Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад «Полянка»
Утверждено
Заведующая Т.А. Иванова_____________
Пед.совет №___________
От ______________2019г.
|
Модифицированная программа по обучению грамоте
«Звукоежка»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель:
Амрахова Г.А.
Актуальность.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выборов адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому, грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия курса включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Программа «Звукоежка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка.
Учебный план составлен на основе пособий по обучению грамоте:
«Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк (учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
Цель :
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Задачи :
- Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
- Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
- Подготовка руки к письму.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год. Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут.
Содержание .
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
К концу года воспитанники должны уметь:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий», «слог», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- определять местоположение звуков в словах – начало, середина и конец слова;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
- свободно и осознанно анализировать трёхбуквенные слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
- уметь внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Список используемой литературы.
1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1999
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб: ИД «МиМ», 1998
3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, родителей и логопедов / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002
Перспективно-календарный план занятий по курсу «Учим звуки и буквы»
Октябрь
Номер занятия | Тема занятия, основные цели занятия |
1 занятие | «Речь – Предложение-Слово »
|
2 занятие | «Речь – Предложение-Слово. Схема предложения »
|
3 занятие | «Неречевые и речевые звуки».
|
4 занятие | «Звук и буква У».
|
Ноябрь
5 занятие | «Звук и буква А».
|
6 занятие | «Звук и буква О».
|
7 занятие | «Звук и буква И».
|
8 занятие | «Звук и буква П».
|
Декабрь
9 занятие | «Звук и буква Н».
|
10 занятие | «Звук и буква Т».
|
11 занятие | «Звук Ть. Буква Т».
|
12 занятие | «Звуки К – Кь и буква К».
|
Январь
13 занятие | «Звуки Б- Бь и буква Б».
|
14 занятие | «Звук и буква Э».
|
15 занятие | «Звуки Г - Гь. Буква Г».
|
16 занятие | «Звук и буква Ы».
|
Февраль
17 занятие | «Звук и буква С».
|
18 занятие | «Звук Сь. Буква С».
|
19 занятие | «Звук и буква Ш».
|
20 занятие | «Звуки С – Ш».
|
Март
21 занятие | «Звуки Х – Хь. Звук Х».
|
22 занятие | «Звуки В – Вь. Буква В».
|
23 занятие | «Звук З. Буква З».
|
24 занятие | «Звук Зь. Буква З».
|
Апрель
25 занятие | Звук и буква Ж».
|
26 занятие | «Звуки З – Ж».
|
27 занятие | «Гласные звуки».
|
28 занятие | «Согласные звуки».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662805-1441553113.jpg)
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-193297-1359909645.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-899143-1488126235.jpg)
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-683933-1539628643.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607656-1426294202.jpg)
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-709198-1447539692.jpg)
Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1225125-1618142502.jpg)
Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Возможности использования модифицированной метод...