Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности для детей старшей группы «Сюрприз от весны»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО
Конспект организованной образовательной деятельности экологической направленности для детей старшей группы «Сюрприз от весны»
Воспитатель: Миракян Е.Н.
2019г
Вид: Интегрированное (Ознакомление с природой, посредством дидактических игр, развитие речи, ориентировка в пространстве, логика, продуктивная деятельность)
Цель: Создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса Смоленского края. Закрепить знаний детей о перелетных и зимующих птицах Смоленского края, о животных обитающих в Смоленских лесах. Обогащать словарный запас (травоядные, хищники).
Развивающие: Развивать интерес к живой природе, умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе. Воспитывать сопереживание, сочувствие, дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, эмоциональный отклик на происходящее.
Создание среды для организации и проведения НОД: макеты деревьев; карта, сундучок, ключик, картинки с изображением птиц Смоленского края и других, картинки с изображением животных Смоленских лесов и других, 3 конверта с пазлами весенних цветов (ветреница дубравная, одуванчик, ландыш) ; аудиозапись пения птиц; аудиозапись песни Александра Ермолова «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех».
ОД имеет интегрированный характер: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
План ООД:
1.Вводная часть:
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей. Определение целей
2. Основная часть:
Показ карты
Прослушивание пения птиц
1 задание: Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку» (закрепить правила поведения в лесу)
2 задание: Птицы смоленского края (Перелетные, зимующие)
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
3 задание: «Убрать камни с дороги»
Загадки о животных Смоленских лесов
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Физкультминутка «Дикие животные»
Игра «Найди ключик»
3.Заключительная часть:
Обращение к карте
Оценка деятельности детей и итог
Возвращение в детский сад
Игра «Собери пазлы» (весенние цветы)
ХОД организованной образовательной ситуации
1.Вводная часть:
Организационный момент «Солнышко»
Звучит детская песня Александра Ермолова «Светит солнышко для всех, чтоб звенел весёлый смех»
Воспитатель: Ребята, что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко)
Воспитатель: А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Создание проблемной ситуации.
Стук в дверь, влетает сорока (переодетый младший воспитатель)
Сорока: Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Весна в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Сорока отдает сундучок и улетает.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетал? ( Сорока) Сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? (Весна оставила сюрприз) Ребята, посмотрите, сундучок замкнут. А как же мы откроем его?
Сорока появляется опять: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять. Вот, держите! (Сорока отдаёт сверток и улетает).
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, о каком задании говорила сорока? И что это за сверток? (воспитатель разворачивает сверток, где схематически нарисован план местности)
Как вы думаете? (карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик).
Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определить маршрут движения) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.
Задание1. Дидактическая игра «Выбери правильно тропинку».
(ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет и обосновать свой выбор)
На карте изображены 5 тропинок:
- Тропинка с изображением муравьиной тропы
- Тропинка с изображением ящерицы, которая греется на солнышке
- Тропинка с изображением птичьего гнезда
- Тропинка с изображением паутины с пауком
- Картинка леса с просторной тропой
Дети выбирают тропинку, ведут обсуждения с воспитателем
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы выбрали правильную тропинку и наш путь открыт. Вот мы оказались в весеннем лесу. Куда же нас приведет дальше тропинка?
Звучит музыка. (голоса птиц)
Воспитатель: Что вы слышите в лесу? Посмотрите, сколько много птиц. Но проход дальше закрыт! (знак прохода нет) Перед нами снова препятствие!
Задание 2. (На столе разложены картинки с изображением птиц Смоленского края и других птиц)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по одной птице, которые обитают в нашем Смоленском крае. (Дети берут картинку и по очереди называют свою птицу)
Воспитатель: Подумайте, как их можно разделить птиц на две группы? (перелетные и зимующие). Подумайте, к какой группе птиц относится ваша птица, к перелетной или зимующей. А теперь, у кого перелетные птицы, встаньте по правую руку от меня, а у кого зимующие - по левую. Дети выполняют задание, проверяют друг друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, вспомните, пожалуйста, как нужно заботиться о наших пернатых друзьях? (не разорять гнезда; не подходить близко к птичьим гнездам; не отлавливать птиц; делать кормушки, скворечники)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали. А вас есть желание поиграть на лесной полянке?
Игра – шутка «Перелетные птицы» (Скажи, что не так?)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, ежи, кукушки, уточки.
Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, грачи.
Воспитатель: Посмотрите на карту, путь наш открыт. Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, куда нас привела следующая стрелка? (На карте дорога, заваленная камнями и знак с изображением животных)
3 задание: «Пройти камни, лежащие на дороге»
Вот Вам загадки….
Как только правильные ответы назовете,
Сразу камни вы пройдете.
Загадки
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
(Заяц)
2. Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
(Лось)
3. Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у…
(бобра)
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - ... ( Волк.)
5. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки. ...
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу. (Рысь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, на все загадки ответили правильно. А теперь предлагаю вам подойти к столу и взять картинку с изображением животного, которое обитает в нашем Смоленском крае. (Дети выбирают из множества картинок изображение животного Смоленского края и по очереди называют его)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются животные? ( травой , листвой, корой, другими животными)
А как можно разделить животных по признаку питания? (травоядные и хищники)
Воспитатель: Давайте себе представим, что бы было с природой, если бы были одни травоядные? (Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя)
Воспитатель: Да, ребята, все в природе взаимосвязано и должно быть равновесие.
Все – все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки,
не лучше делишки,
да, если мы с кем-то не очень дружны
мы все –таки очень друг другу нужны.
Воспитатель:А теперь, у кого травоядные животные, встаньте по правую руку от меня, а у кого хищные - по левую. (Дети выполняют задание, проверяют друг друга)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А теперь ,я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дикие животные»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Воспитатель: Вот и камни мы прошли, какие молодцы. Посмотрите на карту, путь наш открыт. Куда мы направляемся дальше? (Дети рассматривают карту и определяют маршрут, нужно идти к дереву)
Воспитатель: Правильно! Интересно, а возле дерева никакого задания нет! Чтобы это могло значить? И карта закончилась! Посмотрите внимательно, может вы мне подскажите? (Дети смотрят на дерево и находят спрятанный ключик.)
Воспитатель: Ребята, ключик мы нашли. Трудности все позади, а что же лежит там внутри? Какой сюрприз нам сделала весна? Об этом мы узнаем только когда вернемся в группу.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?
Дети: делятся впечатлениями о путешествии.
Воспитатель: Мы со всеми трудностями справились, нашли ключик и теперь нам пора возвращаться в детский сад….
Как мы добирались в весенний лес?
Дети: С помощью карты.
Воспитатель: А как же мы вернемся в детский сад?
Дети: Тоже с помощью карты.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Ребята, здесь что-то написано… Да это волшебные слова, которые помогут вернуться в детский сад.
Вы три раза повернитесь,
И рукой земли коснитесь.
Сразу в группе вы окажетесь.
Вот мы и в группе.
Воспитатель: Вот мы и в группе. А теперь я предлагаю открыть наш сундучок. (Дети открывают сундучок, а внутри конверты с пазлами весенних цветов, воспитатель предлагает детям составить сделать из них картины)
Дидактическая игра «Составь цветок» ( дети разбиваются на три группы и составляют пазлы)
Воспитатель: Ребята, а какие цветы вы собрали? (ландыш, ветреница дубравная, одуванчик)
В какое время года они появляются? Давайте все эти чудесные картины поместим в рамки и повесим у себя в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-248692-1487179070.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-666819-1442171577.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием интерактивной доски Тема: «Всем на свете надо знать, как по улице шагать!»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1012416-1518712192.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»
Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1174107-1574984507.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшей дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогах Тема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»
Конспект ООД по обучению детей смешанной дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогахТема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»Цель: формировать у старших до...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/18/picture-1276265-1708219485.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшей группы «Что у нас над головой».
ООД познавательного развития детей старшей группы "Что у нас над головой"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184023-1572887513.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....