РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи

Колодина Ирина Александровна

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МБДОУ детский сад №142 г.Иркутска

В качестве одной из основных задач, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением выступает развитие речи, формирование навыков речевого общения, формирование устной речи, подготовка к освоению грамотности.

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

По мнению М.Н. Соколовой, организованные наблюдения за окружающим с каждым годом расширяются и углубляются. Рекомендуется учить детей различать транспорт по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери), при наблюдении за живыми объектами давать характеристику их жизнедеятельности.

Как утверждает Л.В. Соколова, большое влияние на развитие речи оказывают занятия, на которых воспитывается умение действовать с предметами и развивается двигательная активность. На занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по физической культуре, музыкальных занятиях дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. Их обучают выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки).

Огромное внимание обучению родному языку уделял К.Д. Ушинский. Рассматривая речь, как средство для общения, педагог определял три цели обучения.

Во-первых, необходимо научить дошкольника чётко формулировать свои мысли. Для этого педагог советовал применять наглядность, оперируя конкретными образами, ребёнку легче выразить то, что он хочет сказать.

Во-вторых, для пополнения словаря К.Д.Ушинский советовал знакомить ребёнка с загадками, пословицами, поговорками, русскими народными сказками, произведениями русских писателей. При отборе литературных произведений необходимо обращать внимание на понятное, доступное содержание, художественный язык, положительные идеи.

В-третьих, К.Д. Ушинский большое внимание уделял практическому усвоению грамматического строя русской речи, введение изученных слов в повседневное общение детей. Педагог доказывал, что позитивное развитие речи дошкольника, как средства общения, возможно лишь во взаимосвязи всех трёх составляющих.

Наблюдения проводят в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, няня сначала моет чайные чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко желтое, только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный - яблоко сладкое, помидор кисловатый, его едят с солью).

Для развития речи широко используют картинки. На занятиях могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, и сюжетные.

Е. Н. Водовозова продолжила исследования своего учителя К.Д. Ушинского в определении речи как основного средства общения. Педагог и детская писательница отмечала значение в развитии речи народного творчества, народной речи. По её мнению, накопление опыта влияет на развитие связной речи и мышления, что в свою очередь позитивно влияет на использование речи как средства общения. Е.Н. Водовозова в своих трудах рассматривала методику использования русского фольклорного языка в развитие связной речи, обращая особое внимание на сказку. Она в своих трудах предложила доступную для детей дошкольного возраста серию сказок.  Автор считала, что сказка должна опираться только на детский опыт и влиять на развитие детской фантазии. Именно сказка, считала Е.Н. Водовозова, должна обогащать речь ребенка дошкольника речевыми литературными оборотами и выражениями. Данные речевые средства необходимо вводить в повседневную речь ребёнка, развивать умение пользоваться ими в речевом общении.

          Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами. Как считает А.М. Бородич, о содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизируют разнообразный словарь.

Желательно, чтобы педагог давал детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно, без нажима. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом - осторожно включаться в нее, а затем становится возможным переход к совместной игре.        Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения.

Важными являются приемы договаривания (воспитатель, родитель, читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; взрослый вовремя помогает ему).

Рассматривая речь как средство общения детей дошкольного возраста, анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Литература:

  1. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова-М.: Просвещение, 2004. -207 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/rech/metodika.html, дата доступа 06.07.2018г.
  3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова-М.: Просвещение, 2004. -207 с.
  4. Дементьева, И.С. Диагностические материалы по теме «Особенности восприятия художественных произведений» [Текст] / И.С. Дементьева // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников : учеб. пособие/ под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной.- Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  5. Соколова, Л.М. Этот удивительный младенец [Текст] /Под ред. А.С.Батуева. -3-е изд. [Текст]/ Соколова Л.М., Андреева Н.Г. - М.: Айрис- пресс, 2003. -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...