Конспект "Прозрачное стеклышко"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлухина Светлана Юрьевна

Какое бывает стекло? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_starshaya_gruppa.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Приморского района Санкт-Петербурга

Развитие речи (старшая группа)

в познавательно деятельности

Тема «Прозрачное стеклышко»

Составил:

Воспитатель Павлухина С.Ю.

Санкт-Петербург

2021

Развитие речи

в познавательно деятельности

Тема «Прозрачное стеклышко»

Цели:

 Познакомить с происхождением, свойствами, использованием стекла.

Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Коррекционно-развивающие: Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям. Учить умению взаимодействовать в команде, договариваться.

Оборудование. Стеклянные предметы, стекла разных цветов с разной поверхностью (гладкое, шершавое). Вода. Поднос.

Картинка с изображением стеклодува.

Демонстрационная картинка «Стеклянные предметы»

Предметные картинки стеклянной посуды.

Раздаточные картинки «Елочные шары» контурно нарисованы ёлочные шары, на них – рисунки с каким-либо твердым или мягким согласным звуком), синие и зеленые карандаши.

Демонстрационная картинка «Осколки посуды»

Зашумленные изображения предметов. Настольные зеркала.

Листки бумаги и карандаши.

Стеклянные крышки для банок по числу детей, пластилин.

Схема для составления рассказа о стекле.

Воспитатель. Как вы думаете, стекло – природный материал или рукотворный, изготовленный людьми. Я расскажу вам о стекле. Когда-то, в давние времена, люди не знали о нем. А то, что находили в горах (и что потом ученые назвали «вулканическим стеклом»), было для них просто черным блестящим (стекловидным) камнем, таким острым на сколе, что его использовали как нож. Когда научились шлифовать – как зеркало, и назвали «обсидиан» («Древней Греции означало «зрелище»). На самом деле это быстро охладившаяся расплавленная горная порода.

Воспитатель. Рассмотрим образцы. Погладьте их, подержите в руках. Как вы думаете, какое основное свойство стекла?

Дети. Прозрачность.

Воспитатель. Да, но есть и матовое, непрозрачное стекло (показать). Такое используют для декорирования дверей, например. Обратите внимание на поверхность.

Дети. Стекло бывает гладкое и шершавое, бугристое.

Воспитатель. А на ощупь холодное или теплое? (ответы детей).

Воспитатель. Проверим, пропускает ли стекло воду? (Несложный опыт, когда на стекло льют струйку воды).

Воспитатель. Обратите внимание на толщину стекла (дети определяют, что толщина тоже бывает разная: стекло толстое, тонкое).

Как вы думаете, где пригодится это свойство?

Дети. Толстое стекло лучше защищает от воды, ветра не дает теплу уходить из дома. Воспитатель . Мы говорили, что из расплавленного стекла можно сделать разные предметы. Человек какой профессии этим занимается? Нет, не стекольщик! Профессия называется «стеклодув». Его работа заключается в следующем. Песок с некоторыми другими   веществами-добавками расплавляют. Затем мастер берет в руки длинную палочку, полую внутри. На один конец он подцепляет немного расплавленного  стекла, а другой берет в рот и сильно дует. Выдувается стеклянный пузырь, похожий на тот, который дети выдувают из мыльной пены. Раздувая стекло, мастер придает своим изделиям различную форму, и получаются изящные вазы.

Воспитатель. Стеклодувы сделали много стеклянных предметов посуды. Назовите ее и найдите одинаковые предметы.

.

Воспитатель. Рассмотрите картинки с разбитой посудой. Догадайтесь, от какой посуды осколок (в рамке).

Воспитатель. Говоря о стекле, нельзя не вспомнить такой предмет, как зеркало. Что такое зеркало? Это предмет, который имеет свойство отражать свет, предметы. Как изготавливают зеркало? На одну сторону листового стекла наносят слой какого-то металла, например серебра или алюминия. Эта поверхность приобретает свойство отражения. Зеркало готово.

Воспитатель. Стекло используют и в быту, и в технике. Всем знакома линза, или лупа.  А ведь это тоже стекло, только сделанное определенным образом: это стекло выпуклое или, наоборот гнутое. Если через него смотреть, все предметы окажутся увеличенными или уменьшенными.

Составление описательного рассказа о стекле.

  1. Из чего изготавливают стекло?
  2. Прозрачность?
  3. Не пропускает воду?
  4. Поверхность?
  5. Хрупкость?
  6. Мягкое или твердое?
  7. Вес?
  8. Цвет?
  9. Нагревается или нет?
  10.  Как используется?

Ответы детей как итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группын на тему «Волшебные стеклышки».

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями   «наука»   (познание),  «гипотеза»...

Проект "Загадки стеклышка"

·         у детей расширятся представления о стекле и его свойствах·         сформируются личностные компетентности свой...

Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"

Презентация к занятию по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебные стеклышки"...

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Волшебные стеклышки»

Конспект занятия для подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность» «В мире стекла». ...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Волшебные стеклышки»

Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку....

"Волшебные стеклышки".

Конспект занятия....