Методическая разработка Тема: «Устное народное творчество в речевом развитии детей»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Данная методическая разработка, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка Тема: «Устное народное творчество в речевом развитии детей» | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»
*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14
Методическая разработка
Тема: «Устное народное творчество в речевом развитии детей»
Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна
г. Санкт-Петербург
2021 год
Цель: Формировать интерес детей к произведениям устного народного творчества, по средствам фольклора развивать устную речь ребёнка, развивать его духовно, эстетически и эмоционально, знакомить с разновидностями устного творчества (потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки, заклички, сказки).
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.
Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:
- Артикуляционные гимнастики и упражнения.
- Чистоговорки.
- Скороговорки.
-Пальчиковые игры
Данная методическая разработка, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.
Январь | Февраль | Март | Апрель | |||||||||||||
Паль чико вая гим нас- тика | Комплекс упражнений №5 1. Замок (на счет “раз” – ладони вместе, а насчет “два” – пальцы соединяются в “замок”). | Комплекс упражнений №6 1. Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу). | Комплекс упражнений №7 1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны). | Комплекс упражнений №8 1. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). 2. 2.Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами). | ||||||||||||
Потеш ки | «Птички» Две синички прилетели, Машем кистями рук, изображая крылья. На ладошки дружно сели, Показываем ладошки. Стали семечки клевать. И тихонько напевать. Стучим указательным пальцем по ладошкам. Мы погладим нежно птичек Гладим ручки с обеих сторон. И отпустим невеличек. Встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками. «Зима» У зимы в лесу изба Построить «домик» из ладоней Вьюги, вьюги, вьюги, вью Круговые движения рук
| “По грибы“ Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот – в миску все кидал, Оттого и потолстел! «В гости к большому пальцу» В гости к пальчику большому приходили прямо к дому (раскрыта ладонь) (Большой здоровается попеременно с каждым) Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик малышок постучался о порог (постучать мизинцем о большой палец) Вместе пальчики друзья (сжать кулачок) Друг без друга им нельзя (погрозить указательным пальцем) «Ладошки» Ладушки, ладошки Играть в ладошки К бабушке в окошко «окошко» из 1-2 пальцев обеих рук Постучали тук да тук Кулачком о ладошку Это внучка, это внук! Поднять по очереди каждую руку Заходите на порог Развести руками в стороны Будем печь пирожок! «стряпают» | “Алые цветы “ Распускают лепестки. Пальцы медленно раскрываются. Ветерок чуть дышит, Производятся плавные покачивания кистями рук. Лепестки колышет. Наши алые цветки Пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка. Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Производятся покачивания головой цветка. Головой качают. «Помощник» 1,2,3,4,5 (сжимаем кулачки) Мы посуду перемыли (потираем ладошки) Чайник, чашку, ложку, ковшик и большую поварешку (загибаем с мизинца на обеих руках) Мы посуду перемыли (потираем ладошки), Только чашку мы разбили (загибаем с мизинца), Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отвалился, Ложку мы чуть-чуть сломали Так мы маме помогали (сжимаем кулачки) «Капуста» Мы капусту режем режем. Мы капусту трём трём, Мы капусту мнём мнём Мы капусту солим солим. И мешаем и мешаем Пробуем | “Апельсин“ Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для чижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка – кожура. Показать пустую ладошку. Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда. Спрятать руки за спину. «Пчёлки» Домик маленький на ёлке (ладонь открыта, пальцы растопырены, на второй руке кулачок полуоткрыт присоединён к ёлке) Где же, где же эти пчёлки (раскрываем ладони), Стали пчёлки вылетать 1,2,3,4.5. (работаем пальцами). «Солнышко» Солнышко, солнышко. Протянуть руки вверх Погуляй у речки Волнообразные движения в воздухе Солнышко, солнышко Протянуть руки вверх Разбросай колечки Колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами Мы колечки соберём, Складывать в правую руку Золочённые возьмём, Складывать в левую руку Покатаем, «Покатать» в ладонях Поиграем, Пошлепать по коленям И тебе назад вернём Протянуть руки вверх. | ||||||||||||
Чисто говор ки |
| Ли-ли-ли: в синем море корабли. | Га-га-га – заболела нога. | я-я-я - поймали воробья, ю-ю-ю - я песенку пою, ё-ё-ё - у меня ружьё, е-е-е - ёж ползёт к змее. | ||||||||||||
Скоро говор ки | От топота копыт пыль по полю летит. | Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела. | На дворе галка, на берегу галька. | У ёлки иголки колки. |
май | Потешки | Чистоговорки | ||
Паль чико вая гим нас- тика | Комплекс упражнений №9 1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки) 2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг) 3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук) 4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей) | «Замок» На дверях весит замок Пальцы в замочек слегка покачивать. Кто его открыть бы смог? Замочком вперёд назад. Мы замочком повертели, Повертеть замочком. Мы замочком покрутили, Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Постучали и открыли. Показать ладошки. «Паучок»
| «На полянке» На полянке у лесочка, Медленно качаем кистями рук, ладонями вверх. Где резвится мошкара, Хлопаем в ладоши. Выросли весной цветочки, Ах какая красота! Ладони прижимаем друг к другу, разводим пальцы, слегка согнув их. Все в лесу цветочки любят, Поднимаем руки вверх и поворачиваем ладони внутрь и наружу. Утром солнышко их будит Хлопаем в ладоши. И лучами пригревает, Дождик в меру поливает. Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз. Тех, кто очень уж промок, Соединяем кисти рук, разворачиваем ладони вверх. Днём обсушит ветерок. Дуем на ладони. | ха-ха-ха - мы поймали петуха. Скороговорки Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали. |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/595153/
http://www.kindergenii.ru/HTMLs/skorogovorki/bpgkskor.htm
http://luntiki.ru/blog/skorogovorki/105.html
http://allforchildren.ru/kidfun/fastspeak-l.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....
Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей
Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одним из основных направлени...