«Использование приемов эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей»
статья по развитию речи
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? Эти и многие вопросы задаем мы себе, задают нам родители. На эти вопросы отвечает эйдетика и мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_i_eydetiki_v_poznavatelno-rechevom_ra_razvitii_detey.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приемов эйдетики и мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей»
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? Эти и многие вопросы задаем мы себе, задают нам родители. На эти вопросы отвечает эйдетика и мнемотехника. Но что же это такое? И что это значит?
«Эйдетика»- от греческого «эйдос»- образ - это возможность запоминать информацию с помощью образов.
Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.
Мнемотехника- в переводе с греческого- «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
В совокупности Эйдетика + Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая сохранять в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
• модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно- пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
• картинографию;
• коллажи;
• планы-схемы;
• мнемотаблицы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее, чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей система эйдетики - память без границ, это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи нового материала.
Для ребёнка эйдетическое восприятие – это ключ, открывающий 3 великие сокровищницы: память, творчество, знания. На занятиях с применением эйдетических приёмов дети развивают воображение, память, внимание, а отсюда и интеллект в целом.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображение персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.). Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Благодаря этим методикам ребенок будет всесторонне развитым, уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр и упражнений:
Например: перед прогулкой просим детей перечислить ту одежду, которая понадобится для прогулки. При чем, назвать должны в той последовательности, в которой будут надевать эти предметы одежды. Все это надо перечислить ребенку, не видя этих вещей, т.е. ребенок воспроизводит данные слова самостоятельно. Это и есть развивающий момент для развития памяти и речи.
Игра «Сочини рассказ со словами»
Взрослый придумывает несколько слов (солнце, огород, морковка, урожай), проговаривает их детям. Дети должны запомнить, но еще и сочинить с ними рассказ.
Игра с карточками. Нужно отобрать яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребенок вытаскивает из целой пачки картинки и составляет рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены.
Игра «Ассоциации»
В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей эта игра прекрасное упражнение для развития памяти и речи. Взрослый называет любое слово и просит детей назвать другое, с которым оно у него ассоциируется ( круг, солнце, тепло, лето, речка, рыбалка). Дети очень любят подобные развивающие игры.
Зрительная прорисовка контура фигуры, символа деталями . Дети превращают образно фигуру в какой-нибудь предмет. Например: буквы и цифры.
«Нарисуй, что ты запомнил» Цель: развитие зрительного внимания.
Детям предлагаются картинки с изображением какой-либо фигуры, после нескольких секунд ему предлагаем нарисовать то, что запомнил.
«Игра 4 стихии». Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.
Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается, если скажет «Земля» - дети должны опустить руки вниз. Если скажет «Вода »- дети вытягивают руки вперед. Если скажет «Воздух» - дети поднимают руки вверх, а если скажет «Огонь» - дети вращают руками произвольно.
«Чемодан». Цель: развитие объема памяти.
Количество игроков от 3х до 12. Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него огурец. Второй игрок проговаривает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, и свое придуманное слово. Игра продолжается со всеми детьми.
И так, если ребенок страдает проблемой с памятью, медленно запоминает стихи, не может выполнять пересказы, и если регулярно применять упражнения эйдетики и мнемотехники, ребенок сможет:
- без запинок запоминать стихи и тексты
-запоминать цифры и буквы
-придумывать собственные сказки, рассказы, используя ассоциативные ряды
-обогатить словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
«Использование мнемотехники в познавательно – речевом развитии детей»
Материал для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...
«Использование образовательной технологии мнемотехникив художественно-речевом развитии детейв логопедической группе детей с ОНР»
Мнемотехника – это «искусство запоминания» Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение ...
Использование мнемотехники в познавательно – речевом развитии детей
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления, связной речи, мелкой мотори...
«Использование мнемотехники в познавательно – речевом развитии детей»
Мнемотехника - техника запоминания. От греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н.э.), по имени древне-греческой богини памяти...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Добрый вечер, Антонина
Добрый вечер, Антонина Владимировна. С какого возраста вы начинаете работу с мнемотаблицами?