Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности для детей старшей группы «Сюрприз от весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО
Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности для детей старшей группы «Сюрприз от весны»
Воспитатель: Миракян Е.Н.
2019г
Вид: Интегрированное (Ознакомление с природой, посредством дидактических игр, развитие речи, ориентировка в пространстве, логика, продуктивная деятельность)
Цель: Создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса Смоленского края. Закрепить знаний детей о перелетных и зимующих птицах Смоленского края, о животных обитающих в Смоленских лесах. Обогащать словарный запас (травоядные, хищники).
Развивающие: Развивать интерес к живой природе, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать сопереживание, сочувствие, дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, эмоциональный отклик на происходящее.
Создание среды для организации и проведения НОД: макеты деревьев; карта, сундучок, ключик, картинки с изображением птиц Смоленского края и других, картинки с изображением животных Смоленских лесов и других, 3 конверта с пазлами весенних цветов (ветреница дубравная, одуванчик, ландыш) ; аудиозапись пения птиц; аудиозапись песни Александра Ермолова «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех».
ОД имеет интегрированный характер: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
План ООД:
1.Вводная часть:
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей. Определение целей
2. Основная часть:
Показ карты
Прослушивание пения птиц
1 задание: Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку» (закрепить правила поведения в лесу)
2 задание: Птицы смоленского края (Перелетные, зимующие)
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
3 задание: «Убрать камни с дороги»
Загадки о животных Смоленских лесов
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Физкультминутка «Дикие животные»
Игра «Найди ключик»
3.Заключительная часть:
Обращение к карте
Оценка деятельности детей и итог
Возвращение в детский сад
Игра «Собери пазлы» (весенние цветы)
ХОД организованной образовательной ситуации
1.Вводная часть:
Организационный момент «Солнышко»
Звучит детская песня Александра Ермолова «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех»
Воспитатель: Ребята, что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко)
Воспитатель: А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Создание проблемной ситуации.
Стук в дверь, влетает сорока (переодетый младший воспитатель)
Сорока: Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Весна в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Сорока отдает сундучок и улетает.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетал? ( Сорока) Сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? (Весна оставила сюрприз) Ребята, посмотрите, сундучок замкнут. А как же мы откроем его?
Сорока появляется опять: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять. Вот, держите! (Сорока отдаёт сверток и улетает).
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, о каком задании говорила сорока? И что это за сверток? (воспитатель разворачивает сверток, где схематически нарисован план местности)
Как вы думаете? (карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик).
Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определить маршрут движения) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.
Задание1. Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку».
(ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет и обосновать свой выбор)
На карте изображены 5 тропинок:
- Тропинка с изображением муравьиной тропы
- Тропинка с изображением ящерицы, которая греется на солнышке
- Тропинка с изображением птичьего гнезда
- Тропинка с изображением паутины с пауком
- Картинка леса с просторной тропой
Дети выбирают тропинку, ведут обсуждения с воспитателем
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы выбрали правильную тропинку и наш путь открыт. Вот мы оказались в весеннем лесу. Куда же нас приведет дальше тропинка?
Звучит музыка. (голоса птиц)
Воспитатель: Что вы слышите в лесу? Посмотрите, сколько много птиц. Но проход дальше закрыт! (знак прохода нет) Перед нами снова препятствие!
Задание 2. (На столе разложены картинки с изображением птиц Смоленского края и других птиц)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по одной птице, которые обитают в нашем Смоленском крае. (Дети берут картинку и по очереди называют свою птицу)
Воспитатель: Подумайте, как их можно разделить птиц на две группы? (перелетные и зимующие). Подумайте, к какой группе птиц относится ваша птица, к перелетной или зимующей. А теперь, у кого перелетные птицы, встаньте по правую руку от меня, а у кого зимующие - по левую. Дети выполняют задание, проверяют друг друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, вспомните, пожалуйста, как нужно заботиться о наших пернатых друзьях? (не разорять гнезда; не подходить близко к птичьим гнездам; не отлавливать птиц; делать кормушки, скворечники)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А вас есть желание поиграть на лесной полянке?
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, ежи, кукушки, уточки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, грачи.
Воспитатель: Посмотрите на карту, путь наш открыт. Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, куда нас привела следующая стрелка? (На карте дорога, заваленная камнями и знак с изображением животных)
3 задание: «Пройти камни, лежащие на дороге»
Вот Вам загадки….
Как только правильные ответы назовете,
Сразу камни вы пройдете.
Загадки
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
2. Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
(Лось)
3. Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у…
(бобра)
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - ... ( Волк.)
5. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки. ...
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу. (Рысь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все загадки ответили правильно. А теперь предлагаю вам подойти к столу и взять картинку с изображением животного, которое обитает в нашем Смоленском крае. (Дети выбирают из множества картинок изображение животного Смоленского края и по очереди называют его)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются животные? ( травой , листвой, корой, другими животными)
А как можно разделить животных по признаку питания? (травоядные и хищники)
Воспитатель: Давайте себе представим, что бы было с природой, если бы были одни травоядные? (Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя)
Воспитатель: Да, ребята, все в природе взаимосвязано и должно быть равновесие.
Все – все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки,
не лучше делишки,
да, если мы с кем-то не очень дружны
мы все –таки очень друг другу нужны.
Воспитатель:А теперь, у кого травоядные животные, встаньте по правую руку от меня, а у кого хищные - по левую. (Дети выполняют задание, проверяют друг друга)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А теперь ,я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Воспитатель: Вот и камни мы прошли, какие молодцы. Посмотрите на карту, путь наш открыт. Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут, нужно идти к дереву)
Воспитатель: Правильно! Интересно, а возле дерева никакого задания нет! Чтобы это могло значить? И карта закончилась! Посмотрите внимательно, может вы мне подскажите? (Дети смотрят на дерево и находят спрятанный ключик.)
Воспитатель: Ребята, ключик мы нашли. Трудности все позади, а что же лежит там внутри? Какой сюрприз нам сделала весна? Об этом мы узнаем только когда вернемся в группу.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
Дети: делятся впечатлениями о путешествии.
Воспитатель: Мы со всеми трудностями справились, нашли ключик и теперь нам пора возвращаться в детский сад….
Как мы добирались в весенний лес?
Дети: С помощью карты.
Воспитатель: А как же мы вернемся в детский сад?
Дети: Тоже с помощью карты.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Ребята, здесь что-то написано… Да это волшебные слова, которые помогут вернуться в детский сад.
Вы три раза повернитесь,
И рукой земли коснитесь.
Сразу в группе вы окажетесь.
Вот мы и в группе.
Воспитатель: Вот мы и в группе. А теперь я предлагаю открыть наш сундучок. (Дети открывают сундучок, а внутри конверты с пазлами весенних цветов, воспитатель предлагает детям составить сделать из них картины)
Дидактическая игра «Составь цветок» ( дети разбиваются на три группы и составляют пазлы)
Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы собрали? (ландыш, ветреница дубравная, одуванчик)
В какое время года они появляются? Давайте все эти чудесные картины поместим в рамки и повесим у себя в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием интерактивной доски Тема: «Всем на свете надо знать, как по улице шагать!»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....
Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»
Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшей дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогах Тема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»
Конспект ООД по обучению детей смешанной дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогахТема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»Цель: формировать у старших до...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
ООД познавательного развития детей старшей группы "Что у нас над головой"....
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....