Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4l.t.-nasekomye-st.gr_.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема "Насекомые" (старшая группа)
Утренний сбор детей (игры) | Динамическая пауза (развитие общей моторики) |
«Я превращаюсь» Назвать насекомых. | «Кузнечики» Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко! |
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) | Дыхательная гимнастика |
Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному) Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам) Пожужжали, полетали, (машут ладошками) От усталости упали. (уронить ладони на стол) | «Жук» Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз. |
Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики) | Мимическая разминка (развитие мимических мышц) |
Упр. для щечных мышц «Гусеница» «Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда! Она много листьев съела и, конечно, потолстела. (Щечки «надули-сдули» - 5 раз) Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха» «Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо. Муха села на цветок – будет чистить хоботок». (Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз) | «Закрывание и открывание глаз» Выполнение упражнения: сильно зажмурить и открыть глаза; медленно закрывать и открывать глаза; поочередно закрывать сначала левый, потом правый глаз; поочередно подмигивать правым и левым глазом. |
Речевая зарядка | Скороговорки |
«Стрекоза» Дети произносят слова и делают соответствующие движения, изображая стрекоз: Стрекоза, стрекоза! Вот такие вот глаза! А сама — как вертолет: Вправо — влево, взад — вперед! Стрекоза летала, летала И устала (дети приседают). | С Оса боса и без пояса. С, у У осы не усы, не усищи, а усики. У, ж Ужа ужалила ужица. Ужу с ужами не ужиться. Уж от ужаса стал уже - Ужа ужица съест на ужин. |
Чистоговорки | Стихотворения |
РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы УК – УК – УК - проползает жук КИ – КИ – КИ - рогатые жуки | На лугу трещит кузнечик, В небе бабочка парит, На цветке мохнатый, громкий, Полосатый шмель жужжит. Насекомые летают, Скачут, ползают, парят, Красотой нас удивляют, Пользу так же принося! (Леонов В.) |
Считалка | |
Трататушки, тра-та-та, Мы поймали комара. А комар улетел И на дерево сел. Он на дерево сел, Тихо песенку запел. Раз, два, три, четыре, пять, Улетай, комар, гулять! | |
Загадки | Зрительная гимнастика |
У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках? Кого мы просим Подняться в небо И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка) На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята — Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи) Побежали по дорожке Чьи — то маленькие ножки! А на ножках, посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей … . (Муравьи) Ходит ходок через потолок, Всем надоедает, здоровью угрожает. А как осень придёт, Ещё и кусаться начнёт. (Муха) | «Насекомые» Посмотри-ка на ребят, (бросить взгляд вперед) Теперь на небо - там птички летят, (движения глазами вверх) Внизу, по травке, жук ползет, (движения глазами вниз) А слева - деревце растет, (посмотреть влево) Направо - алые цветы, (посмотреть вправо) Закрыв глаза, понюхай ты. (закрыть глаза, открыть) Над ними бабочка кружит, (вверх) С ней рядом шмель большой жужжит. (круговые движения) |
Рече-двигательные упражнения | Массаж (лица, ушей и т.д.) |
Упражнения на координацию «Как у наших у ворот» Как у наших у ворот, (Дети стоят, ладони перед собой) Муха песенку поет. (Хлопки) Комар музыку ведет. (Изображают игру на балалайке) Стрекоза плясать пошла, (Руки на поясе, повороты туловище) Муравья с собой взяла. - Муравейка, милый мой, (Ритмичные хлопки) Попляши- ка ты со мной. (Выставляют ногу вперед на пятку) - Я уж рад поплясать, (Ритмичные хлопки) Да уж очень я устал. («Вытирают пот» рукой со лба) | Массаж спины «Комары» Мой приятель Валерий Петров (Дети встают друг за другом) Никогда не кусал комаров, (Растирают спины ладонями) Комары же об этом не знали, (Легко постукивают пальцами) И Петрова часто кусали. «Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь! (Легко пощипывают) Я Петрова не боюсь! Буду я его кусать, Буду я его щипать». Эй, Валерий, убегай, (Поглаживают ладонями) Комаров догоняй. (Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж) |
Игры (на развитие фонетико-фонематического восприятия) | Игры (на развитие лексико-грамматического строя речи) |
«Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя. «Громко – тихо» Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо. | «Один - много» Один кузнечик —. Одна бабочка —. Одна муха —. Одна стрекоза —. Одно насекомое —. Один жук —. |
Психоэмоциональные и релаксационные упражнения | Чтение художественной литературы (развитие связной речи) |
«Поймай бабочку» Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления. Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. | Агния Львовна Барто «Жук» В. Бианки «Приключение муравьишки». И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений....
Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе
Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...
Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.
Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...
Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.
Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него п...
Игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяет...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы
игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...