребенок. Девочку можно назвать Маша.
Воспитатель: Как называют девочку, которая плачет?
Ребенок. Такую девочку называют рёвушка.
Воспитатель: Я вам расскажу, что однажды случилось с Машенькой-рёвушкой.
(Воспитатель читает рассказ «Рёвушка»).
Воспитатель: Почему Машеньку называли рёвушкой?
Ребенок. Потому что она все время плакала.
Воспитатель: Кто к ней подошёл первым?
Ребенок. Первым к ней подошёл петушок.
Воспитатель: Что сказал петушок Машеньке?
Ребенок. Он сказал: «Не плачь, Машенька, давай лучше таракашек и букашек ловить!»
Воспитатель: Что ответила Машенька?
Ребенок. Машенька сказала, что ловить таракашек и букашек она не хочет, а
лучше будет плакать.
Воспитатель: Кто потом подошел к Машеньке?
Ребенок. Потом подошла к Машеньке кошка и сказала: «Не плачь, Машенька, давай лучше мышек ловить!»
Воспитатель: Что ответили Машенька?
Ребенок. А Машенька сказала, что лучше плакать, чем мышей ловить.»
Воспитатель: Что было дальше?
Ребенок. Потом подошёл к Машеньке теленок и сказал: «Давай реветь!» Маша согласилась, и стали они реветь.
Воспитатель: Чем закончился рассказ?
Ребенок. Тут подошла к Машеньке коровушка Бурёнушка и грозно спросила: «Ты чего это, Машенька, меня передразниваешь?» Испугалась Маша и с тех пор больше не ревёт.
9. Пересказ текста с элементами драматизации.
Воспитатель: Я буду рассказывать за автора. Рёвушкой будет Вика, Петушком - Максим, Кошкой - Саша, Телёнком - Кирилл, Коровушкой - Настя,
Дети воспроизводят текст рассказа.
Воспитатель: Какие хорошие артисты у нас в гостях!
10. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу.
Что вам понравилось на занятии? Кто вам понравился на занятии? Почему?
А мне понравились вы и ваши ответы. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы
Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...
Конспект организованной образовательной деятельности с презентацией для детей старшей группы на тему: «Похищенная сказка».
Данный сценарий будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, организаторам досуга детей, кто интересуется современными формами организации игровой деятельности детей с использованием ИКТ и д...
Конспект организованной образовательной деятельности «Столовый этикет» для детей старшей группы
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.Задачи:Познакомить детей со столовым этикетом.Сформировать представления о культуре поведения за столом. Формировать навыки культурног...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для детей старшей группы «Усатый — полосатый»
Учить детей передавать в рисунке образ котенка...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...