Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
методическая разработка (младшая группа)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_22-23.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
во второй младшей группе
на 2022-2023уч. год.
Тема:
«Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Воспитатель: Климова Н. Г.
Тема самообразования:
«Пальчиковые игры и упражнения – основа развития
речи и мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Цель:
Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.
С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.
Формирование устной речи у ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Методы и приёмы работы:
1.Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры и упражнения со стихами, со скороговорками.
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, штампами, пальцем.
Предполагаемый результат:
1. Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
2. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Перспективный план
- Теоретический этап
Изучение учебно-методической литературы.
- Практический этап
Диагностика уровня развития мелкой моторики.
Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений.
Заучивание пальчиковых игр.
Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками»
Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.
- Заключительный этап.
Анализ работы по теме самообразования.
Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.
№ | Содержание работы | Сроки | Практические выходы (картотеки, доклады, |
реализации | открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | ||
1 | Изучение литературы по теме | Сентябрь | Учебная литература, методические пособия, и др. |
самообразования. | |||
2 | Написание плана работы на год | Сентябрь | Постановка целей и задач по данной теме; |
составление перспективного плана. | |||
3 | Создание картотеки пальчиковых и | Сентябрь | Подбор и разработка дидактических игр, учитывая |
дидактических игр | возрастные особенности детей, | ||
4 | Сентябрь | Проведение диагностического | |
Выявление уровня развития мелкой | исследования. | ||
моторики рук. | |||
5 | Индивидуальная работа с детьми | Октябрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
6 | Консультации для родителей | Октябрь | Презентация, текстовой материал |
7 | Разучивание пальчиковых игр | Октябрь | Картотеки игр |
«Осень», «Еж», «Овощи» | |||
8 | Разучивание новых пальчиковых игр. | Октябрь | Картотеки игр |
«Капуста», «Зайка», «Фрукты» | |||
«Апельсин» | |||
9 | Консультации для родителей | Ноябрь | Оформление папки передвижки «Игры с |
Пальчиками | |||
10 | Индивидуальная работа с детьми | Ноябрь | Творческая выставка (аппликация) |
11 | Дидактические игры | Ноябрь | Конструктор, «Чудесный мешочек», «Прищепки» |
12 | Продолжать пополнять картотеку игр | Ноябрь | Картотеки |
по развитию мелкой и общей | |||
моторики, а также по развитию речи | |||
13 | Игры со счётными палочками (Дети | Декабрь | Картотеки |
выполняют из них различные фигурки) | |||
14 | Разучивание новых пальчиковых игр. | Декабрь | Картотеки |
«Елка», «Снежок», «Замок» | |||
15 | Индивидуальная работа с детьми | Декабрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
16 | Создание картотеки игр с | Декабрь | Картотеки |
массажными мячиками | |||
17 | Игры с массажными мячиками | Январь | Картотеки |
«Ежик», «Орех» | |||
18 | Консультация для родителей | Январь | Презентация, текстовой материал |
«Крупная польза мелкой моторики» | |||
19 | Дидактические игры | Январь | «Разрезные картинки», «Сухой бассейн», «Помоги |
развесить одежду», «Пазлы» | |||
20 | Веселые упражнения с карандашами. | Январь | Способствовать умению |
раскатывать карандаш между ладошками. | |||
21 | Заучивание пальчиковых игр «Зима», | Февраль | Картотеки |
«Медведь», «Белка» | |||
22 | Заучивание игр с массажными | Февраль | Картотеки |
мячиками «Шарик», «Иголки» | |||
23 | Настольные игры | Февраль | «Мозаика», «Разрезные картинки», |
«Выложи дом из цветных геометрических фигур» | |||
Игры со счётными палочками |
24 | Индивидуальная работа с детьми | Февраль | Творческая выставка |
(аппликация) | |||
25 | Игры с массажными мячиками | Март | Игры |
26 | Памятка для родителей «Наши | Март | Текстовой материал |
пальчиковые игры» | |||
27 | Дидактические игры | Март | «Пазлы», «Шнуровки», «Бусы для мамы» |
28 | Заучивание пальчиковых игр | Март | Картотеки |
«Весна», «Уточка» | |||
29 | Веселые упражнения с карандашами. | Апрель | Игры |
Способствовать умению | |||
раскатывать карандаш между | |||
ладошками. | |||
30 | Индивидуальная работа с детьми | Апрель | Творческая выставка |
(лепка) | |||
31 | Заучивание пальчиковых игр | Апрель | Картотеки |
«У дорожки дуб растет», «Пчела», | |||
«Кап, кап, кап» | |||
32 | Дидактические игры со счётными | Апрель | Игры |
Палочками - «Солнце светит ярко- ярко» | |||
33 | Дидактические игры | Май | «Пазлы», «Шнуровки», «Прищепки» |
34 | Проведение контрольного | Май | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. |
диагностического исследования. | |||
35 | Анализ работы по теме самообразования | Май | Отчёт |
Литература
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,
2011-64с
- Бардышева Т. Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с
- Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
- Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
- Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
- Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
- Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс, 2007-211с
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
- Соколова.Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
Самообразование воспитателя по теме "Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у детей"
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников . Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Отчет по самообразованию во второй младшей группе. Тема: «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Отчет по соообразованию о проделанной работе за 2 месяца...
План работы по самообразованию во второй младшей группе «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...
Самообразование: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Цель самообразования по теме:-Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...