Консультация Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений.
консультация по развитию речи (средняя группа)

В настоящее время рядом исследований, доказано, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь . Понимание педагогам и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развивать речь ребенка, оградить его от дополнительных трудностей обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений.

В настоящее время рядом исследований, доказано, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь . Понимание педагогам и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развивать речь ребенка, оградить его от дополнительных трудностей обучения.

Однако даже если речь ребенка в норме- это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляет со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Пальчиковые игры и упражнения-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку, ведущую к вершинам знаний и умений.

Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками.

 КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и

разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти.

Например:

Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми(еловыми шишками), шариками Су-джок.

Массаж Су-Джок шарами

Я мячом круги катаю,

(круговые вращения шариком по ладони)

Взад-вперед его гоняю.

(катаем шарик вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку.

(гладим ладошку шариком правой  руки)

Будто я сметаю крошку,

(гладим ладошку шариком левой руки)

И сожму его немножко,

(сжимаем шарик в правой руке)

Как сжимает лапу кошка,

(сжимаем шарик в левой руке)

Каждым пальцем мяч прижму,

(поочередно прижимаем пальчики правой руки к шарику)

И другой рукой начну.

(поочередно прижимаем пальчики левой руки к шарику)

Пальчиковая игра с эластичными кольцами “Семья”

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик-дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик-бабушка,

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик-папочка,

(надеваем кольцо на средний палец)

Этот пальчик-мамочка,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

Этот палец-Ванечка(Танечка, Ирочка и т.д),

(надеваем кольцо на мизинчик).

Пальчиковая игра с эластичными кольцами

“Вышли пальчики гулять”

Упражнения направленные на самомассаж кистей и пальцев рук.

 Например:

Упражнение “Кошечка”

Кулачок-ладошка.       Две ладошки одновременно сжать в кулачки и   поставить на

Я иду, как кошка.         стол, затем одновременно выпрямлять пальчики и прижать

                                           ладони к столу. Повторить 3-5раз.

Упражнение “Прятки”

В прятки пальчики играли                                 Ритмично сгибать и разгибать все пальцы о

И головки убирали,                                            одновременно          (повторить 2-3раза)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

                                                                    Упражнение”Дом”

Молоточком я стучу,           Постукивать кулачками друг о друга, соединить кончики

Дом построить я хочу.         пальцев обеих рук. Поднять выпрямленные ладони вверх,

Строю я высокий дом,         похлопать ладонями.

Буду жить я в доме том.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры:

Например:

Пальчиковая игра ”Обувь”

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташи и Сережи,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

 

Пальчиковая гимнастика Апельсин”

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, а он один.

Это долька-для ежа.

Эта долька-для стрижа.

Эта долька-для утят.

Эта долька-для котят.

Эта долька-для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас-беда!!!

(сжимают кулачки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь-кто куда!!!

(”бегут” пальцами по столу)

 

3. Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор,

прищепки, бусины, крупы и др.)

Например:

 

 

Игра “Волшебная коробка”

Ход игры  :ёмкость наполненную горохом на дне которой спрятаны различные предметы. Ребенку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох( или другие крупы или материал наполнителя) и игрушки, пальчики массируются, ребенок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

“ Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили”.

 

Игры с прищепками.

Ход игры:

Добавляем недостающие элементы в виде прищепок к шаблонам.

Прикрепление прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку...)

                                                            Игра “ Волшебные шарики”

Ход игры. Ребенку предлагаем сделать шарики из пластилина разных цветов. Потом в каждый шарик нужно вставить счетные палочки. Из полученных элементов предложить детям сделать разные фигуры.

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам.

Например:

Упражнение “Обводим по трафарету”

Ход игры:

Дети обводят заданные фигуры (круг, квадрат, трафарет в форме тучки и т.д), изготовленные из картона.

 

6. Конструирование и работа с мозаикой, пазламиhttps://documents.iu.ru/203f0d24-df82-4921-9d9c-c253320d5bd1/0/image001.gif

7. Выкладывание фигур из счетных палочек.

Например:

Упражнение  «Составь узор из палочек»

Ход игры: Оборудование: разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из палочек.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и счётные палочки. Детям предлагается  выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

8.Упражнения с тактильными дорожками.

Например:

Ход игры: Используются тканевые дорожки , на которые нанесены разнообразные задания.

Каждая дорожка используется с повтором.

1.Пройти пальчиками по пуговкам.

2.Продеть шнурок через колечки.

3.Пройти пальчиками по извилистой дорожке.

4. “ Перепрыгни ручеёк “

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие

принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные

отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания,

доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при

затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к

сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать

индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны

усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию

пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в

процессе режимных моментов.  

Игры с предметами домашнего обихода.

  Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 

1.     Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

2.     Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

3.     Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

    4.  Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

5.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

 

  При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование .Тема " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Самообразование.Тема "Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Презентация на тему " Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с помощью разнообразных форм, методов и приёмов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...