Конспект НОД "Стрекоза и муравей" для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

МИНЕЕВА ЛЮДМИЛА

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе детского сада с элементами ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_strkoza_i_muravey.docxpasport_proekta.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Минеева Людмила Павловна

№ участника:

Образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: “Стрекоза и муравей”

Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель занятия: Объяснение образа жизни муравья, исходя из основной идеи басни И.А. Крылова “Стрекоза и муравей” о том, что необходимо трудиться, посредством чтения, беседы по содержанию и дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования.

Задачи занятия:

 Образовательные:

  • Познакомиться с басней И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”
  • Описать образ жизни муравья

Развивающие:

  • Вспомнить, как вела себя стрекоза летом;
  • Сравнить образ жизни муравья и стрекозы;
  • Объяснить, почему важно трудиться.

Дополнительные задачи:

  • Игровая задача - выбрать персонажа,  из предложенных картинок отобрать на скорость те, которые подходят персонажу ( изображения действий, относящихся к трудолюбию или праздности)
  • Дидактическая задача - закрепить понятия “трудолюбие” и “праздность”

Словарная работа: Праздность, мурава

Планируемый результат занятия: Описывают образ жизни муравья, сравнивают его с образом жизни стрекозы, объясняют, почему важно трудиться

Подготовительная работа:  Рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, беседа “О важности труда”

Материалы и оборудование:

  • Оборудование: смарт-доска, документ-камера, компьютер.
  • Наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации к басне, книга И. А. Крылов «Басни».

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приемы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

2.

2.1

Организационно-мотивационный этап

-Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

-Стимулировать интерес к ней

Эй, ребята, все внимание, есть веселое задание!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о баснях. Басня - это короткая поучительная история, где высмеиваются плохие черты характера и поступки.

Сегодня мы поговорим об одной из известных басен

И. Крылова. А какой, вы попробуете угадать сами. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы  назовете главных героев этой басни:

Он - трудяга, не бездельник,

Строит целый муравейник.

Догадайся же скорей:

"Кто строитель?" - (Муравей)

Этот малый вертолёт,

Отправляется в полёт,

Зависает, не летит,

Крылышками шевелит.

Как стекло, они прозрачны,

С виду, кажутся, невзрачны,

Вот такая егоза,

Эта наша, -...(Стрекоза.)

Ну что, вы догадались, как называется басня? Правильно, " Стрекоза и Муравей "

Мне очень нравится эта басня, она поучительная. В ней рассказывается о стрекозе и муравье, которые вели разный образ жизни. Муравей трудился, а стрекоза только пела и плясала.

Закличка

Загадывание загадок

Аннотация

Коммуникативная (дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы)

Коммуникативная (слушают)

Дети переключают свой интерес на начинающее занятие

Дети отгадали загадки

Основной этап

Этап постановки проблемы

Поставить проблему перед детьми

-Мотивировать

Как вы думаете, чем может закончиться постоянное веселье и нежелание трудиться?

Постановка проблемного вопроса

Коммуникативная (дети высказывают свои предположения)

Дети высказывают свои предположения

2.2

Этап ознакомления с материалом

-Актуализировать имеющиеся знания, представления.

-Сформировать новые представления

Сейчас я вам прочитаю басню Ивана Андреевича Крылова “Стрекоза и муравей”

Ребята, какое произведения мы с вами сейчас прочитали? А кто его автор?

Кто был самым внимательным и запомнил наших героев? Молодцы, все верно!

Давайте же посмотрим на наших героев.

Чем занималась стрекоза все лето?

Давайте мы с вами вместе вспомним, а вы мне будете подсказывать.

Попрыгунья …(Стрекоза)
Лето красное …(пропела),
Оглянуться не …(успела),
Как зима катит в…(глаза).”

Как повела себя стрекоза к концу лета? Почему так произошло? Мы можем назвать такой образ жизни праздным? Как вы понимаете это слово? Правильно ли вести такой образ жизни?

А как вел себя муравей все лето? Можно ли назвать муравья трудолюбивым? Почему нужно трудиться? Чей образ жизни можно назвать правильным?

-С какой просьбой пришла Стрекоза к Муравью?

-Почему Муравей отказал ей в помощи?

Давайте вспомним, что же сказал муравей стрекозе: “Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!” Так почему же Муравей отказал Стрекозе?

Сейчас мы с вами все станем стрекозами! Вы готовы?

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

Как у нас все здорово получилось!

Сейчас мы еще раз прочтем момент, в котором  наша Стрекоза просилась к Муравью. “К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!.”

Сейчас мы с вами поиграем, но для начала вспомним правила поведения у доски.

Каждый из вас подойдет по очереди к доске, нажмет квадратик, вам откроется изображение одного из главных героев. Из предложенных картинок с изображением поступков, относящихся к трудолюбию или лени, нужно отобрать на скорость те, которые подходят персонажу, по каждой картинке  составить предложение.

Мы с вами славно поиграли, а теперь пусть отдохнут наши глаза.

Вот какая стрекоза - как  горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед -

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Чтение художественной литературы

Показ иллюстраций

Беседа

Прием «закончи предложение»

Беседа

Вопросы

Выборочное чтение

Физкультминутка

Повторное чтение

Дидактическая игра

Гимнастика для глаз

Восприятие художественной литературы (слушают чтение басни)

Коммуникативная (отвечают на вопросы)

Коммуникативная (отвечают на вопросы)

Восприятие художественной литературы (дети слушают отрывок)

Двигательная (дети выполняют различные движения)

Восприятие художественной литературы (дети слушают)

Игровая  (дети играют в игру)

Двигательная (повторяют движения за воспитателем)

Дети послушали басню

Внимательно рассматривают иллюстрации

Активно отвечают на вопросы

Договаривают окончания предложений

Дети отвечают на вопросы

Внимательно слушают

С интересом выполняют физкультминутку

Внимательно слушают

Активно выполняли задания в игре

Выполняют гимнастику для глаз

2.3

Этап практического решения проблемы

-Актуализировать сформированные представления.

Так чем же, ребята, может закончиться праздный образ жизни? На кого бы вы хотели быть похожи?

Проблемный вопрос

Коммуникативная (дают ответы на вопросы)

Отвечают на вопросы

3.

Заключительный этап

-Закрепить сформированные представления (умения)

-Обобщить сформированные представления.

-Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки.

С каким произведением мы сегодня познакомились? Что узнали?

Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?

Спасибо, ребята. Вы были сегодня очень внимательны и хорошо отвечали на вопросы. Наше занятие закончено.

Подведение итогов

Рефлексия

Поощрение

Коммуникативная (отвечают на вопросы)

Закрепляют полученные знания, отвечая на вопросы


Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Краски осени»

Актуальность проекта

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Участники проекта

- Воспитанники средней группы;

- Родители;

- Воспитатели.

Цель проекта

Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта

Задачи для детей:  

- Формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность,

- Расширять представления детей об изменениях в природе осенью, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»

- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы

- Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Задачи для родителей:  

- Познакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта

- Включать родителей в воспитательно - образовательный процесс

- Мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми при создании продуктов проектной деятельности,

- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей

Задачи для педагогов:  

- Привлекать родителей к участию в проекте,

- Налаживать конструктивное взаимодействие с семьями детей,

- Формировать проектную культуру

Сроки реализации

Среднесрочный (октябрь 2020года)

Вид проекта

Исследовательский, информационно – творческий, групповой

Продукт проекта

Для детей

- Выставка творческих работ детей,

- Создание картины «Ежик»,

- Рисование «Осеннее дерево»

- Лепка овощей и фруктов,

- Обрывная аппликация «Кленовый листочек»

Для педагогов

- Презентация проекта

Для родителей

- Выставка - конкурс «Садовое царство, огородное государство».

Особенности проекта

Итоги проекта (ожидаемые) 

Итоги проектной деятельности:

Для детей:

- Расширятся знания детей об осени, её признаках, увеличится словарный запас;

- Научатся устанавливать простейшие причинно - следственные связи между изменениями в природе;

- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе как детей, так и родителей.

Для педагогов:

- Совершенствуется профессиональное мастерство педагогов ДОУ,

- Сформируется эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с детьми через совместную деятельность.

Для родителей:

- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия

 родителей в жизни своих детей, укрепление сотруд

ничества с педагогами ДОУ,

- Повышение компетентности родителей в образовательном процессе.

- В результате проекта у детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени.

- Расширился кругозор. У детей увеличился и активизировался словарный запас.

- Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.

- Большинство родителей приняли активное участие в работе над проектом.

Подготовительный этап

Разработать проект  (методическое обеспечение проекта).

Составить перспективный тематический план по теме  проекта «Краски осени».

Разработка цикла игр в рамках проектной деятельности.

Согласно задачам и содержанию определить формы   организации.

Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, семейные фотографии, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде    картотеки.

Для Детей

Выявить уровень представлений детей об осени (беседа).

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов

Для родителей

Ознакомление родителей с проектом и его целями посредством  социальной сети Vk

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

ОО «Познавательное развитие»

Цикл наблюдений на прогулках.

Наблюдение за деревьями: рябиной, каштаном, сосной, елью.

Беседы:

 «Как звери осенью к зиме готовятся».

Просмотр мультипликационных фильмов:

НОД «Путешествие в осенний лес»

Упражнения ФЭМП: 

«Пересчитай листики»;

«Сколько грибков»,

«Чего больше – овощей или фруктов?»

Беседы по ОБЖ.

«Как вести себя в лесу»

«Съедобные и несъедобные»

«Почему в лесу нельзя пробовать ягоды

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры

«К названному дереву беги»

 «Попади в цель» (метание шишками)

«Листопад»,

«У медведя во бору»  

Пальчиковая гимнастика

«Времена года»

 «Капуста»

 «Листья»

Физкультминутка

«Листопад»

«Раз – два- три – четыре – пять, будем

ОО «Речевое развитие»

Творческое рассказывание по темам:

«Как я ездил с родителями в лес».

Составление описательных рассказов.

Рассматривание иллюстраций об осени.

Загадывание загадок про осень.

Рассматривание альбома «Дары осени»

Словесные игры:

  • «Опиши словами осень»
  • «Один - много»
  • «Какой - какая»
  • «Назови детенышей»

«Назови ласково»

ОО «Социально- коммуникативное развитие»

Трудовые поручения:

Уборка участка от опавшей листвы.

Сбор природного материала.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья на огороде».

Дидактические игры:

 «Найди такой же листок». «Отгадай, что за кустарник?» «Третий лишний» «Овощи и фрукты» «Чудесный мешочек» «Что изменилось?» «Угадай, что в руках?»

Настольно-печатные игры:

 «Времена года». «Осенний урожай. «Деревья и кустарники».

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

Чтение книг

Музыкальное восприятие

Продуктивная деятельность

НОД «Осеннее дерево».

НОД/Обрывная аппликация «Кленовый листочек»

Конструирование из природного материала:

«На лесной полянке»

Лепка:

«Грибочки»

Включать родителей в воспитательно - образовательный процесс (повторение и закрепление изученного материала)

Мотивировать родителей к творчески - совместной деятельности с детьми в домашних условиях

Дидактическое обеспечение проекта:

Картотека.

Развивающий мультфильм «Времена года»

https://yandex.ru/video/preview?text=www.kids-corner.net 

Развивающий мультфильм Совы- Времена Года.

https://yandex.ru/video/preview?text 

Шишки,  кленовые листочки ,  грибочки, корзинки по количеству детей (подгруппа)

Демонстрационный материал.

Демонстрационный материал.

 

Мнемотаблица.

Презентация.

Презентация.

Картотека.

Детские грабли, тележки.

Сбор шишек в экологический уголок.

Овощи и фрукты.

Н. Сладков «Осень на пороге»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование»

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Ю. Тувим «Овощи»

Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся» и т.д.

П.И. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Осень».

Акварельные краски, кисточки, альбомный лист, баночка под воду.

Цветная бумага, шаблон кленового листа, кисточки, клей, клеенка, тряпочка.

Гречневая крупа, горох, гербарий сухих листьев, клей.

Пластилин.

Заключительный этап

Выставка поделок с участием родителей Выставка - конкурс «Садовое царство, огородное государство

Осенний утренник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста. тема: "У моря тоже есть свой характер".

Данное занятие направлено на пробуждение у детей любви к природе, красоте окружающего мира и интерес к его разнообразным формам и явлениям через произведения изобразительного искусства, музыку и худож...

Конспект занятия по ознакомлению детей с произведениями искусства и по изобразительной деятельности детей старшего возраста . тема: «Вазон на новый фасон».

Целью данного занятия является создание образа красивой вазы на основе флакона, используя приемы пластики.С детьми совершается небольшой экскурс в историю на основе стихотворения Олега Таругина "Что я...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...