Использование приемов Эйдетики и мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

При развитии речи детей с ОВЗ обоснованно использование творческих методик, технологий. Метод использования мнемотехники и Эйдетики на занятиях оказывается весьма эффективным средством развития основных психических процессов, сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»

Использование приёмов Эйдетики и мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ

Подготовила:

учитель-логопед

высшей кв. категории

Захарова Елена Анатольевна

2021 г.

2.    В настоящее время  проблема  развития речи становится особенно актуальной.

Главной проблемой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.  

В итоге недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование трудностей с речью лишь увеличивает число дошкольников с  недостатками речи.

3.     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение, нарушаются функции ЦНС, работоспособность.

Вследствие чего  у детей с ОВЗ наблюдаются следующие проблемы:

- неумение согласовывать слова в предложении;

-односложная состоящая из простых предложений речь;

-скудность словарного запаса;

-нарушение звукопроизношения, плохая дикция;

-бедная диалогическая речь-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый или краткий ответ;

-дети не владеют приёмами и методами запоминания;

-отсутствие логического обоснования своих высказываний.

    Дети с неохотой учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихов вызывает особые трудности - быстрое утомление и отрицательные эмоции.

4.        Поэтому перед педагогами детских садов встала задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их и превратить в одно из любимых  занятий.

 В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Для успешного обучения  в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.

При развитии речи детей с ОВЗ обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.

5.        Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

6.   «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю»                

                                                                                                            (Конфуций).

Взяв за основу высказывания  великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по развитию речи и памяти приёмы мнемотехники.

7.        Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

8.     Эйдетика – «Эйдес» (в переводе с греческого – это образ).

Эйдетика – это особая память через зрительные образы.

Она позволяет придумывать,  запоминать и воспроизводить тексты.  

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.

Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным.

Его память, и способность концентрировать внимание возрастают.

9.   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

  Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

 10.      Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме.

11.    Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

12.        Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

        Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

13.        Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

14.   Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

 15.  В работу с детьми с ОВЗ ввела мнемотаблицы по обогащению словарного запаса при изучении лексических тем, развитию связной речи.

16.        Также использование системы   мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

 17.     На индивидуальных занятиях подбирала «рисуемое» стихотворение на автоматизацию звуков предложила детям творческий подход к заучиванию (дети сами изображали символы, которые они ассоциировали с тем или иным словом), затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу.

 18.        Работа с мнемоквадратами дополняется артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями, что позволяет сделать ее более интересной, творческой.

19.        В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты:

- дети активнее работают на занятиях,

- у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов, поговорок, пословиц, потешек;

-активизируется словарный запас;

- использование системы   мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков,

- облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме;

- многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

 20.     Таким образом, метод использования мнемотехники и Эйдетики на занятиях оказывается весьма эффективным средством развития основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.

Так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Что является необходимым фактором успешного обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приёмов Эйдетики и мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ» Подготовила: учитель – логопед Захарова Елена Анатольевна

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она как ручеёк, Бежит среди камней – чиста, нетороплива. И ты готов внимать её поток, и восклицать: «О, как же ты красива!»

Слайд 3

.

Слайд 4

.

Слайд 5

.

Слайд 6

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К.Д. Ушинский . « Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю » Конфуций « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » К. Д. Ушинский

Слайд 7

Что такое мнемотехника ? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 12

Мнемоквадрат Мнемодорожка

Слайд 13

Мнемотаблица

Слайд 15

Схемы составления рассказов

Слайд 16

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 17

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек

Слайд 19

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Слайд 20

Мнемотехника помогает развивать: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление Развивает кругозор Зрительную и слуховую память Воображение Интерес к обучению Усидчивость Развивает все стороны речи

Слайд 21

Список используемых источников Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс . 2006. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.

Слайд 22

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.

Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей»

laquo;Использование технологии мнемотехники в развитии речи у детей» В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи...

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста...

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста

Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста...

Опыт работы на тему: «Использование приемов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»

В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сло...

«Использование приемов эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей»

Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? Эти и многие вопросы задаем м...