Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Галина Арсентьевна Амрахова

Речевое развитие. Модифицированная программа "Звукоежка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukoezhka_programma_modifitsirovannaya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Министерство образования и науки РБ

                                              Муниципальное  Бюджетное Дошкольное Учреждение

Детский сад  «Полянка»

                     

                                                                                                           Утверждено

                                                                                               Заведующая Т.А. Иванова_____________

                                                                                                 Пед.совет №___________

                                                                                                 От ______________2019г.  

                           

                                                   

    Модифицированная программа по обучению грамоте

 

                                      «Звукоежка»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель:

Амрахова Г.А.


Актуальность.

        Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выборов адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.

        Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

 В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому, грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны  для нынешнего и будущих поколений.

            Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Совершенствуя речевой аппарат, в занятия курса включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др.

Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

    Программа «Звукоежка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

    Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Пояснительная записка.

Учебный план составлен на основе пособий по обучению грамоте: 

«Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк (учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)

Цель :

  1. развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Задачи :

  1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
  • Обучать детей звуковому анализу слов.
  • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
  • Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
  • Учить обследовать звуковую структуру слова.
  • Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
  • Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
  1. Ознакомление со слоговым строением слова.
  • Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
  1. Ознакомление со словесным составом предложения. 
  • Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
  1. Подготовка руки к письму.
  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
  1. Развитие психических процессов: внимание, память, мышление.

Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год.   Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю.

 Продолжительность занятий 25 минут.

Содержание .

Принципы построения образовательно - воспитательного процесса.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

  1. принципу продвижения от простого к сложному;
  2. принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
  3. принципу психологической комфортности;
  4. принципу развития творческой личности.

   

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения:

  1. Наглядный;
  2. Словесный;
  3. Практический

   На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

    Развитие проводится по основным направлениям:

  1. развитие сенсорных и моторных функций;
  2. развитие мимической мускулатуры;
  3. развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
  4. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  5. формирование черт гармонической личности.

    Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

К концу года воспитанники должны уметь:

  1. хорошо владеть понятиями: «слово», «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий», «слог», «предложение»;
  2. различать гласные и согласные звуки;
  3. определять местоположение звуков в словах – начало, середина и конец слова;
  4. правильно ставить ударение в знакомых словах;
  5. упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  6. свободно и осознанно анализировать трёхбуквенные слова;
  7. уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
  8. уметь внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  9. следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Список используемой литературы.

1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1999

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб: ИД «МиМ», 1998

3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995

5.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001

6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, родителей и логопедов / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002


Перспективно-календарный план занятий по курсу «Учим звуки и буквы»

Октябрь

Номер занятия

Тема занятия, основные цели занятия

1 занятие

«Речь – Предложение-Слово »

  • Познакомить детей с понятием « речь», «слово», «предложение»;
  • Познакомить с функциями речи;
  • Учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
  • Показать, что предложения состоят из слов;
  • Учить определять количество слов в предложении;
  • Тренировать в составлении предложений по картинке;
  • Развивать  логическое мышление

2 занятие

«Речь – Предложение-Слово. Схема предложения »

  • Закрепить  понятиям « речь», «слово», «предложение»;
  • Учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
  • Продолжать учить определять количество слов в предложении;
  • Познакомить со схемой предложения;
  • Тренировать в составлении предложений по картинке;
  • Развивать  логическое мышление

3 занятие

«Неречевые и речевые звуки».

  • Формировать слуховое внимание и восприятие детей на речевых и неречевых звуках;
  • Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;
  • Познакомить с понятием «слово»;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • Развивать дыхание и голос;
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

4 занятие

«Звук и буква У».

  • познакомить детей с понятием речевые и неречевые звуки;
  • Познакомить детей со звуком У, понятием «гласный звук», его характеристикой;
  • Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
  • Познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы);
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • Развивать дыхание и голос;
  • Закреплять понятие «слово»;
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Ноябрь

5 занятие

«Звук и буква А».

  • Познакомить детей со звуком А, его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
  • Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
  • Познакомить с буквой А (без установки на запоминание буквы);
  • Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова;
  • Развивать умение составлять небольшие предложения;  
  • Закреплять понятие «слово», «гласный звук»;
  • Развивать у детей фонематический слух.
  • Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

6 занятие

«Звук и буква О».

  • Познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки;
  • Познакомить с буквой О (без установки на запоминание буквы);
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • Развивать дыхание и голос;
  • Закреплять понятие «звук», «слово»;
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развивать умение выделять гласный звук в начале ,  конце, в середине слова;
  • Воспитывать речевое внимание детей.

7 занятие

«Звук и буква И».

  • Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • Закреплять понятия: «гласный звук», «слово»;
  • Развивать умение выделять гласный звук в начале ,  конце, в середине слова;
  • Воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.

8 занятие

«Звук и буква П».

  • Познакомить детей со звуком П
  • Научить характеризовать звук П по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Познакомить с буквой П;
  • Закреплять понятие о месте звука в слове;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Декабрь

9 занятие

«Звук и буква Н».

  • Познакомить детей со звуком и буквой Н;
  • Научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Упражнять детей  в умении определять место звука в слове;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
  • Воспитывать у детей умение выслушивать вопросы взрослого до конца.

10 занятие

«Звук и буква Т».

  • Познакомить детей со звуком и буквой Т;
  • Научить характеризовать звук Т по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать прямые слоги;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Закреплять понятия: «звук», «слово», «предложение»;
  • Упражнять детей в определении места звука Т в слове – в начале и в конце слова;
  • Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

11 занятие

«Звук Ть. Буква Т».

  • Познакомить детей со звуком Ть и его характеристикой;
  • Познакомить с понятием «согласный мягкий звук»;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Упражнять детей в определении места звука в слове;

12 занятие

«Звуки К – Кь и буква К».

  • Познакомить детей со звуками К, Кь и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Познакомить с буквой К;
  • Закреплять у детей понятия: «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук»;
  • Упражнять детей в определении места звука в слове;
  • Упражнять в звуковом анализе слогов с выкладываем схемы;
  • Учить  детей  делить  слова  на слоги;
  • Воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Январь

13 занятие

«Звуки Б- Бь и буква Б».

  • Познакомить детей со звуком Б, БЬ и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
  • Развивать у детей фонематические процессы;
  • Упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  • Закреплять у детей понятия: «слог», «слово», «предложение»;

14 занятие

«Звук и буква Э».

  • Познакомить детей со звуком и буквой Э;
  • Научить характеризовать звук Э по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов;
  • Воспитывать у детей аккуратное обращение с раздаточным материалом.

15 занятие

«Звуки Г - Гь. Буква Г».

  • Познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Упражнять в звуковом анализе слогов и слов;

16 занятие

«Звук и буква Ы».

  • Познакомить детей со звуком Ы и буквой Ы;
  • Научить характеризовать звук Ы;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Февраль

17 занятие

«Звук и буква С».

  • Познакомить детей со звуком и буквой С;
  • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Познакомить с понятием «предложение»;
  • Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • Упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

18 занятие

«Звук Сь. Буква С».

  • Научить детей характеризовать звук Сь с опорой на различные виды контроля;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать умение анализировать слоги, слова и предложения;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

19 занятие

«Звук и буква Ш».

  • Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Упражнять в анализе слов и предложений;
  • Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

20 занятие

«Звуки С – Ш».

  • Учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане;
  • Упражнять детей в звуковом анализе слов;
  • Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Март

21 занятие

«Звуки Х – Хь. Звук Х».

  • Научить детей характеризовать звуки Х и Хь по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Упражнять детей в определении места звуков в словах;
  • Упражнять в анализе предложений;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

22 занятие

«Звуки В – Вь. Буква В».

  • Познакомить детей со звуками В и Вь, научить давать их сравнительную характеристику;
  • Развивать у детей умения анализировать предложения, слова и слоги;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

23 занятие

«Звук З. Буква З».

  • Научить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков;
  • Развивать умение анализировать предложения;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи

24 занятие

«Звук Зь. Буква З».

  • Научить детей характеризовать звук Зь с опорой на различные виды контроля;
  • Продолжать упражнять детей в анализе слогов;
  • Упражнять в анализе слов и предложений;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Апрель

25 занятие

Звук и буква Ж».

  • Научить детей характеризовать звук Ж с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Упражнять в анализе слов и предложений;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.

26 занятие

«Звуки З – Ж».

  • Учить детей различать звуки Ж и З по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Упражнять детей в различении звуков Ж и З на материале слогов, слов и предложений;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать умение составлять и анализировать предложения;
  • Воспитывать у детей умение отвечать распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

27 занятие

«Гласные звуки».

  • Повторить все пройденные гласные звуки и уметь различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Упражнять детей в определении места звуков в словах;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Упражнять умение анализировать слова и выкладывать их географическую схему;
  • Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

28 занятие

«Согласные звуки».

  • Повторить все пройденные согласные звуки и уметь различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов и слов;
  • Упражнять в составлении предложений и делить их на слова;
  • Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать просодические компоненты речи;
  • Воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский        Возможности использования модифицированной метод...