Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе»
Задачи:
• побуждать детей к пониманию юмористического характера литературного текста;
• развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений;
• развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог;
• воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Словарная работа:
активизация словаря детей по теме «Посуда».
Материал и оборудование:
Выставка книг по произведениям К. И. Чуковского, портрет
К. И. Чуковского, книга «Федорино горе», маски для сценки.
Предварительная работа:
• чтение произведений К. И. Чуковского;
• рассматривание книг, иллюстраций к произведениям автора;
• беседы по теме «Посуда», по содержанию произведений К. И. Чуковского;
• дидактические игры по теме «Посуда»;
• сюжетно – ролевые игры «Чаепитие», «Угощаем гостей», «Магазин посуды».
Методические указания
Уважаемые родители, предложите своему ребенку вспомнить одного известного писателя, автора многих детских сказок. Покажите портрет писателя и предложите назвать его имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Расскажите короткие биографические данные писателя.
К. И. Чуковский жил давно, когда наши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как ты сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.
После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.
Можно организовать домашнюю выставку книг К. Чуковского
Задайте короткие вопросы:
- Какие сказки К. И. Чуковского ты знаешь? (“Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе»)
Можно провести литературную викторина по произведениям К. Чуковского:
– Сейчас я буду читать тебе отрывки из сказок, если ты узнаешь сказку скажи, как она называется, и покажи в какой книжке она живет.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(Мойдодыр)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(Муха-Цокотуха)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(Айболит)
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(Чудо-дерево)
– Молодец, ты хорошо знаешь сказки К. Чуковского.
Физкультурная минутка.
Назвали сказки все по порядку
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Руки вверх подняли раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Чтение сказки. Работа над языком и содержанием сказки.
– Сегодня я познакомлю тебя еще с одной сказкой К. И. Чуковского, которая называется «Федорино горе».
– Во время чтения постарайся подумать, почему автор так назвал свою сказку.
– Тебе понравилась сказка?
– Как звали бабушку в сказке?
– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?
– Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назови ее.
– Какой Федора была в начале сказки?
(Ленивая, неряшливая)
– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки?
(Заботливой)
– Чем закончилась сказка?
(Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)
– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезные, грустные моменты).
– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».
– Давай сделаем вывод, как же надо относиться к посуде и почему?
Рефлексия:
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Как ты думаешь, чему учат нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у нас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры?
– Что тебе больше понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе детского сада "Сочиняем сказку"
Конспект занятия по развитию речи....
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...
Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы на тему «Сказки Петрушки» (с использованием технологии «Моделирование»)
использование технологии моделирование в средней группе в совместной деятельности с детьми по развитию речи...
Конспект по развитию речи с детьми средней группы «Путешествие в сказку»
ПРЕДСТАВЛЕН КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»
Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»...
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ…»
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие по сказкам…»Цель: создать условия для речевого развития детей средствами театрализован...