Использование приемов Эйдетики и мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
При развитии речи детей с ОВЗ обоснованно использование творческих методик, технологий. Метод использования мнемотехники и Эйдетики на занятиях оказывается весьма эффективным средством развития основных психических процессов, сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»
Использование приёмов Эйдетики и мнемотехники для развития речи у детей с ОВЗ
Подготовила:
учитель-логопед
высшей кв. категории
Захарова Елена Анатольевна
2021 г.
2. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Главной проблемой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.
В итоге недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование трудностей с речью лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение, нарушаются функции ЦНС, работоспособность.
Вследствие чего у детей с ОВЗ наблюдаются следующие проблемы:
- неумение согласовывать слова в предложении;
-односложная состоящая из простых предложений речь;
-скудность словарного запаса;
-нарушение звукопроизношения, плохая дикция;
-бедная диалогическая речь-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый или краткий ответ;
-дети не владеют приёмами и методами запоминания;
-отсутствие логического обоснования своих высказываний.
Дети с неохотой учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихов вызывает особые трудности - быстрое утомление и отрицательные эмоции.
4. Поэтому перед педагогами детских садов встала задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их и превратить в одно из любимых занятий.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Для успешного обучения в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.
При развитии речи детей с ОВЗ обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.
5. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
6. «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю»
(Конфуций).
Взяв за основу высказывания великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по развитию речи и памяти приёмы мнемотехники.
7. Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.
А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.
8. Эйдетика – «Эйдес» (в переводе с греческого – это образ).
Эйдетика – это особая память через зрительные образы.
Она позволяет придумывать, запоминать и воспроизводить тексты.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.
Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным.
Его память, и способность концентрировать внимание возрастают.
9. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
10. Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме.
11. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
12. Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
13. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.
14. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
15. В работу с детьми с ОВЗ ввела мнемотаблицы по обогащению словарного запаса при изучении лексических тем, развитию связной речи.
16. Также использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
17. На индивидуальных занятиях подбирала «рисуемое» стихотворение на автоматизацию звуков предложила детям творческий подход к заучиванию (дети сами изображали символы, которые они ассоциировали с тем или иным словом), затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу.
18. Работа с мнемоквадратами дополняется артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями, что позволяет сделать ее более интересной, творческой.
19. В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты:
- дети активнее работают на занятиях,
- у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов, поговорок, пословиц, потешек;
-активизируется словарный запас;
- использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков,
- облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме;
- многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
20. Таким образом, метод использования мнемотехники и Эйдетики на занятиях оказывается весьма эффективным средством развития основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.
Что является необходимым фактором успешного обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасна речь, когда она как ручеёк, Бежит среди камней – чиста, нетороплива. И ты готов внимать её поток, и восклицать: «О, как же ты красива!»
.
.
.
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К.Д. Ушинский . « Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю » Конфуций « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » К. Д. Ушинский
Что такое мнемотехника ? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемоквадрат Мнемодорожка
Мнемотаблица
Схемы составления рассказов
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника помогает развивать: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление Развивает кругозор Зрительную и слуховую память Воображение Интерес к обучению Усидчивость Развивает все стороны речи
Список используемых источников Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс . 2006. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.
В статье описываются методы мнемотехники, которые обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста.
Использование приемов мнемотехники в развитие речи у детей дошкольного возраста....
«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей»
laquo;Использование технологии мнемотехники в развитии речи у детей» В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста...
Опыт работы на тему: «Использование приемов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»
В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сло...
«Использование приемов эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей»
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? Эти и многие вопросы задаем м...