Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukoezhka_programma_modifitsirovannaya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад «Полянка»
Утверждено
Заведующая Т.А. Иванова_____________
Пед.совет №___________
От ______________2019г.
|
Модифицированная программа по обучению грамоте
«Звукоежка»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель:
Амрахова Г.А.
Актуальность.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выборов адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому, грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия курса включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Программа «Звукоежка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка.
Учебный план составлен на основе пособий по обучению грамоте:
«Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк (учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
Цель :
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Задачи :
- Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
- Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
- Подготовка руки к письму.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год. Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут.
Содержание .
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
К концу года воспитанники должны уметь:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий», «слог», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- определять местоположение звуков в словах – начало, середина и конец слова;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
- свободно и осознанно анализировать трёхбуквенные слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
- уметь внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Список используемой литературы.
1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1999
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб: ИД «МиМ», 1998
3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, родителей и логопедов / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002
Перспективно-календарный план занятий по курсу «Учим звуки и буквы»
Октябрь
Номер занятия | Тема занятия, основные цели занятия |
1 занятие | «Речь – Предложение-Слово »
|
2 занятие | «Речь – Предложение-Слово. Схема предложения »
|
3 занятие | «Неречевые и речевые звуки».
|
4 занятие | «Звук и буква У».
|
Ноябрь
5 занятие | «Звук и буква А».
|
6 занятие | «Звук и буква О».
|
7 занятие | «Звук и буква И».
|
8 занятие | «Звук и буква П».
|
Декабрь
9 занятие | «Звук и буква Н».
|
10 занятие | «Звук и буква Т».
|
11 занятие | «Звук Ть. Буква Т».
|
12 занятие | «Звуки К – Кь и буква К».
|
Январь
13 занятие | «Звуки Б- Бь и буква Б».
|
14 занятие | «Звук и буква Э».
|
15 занятие | «Звуки Г - Гь. Буква Г».
|
16 занятие | «Звук и буква Ы».
|
Февраль
17 занятие | «Звук и буква С».
|
18 занятие | «Звук Сь. Буква С».
|
19 занятие | «Звук и буква Ш».
|
20 занятие | «Звуки С – Ш».
|
Март
21 занятие | «Звуки Х – Хь. Звук Х».
|
22 занятие | «Звуки В – Вь. Буква В».
|
23 занятие | «Звук З. Буква З».
|
24 занятие | «Звук Зь. Буква З».
|
Апрель
25 занятие | Звук и буква Ж».
|
26 занятие | «Звуки З – Ж».
|
27 занятие | «Гласные звуки».
|
28 занятие | «Согласные звуки».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....
Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Возможности использования модифицированной метод...