Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ
картотека по развитию речи (старшая группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Подводный мир" для детей старшей группы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Подводный мир" (старшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

-Я рада вас видеть. Давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу: «Доброе утро!» - сначала шёпотом, потом обычным голосом и покричим.

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

«АКУЛА»

Приплывали две севрюги.

(Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.)

У них спины словно дуги.

(Выгибают ладони тыльной стороной вверх)

Налетали с двух сторон.

(Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)

Ты, акула, выйди вон. 

(Делают толчок ладонями от груди.)

«ГРЕБЦЫ»

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!» Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

ЛОДКА

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

-надуть  левую  щеку;

-надуть  правую  щеку;

-надуть  обе  щеки  одновременно;

-втянуть  щеки  в  рот.

Речевая зарядка

Скороговорки

Сон играть пытался в прятки,

Но не выдержал зарядки,

Вновь я ловок и силен

Я зарядкой заряжен!

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

Чистоговорки

Стихотворения

АН – АН – АН - глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,

Что глаз не оторвать и там,

Какие рыбы и растенья,

Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,

Негласный, но он есть такой,

Все соблюдают непременно.

Там мир особенный, другой!

Считалка

Чики-чики-чики-доре!

Хорошо купаться в море!

Не боимся мы с тобой

Окунуться с головой,

Оп-па!

Загадки

Зрительная гимнастика

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть… (дельфин)

Это самый крупный зверь,

Словно лайнер многотонный.

А питается — поверь! —

Только мелочью — планктоном.

Проплывает тут и там

По арктическим морям. (Кит)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.)

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

«ЛЕТУЧАЯ РЫБА»

Я летучая, прыгучая, 

(Дети двигаются подскоками по кругу.)

Улетела бы за тучу я. 

(Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Да соскучилась бы вскоре — 

До того люблю я море. 

(Двигаются по кругу, изображая плавание.)

- Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги;

- Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги;

- Двумя руками разминают пальцы левой ноги;

- Правой рукой разминают пятку левой ноги;

- Шевелят пальцами левой ноги;

- Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;

- Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав;

- Топают ногой по полу.

- Повторяют все с правой ноги.

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

          ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»

 (определение места звука в слове: начало, середина, конец слова).

        Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

Назови ласково:

Сельдь –

Осьминог –

Дельфин –

Кальмар –

Медуза –

 Окунь –

Креветка –

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

«ЛЯГУШОНОК»

(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.

Вот понравилось лягушкам                              

Тянут губы прямо к ушкам!  

(Взрослый и дети осторожно пальцамирастягивают улыбку к ушкам)

Потяну - перестану и нисколько не устану!   («Отпускают» улыбку рас-слаб-ле-ны...

Губы не напряжены и                                                                          пальчиком руки проводят  по расслабленным губам сверху вниз.)          

Виталий Бианки: «Рыбий дом»

Марта Гумилевская: «Рассказ о водяной капельке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие,   с указанием игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста по развитию речи....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Лето. Насекомые" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Насекомые". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ...

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...