Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Богомолова Светлана Геннадьевна

Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе»

Задачи:

• побуждать детей к пониманию юмористического характера литературного текста;

• развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений;

• развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог;

• воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Словарная работа:

активизация словаря детей по теме «Посуда».

Материал и оборудование:

Выставка книг по произведениям К. И. Чуковского, портрет

К. И. Чуковского, книга «Федорино горе», маски для сценки.

Предварительная работа:

• чтение произведений К. И. Чуковского;

• рассматривание книг, иллюстраций к произведениям автора;

• беседы по теме «Посуда», по содержанию произведений К. И. Чуковского;

• дидактические игры по теме «Посуда»;

• сюжетно – ролевые игры «Чаепитие», «Угощаем гостей», «Магазин посуды».

Методические указания

Уважаемые родители, предложите своему ребенку вспомнить одного известного писателя, автора многих детских сказок. Покажите портрет писателя и  предложите назвать его имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Расскажите короткие биографические данные писателя.

К. И. Чуковский жил давно, когда наши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как ты сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело. Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

Можно организовать домашнюю выставку книг К. Чуковского

Задайте короткие вопросы:

- Какие сказки К. И. Чуковского ты знаешь? (“Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе»)

Можно провести литературную викторина по произведениям К. Чуковского:

– Сейчас я буду читать тебе отрывки из сказок, если ты узнаешь сказку скажи, как она называется, и покажи в какой книжке она живет.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

(Мойдодыр)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

(Краденое солнце)

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(Муха-Цокотуха)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(Айболит)

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

(Чудо-дерево)

– Молодец, ты хорошо знаешь сказки К. Чуковского.

Физкультурная минутка.

Назвали сказки все по порядку

Теперь приглашаю всех на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Руки вверх подняли раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Чтение сказки. Работа над языком и содержанием сказки.

– Сегодня я познакомлю тебя еще с одной сказкой К. И. Чуковского, которая называется «Федорино горе».

– Во время чтения постарайся подумать, почему автор так назвал свою сказку.

– Тебе понравилась сказка?

– Как звали бабушку в сказке?

– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?

– Почему это произошло?

(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)

– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назови ее.

– Какой Федора была в начале сказки?

(Ленивая, неряшливая)

– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки?

(Заботливой)

– Чем закончилась сказка?

(Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)

– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезные, грустные моменты).

– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».

– Давай сделаем вывод, как же надо относиться к посуде и почему?

Рефлексия:

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Как ты думаешь, чему учат нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у нас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры?

– Что тебе больше понравилось?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"

Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...

Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы на тему «Сказки Петрушки» (с использованием технологии «Моделирование»)

использование технологии моделирование в средней группе в совместной деятельности с детьми по развитию речи...

Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»

Конспект открытой ООД по развитию речи с детьми средней группы на тему: «У меня зазвонил телефон» «Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ…»

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста«Путешествие по сказкам…»Цель: создать условия для речевого развития детей средствами театрализован...