Подготовка детей 6-го года жизни к обучению письму
электронный образовательный ресурс по развитию речи (старшая группа)
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Целенаправленные упражнения, игры и занятия помогают развитию мускулатуры рук и мелкой моторики, а как следствие, идёт и развитие памяти, внимания, речи, умения логически рассуждать, мыслить, что так необходимо будущему школьнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 885.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентки 3 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-3А
ЧЕРВОННОВА
Екатерина Андреевна
Подготовка детей 6-го года жизни к обучению письму
Курсовая работа
Руководитель: Цускман Е.Е
преподаватель профессиональных
дисциплин высшей категории
Дзержинск-2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
1.1 Особенности формирования процесса письма у детей 6-го года жизни 5
1.2 Методы и приемы подготовки детей 6-го года к обучению письму 9
Выводы по главе 1 13
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
2.1 Нетрадиционные техники, используемые при подготовке детей 6-го года письму 15
2.2 Графический диктант и графические упражнения используемые при подготовке руки ребенка к письму 19
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Целенаправленные упражнения, игры и занятия помогают развитию мускулатуры рук и мелкой моторики, а как следствие, идёт и развитие памяти, внимания, речи, умения логически рассуждать, мыслить, что так необходимо будущему школьнику.
Письмо — это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени.
В разное время вопросами подготовками занимались следующие ученые: Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Луриа, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие.
Актуальность темы позволила достаточно конкретно сформулировать цели и задачи работы.
Цель работы: теоретическое обоснование процесса подготовки руки ребенка 6-го года письму и изучения современных методик.
Объект: процесс подготовки руки ребенка 6-го года письму и изучения современных методик.
Предмет: современные методики, направленные на подготовку руки ребенка 6-го года к письму.
Задачи:
- Изучить особенности формирования процесса письма у детей 6-го года жизни
- Рассмотреть методы и приемы подготовки детей 6-го года к обучению письму
- Проанализировать нетрадиционные техники при обучении детей 6-го года к обучению письму
- Рассмотреть графический диктант и графические упражнения используемые при подготовке руки ребенка к письму
В работе были использованы следующие методы: анализ учебно-методической литературы, интернет источников, обобщение результатов исследования, систематизация.
В процессе подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму целесообразно использовать нетрадиционные формы работы, учитывающие уровень сформированности мелкой моторики, а также основанные на игровом обучающем взаимодействии взрослого и ребенка в процессе индивидуальной и подгрупповой работе.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
- Особенности формирования процесса письма у детей 6-го года жизни
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма. Для формирования навыка письма у дошкольников должны быть сформированы следующие компоненты: сформированность и развитие общей и мелкой моторики, координацию движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может вызвать отрицательное отношение дошкольников к обучению грамоте.
Важным посылом овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие общей и мелкой моторики рук, речевой моторики. М.М. Кольцовой, установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Она пришла к выводу, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». При обучении письму детей дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма. Плохая сформированность пространственно-временных представлений будет отражаться на развитии процессов письма.[12]
Еще одним компонентом, показывающий уровень подготовки к формированию навыков письма, является чувство ритма, которое встречается в самых различных видах деятельности человека. Рассматривая проблему овладения графическими навыками, можно сделать вывод, что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма существенно отличаются. Графические приёмы письма противоположны приемам рисования. Можно выделить три группы навыков письма технические - правильное использование письменных принадлежностей, координирование движения руки.
Графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова, правильный наклон, размер, положение букв на линейке орфографические - умение правильно определять звуковой и буквенный состав слов.
Для успешного освоения навыка письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенным комплексом различных по смыслу признаков.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
• фонематическое восприятие;
• фонематическое представление;
• фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям понимания звуков речи, а также к затруднениям при овладении навыком письма.
В процессе письма создаются связи между элементами речи и движениями, необходимыми для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок сталкивается с большими трудностями, которые обусловливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья. Каждое звено руки может двигаться довольно быстро и в разных направлениях. Чем подвижнее орган и чем большее количество его частей берет участие в выполнении движений, тем сложней и разнообразней оказываются сигналы, которые идут от периферии к двигательному анализатору, и тем сложней обеспечить точность движений. Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов движение по инерции, тяжесть самой руки, противодействие бумаги, одежды, то есть целый комплекс силовых взаимодействий, которые мешают точному выполнению движений. Навык письма — это речевой навык. Который формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим.
Следовательно, развитие умений писать должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им. Но нельзя забывать, что для дошкольников мотивы могут присутствовать и в самом процессе деятельности. Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Луриа, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития. Также данные исследователи установили, что обучение ребенка возможно, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Большое значение для успешности овладения письмом имеют такие познавательные процессы как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие.
Таким образом, успешное овладение ребенком навыкам письма может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
- Методы и приемы подготовки детей 6-го года к обучению письму
В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
Рассмотрим все методы по порядку:
- Копировальный метод
Он заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведёт к сознательному овладению почерком, однако умелое применение этого способа может дать определённый эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во 2-4 классах.
- Линейный метод
В основе лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв и её частей. Это давало возможность писать буквы, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась ещё в 19в., но от её использования отказались, т.к. она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
- Генетический метод
Он заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем всё более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци, потом был перенесён и в русскую школу. При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма в после букварный период.
- Ритмический (тактический) метод
Это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются.
- Метод Карстера
Заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки. Упражнения-"расчерки" необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и для развития свободы и лёгкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, т.к. многие "расчерки" сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
Теперь можем рассмотреть некоторые приемы подготовки руки ребенка к обучению письму:
Развитие графических умений и навыков
- Обводка;
- Дорисовывание;
- Заштриховывание;
- Раскрашивание;
- Работа со штампами;
- Графические упражнения – «Дорожки» или «Лабиринты»;
- Графический диктант.
- Работа с буквами
- Выкладывание букв
- Написание печатных букв
- Упражнения, облегчающие написание букв (методика Т.В.Фадеевой).
Рукоделие
Рукоделие играет важную роль в подготовке руки к письму: вышивка, шитьё, вязание, вышивание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Такие занятия делают сильнее мышцы рук, помогают сосредоточиться во время занятия, терпеливо выполнять домашнее задание. Заниматься рукоделием могут дети шестого года жизни. Иголка должна быть не слишком тонкой, с продольным ушком длинной 40 мм.
Лепка из пластилина, теста, глины, фольги
Лепка очень важна для развития силы пальцев рук. Пластилин даёт возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Для лепки можно использовать фольгу от шоколада или конфет. Это интересное занятие очень нравится детям и родителям тем, что не нужно создавать сложных условий – ребёнок сам не испачкается и не замажет вокруг ни чего. Фольга – податливый материал, она легко остается в любой форме, легко рвётся – не нужны сложные специальные инструменты, к тому же она бывает разных цветов, что дает волю фантазии.
Пальчиковые игры
Важной частью работы по подготовке руки к письму являются «пальчиковые игры». Они интересны детям, эмоциональны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Таким образом работа по развитию движений рук должна проводится постоянно не только в учебном заведении, но и дома в семье, и лишь тогда будет достигнут высший результат в подготовке руки ребенка. Благодаря всем этим постоянным и разнообразным упражнениям, руки ребенка постепенно и быстро приобретут именно ту точность, силу и тот порядок движения, который необходим для письма.
Выводы по главе 1
На основе изученного материала можно сделать следующие выводы о том, что подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Так же одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Мы можем выделить тот факт, что в основе овладения письма также лежат двигательные навыки. Дошкольный возраст считается «специфической» ориентировочной стадией, в процессе которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе. На протяжении дошкольного возраста увеличивается и роль слова в формировании двигательных навыков. Последнее, в свою очередь, повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обобщенный характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, нужное для того, чтобы усвоить новые навыки. Все это дает основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста, более сложных двигательных навыков.
Немаловажным фактором остается и то, что в подготовке руки ребенка к письму важно использовать правильные методы и приемы. В современном мире в системе обучения письму получили распространение такие методы как копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера. На помощь методам приходят и разнообразные приемы, которые помогают ребенку овладеть навыками письма. Не стоит и забывать о том, что работу по овладению письмом нужно проводить и дома и в семье и только тогда можно добиться высшего результата. Именно тогда руки ребенка постепенно и быстро приобретут именно ту точность, силу и тот порядок движения, который необходим для письма.
Успешное овладение ребенком навыкам письма может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
2.1 Нетрадиционные техники, используемые при подготовке
детей 6-го года письму
Современное обучение письму опирается на всю систему языкового развития ребенка, а не только на определенные правила и орфографические умения. Навыки рассматриваются как составная часть речевых умений и языкового развития в целом. Но, при этом не всегда учитываются возрастные особенности и возможности ребенка. Следующим недостатком современной методики обучения письму можно выделить опору на копировальный метод обучения как основной. Действительно, детей обучают обводить по уже написанному — это процесс чисто механический, таких упражнений очень много в традиционных прописях. Не всегда учитывается мотивация детей, психологические особенности личности ребенка.
В последнее время ведется множество разработок по совершенствованию техники письма. Например, в штайнеровской школе письмо изучается сначала пиктографическое, а потом буквенное, вводится в подготовительный период специальный предмет - рисование форм. Буквы не просто даются детям. Учитель рассказывает историю или сказку о каждой букве. В ней он раскрывает ее характер, исходящий из качества стоящего за ней звука. Например, твердый звук "д" — это дом, в котором жила добрая старушка. Разные этапы обучения письму в штайнеровских школах требуют различных принадлежностей: в 1 классе ученики пишут в больших тетрадях (формат A3) цветными восковыми мелками, во 2 классе - в средних тетрадях (формат А4) цветными карандашами, а в 3 классе - авторучками (в период формирования почерка шариковые ручки и фломастеры не рекомендуются). Многие учителя также стремятся усовершенствовать методическую систему обучения первоначальному письму, включая в нее свои собственные методические находки. В основе каждой такой авторской методики лежит углубленное изучение теории вопроса и практических опытных разработок автора. Сейчас мы рассмотрим несколько таких методик:
Этапы работы по методике Е.Н. Потаповой.
Суть работы Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает детей нетрадиционному способу письма и быстрее формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности. Понятие о букве она начинает формировать через ощущения. Все обучение по системе Е.Н. Потаповой условно разделено на 3 этапа. [15]
Первый этап - развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и сильно возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.
Второй этап - развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600x700 и 350x300 мм., затем буквы наклеиваются на карточки 180x140 мм. Или в альбом. Ширина буквы - 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма.
Третий этап - письмо букв с помощью специальных трафаретов. Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш — это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят. С помощью методики Е.Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность творческие начала учеников.
Методика по В.Ф. Одеговой[14]
В.Ф. Одегова рассмотрела опыт школ Чехии и Словакии и выработала свой. Детям дается образец крупной буквы, на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же большие по размеру 2-3 буквы, в следующей строке - буквы поменьше и так далее до нормальных размеров буквы. Детям такое задание нравится, исчезает монотонность в работе.
Очень важно выработать у детей ритмичное письмо. Оно позволяет контролировать свою работу, писать каждую букву сознательно, не выезжать за линию строки, доводить ее элементы. По утверждению врачей - ритмическое письмо оказывает положительное влияние на самочувствие детей, не сбивает ритм пульса. Ритмическое письмо достигается за счет своевременного "тормоза". На доске пишется буква, а на месте изменения направления движения руки ставится крестик — это и есть "тормоз". Дети сначала копируют письмо с тормозом в воздухе, совместив кончик ручки с линией на доске: "Веду вниз, тормоз, оттяжка, тормоз, наклон влево, тормоз..."
Эффективность этого приема ощущается с первого применения -письмо красивое, безотрывное, соблюдается единый темп. В результате такой работы у детей в основном хорошо развивается глазомер, скорость письма при такой разлиновке значительно выше, за урок дети выполняют довольно большой объем работы (около 40 слов).
2.2 Графический диктант и графическое упражнение используемые при подготовке руки ребенка к письму
В настоящее время существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика “Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В “Азбуке” Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и развития мелкой моторики руки.
В чем же особенности методики “Графический диктант”? Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”, правильно работать в тетради, сколько клеточек отступить сверху, справа и т.д. В конечном итоге, не только учит чётко ориентироваться на пространстве бумаги, но и развивает мелкую моторику руки. (см. Приложение 1)
Особенность методики: изображение фигур под диктовку.
Назначение методики:
- совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;
- формировать графические навыки;
- развивать способности слухового и зрительного анализа;
- поддерживать необходимый темп деятельности;
- развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры воспитанниками идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами” задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Графические диктанты могут быть дополнены ещё чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковую гимнастику необходимо делать вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за педагогом. В процессе занятия ребёнок отрабатывает правильную, чёткую, грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Практика показывает, что, в основном, все воспитанники справляются с материалом. Занятия вызывают у них большой интерес, особенно, у детей 6-7 лет. При правильной организации процесса работы у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
Графические упражнения — это специально созданные упражнения, целью которых является формирование умений и навыков изображать письменные, печатные знаки, предметы, контурными линиями и штрихами. (см. Приложение 2)
Рассмотрим виды графических упражнений и их влияние на процесс подготовки руки ребенка 6 лет к письму:
- Штриховка (с различным направлением движения руки). Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми линиями, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки - трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. Способ штриховки сообщает воспитатель.
-Графические упражнения «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у ребенка умение не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.
-Зеркальное рисование. Сделать симметричную копию половинки предмета – довольно трудоемкая задача. Изображение может быть простым (полукруг) и более сложным, многокомпонентным (половинка домика, дерева, лица). Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие.
-Копирование рисунков – необходимо создать точно такое же изображение, как на образце. Первоначально предлагается копирование по точкам (пунктиру), чуть позже – на пустой части листа. Помимо дублирования предметов и сюжетных картинок, можно делать копии произвольных фигур, нарисованных на точечном поле. С помощью данного упражнения у ребенка происходит формирование зрительно - моторной координации, зрительно – пространственной координации, укрепление мышц руки.
-Обводилки и лабиринты бывают очень разными и важно подобрать тот вариант, который заинтересует ребенка. Не всем нравится обводить контуры предметов по точкам. Вести карандашом по тропинке – занятие куда более увлекательное, потому что имеет для ребенка обозримую цель – добраться до финала, провести рисованного персонажа к нужному ему месту. Помимо графических навыков, лабиринты развивают внимание, пространственное мышление, усидчивость.
-Прописи на линейках. Наклонные линии, элементы букв и цифр, флажки, дуги и овалы – ребенку приходится следить не только за формой прописываемых элементов, но также за наклоном и интервалом между ними.
-Рисуем картинки по цифрам. Соединяя последовательно числа от первого до последнего, дошколенок создает картинку, угадать которую по точкам бывает непросто. Зато после рисования всех отрезков предмет вырисовывается ясно и отчетливо. В такой задаче всегда есть интрига, и от ребенка требуется внимательность, правильный счет, уверенное владение карандашом для проведения ровных линий.
Таким образом, все вышеперечисленные упражнения направлены на формирование зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, совершенствование гигиенических навыков письма. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Выводы по главе 2
На основе теоретического осмысления данной проблемы, я доказала себе значимость и важность работы над каллиграфией учащихся. Приведя в систему и пополнив знания в этой области, поняла, что главным положительным результатом применения этого метода, упражнений является снижение перегрузки, утомляемости детей.
Эти методы позволяют сформировать не только понятие о букве и её графическое начертание, но и развить логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речи, память, а также творческие способности детей.
Так же мы увидели, что одной из важных задач является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Для того чтобы писать правильно и красиво, необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого обязательно скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. При правильной организации процесса работы у детей формируются внимание, глазомер, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление, воображение. Необходимо вместе с детьми обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется особое внимание.
Исследование показало, что у детей развивается интерес письму. Вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму. В дошкольных учреждениях уделяется внимание подготовке детей к обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы - рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.
Таким образом, ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.
Следовательно, благодаря проведенной работе, поставленные задачи решены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. -Москва: Академия, 2013 - 415с.
- Бабаева, Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. [Текст]/Т.И. Бабаева, - Москва: Просвещение, 2012. - 113с.
- Бабаева, Т.И. У школьного порога. [Текст]/ Т.И. Бабаева, - Москва: Наука, 2013. - 421с.
- Беззубова, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму [Текст]/ Г.В. Беззубова. - Москва, 2003.
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. [Текст]/ С.Е. Большакова, - Москва: ТЦ Сфера, 2016. - 89 с.
- Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст]/Л.А. Венгер, А.Л. Венгер - Москва: Знание, 1994-191с.
- Воскресенская А.И. Грамота в детском саду [Текст]/ А. И. Воскресенская - Москва: Наука – 2015-105с.
- Выготский Л.С. Предыстория развития письменной речи. Сбор. соч. Т.3. [Текст]/ Л.С. Выготский - Москва: Педагогика, 1983. - 366с.
- Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей [Текст]/ Т.И. Гризик. – Москва 2007
- Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. [Текст]/ В.А Истрин- Москва: Наука, 1965. - 599с.
- Климов Е.А. Психология: Воспитание и обучение. [Текст]/ Е.А.Климов - Москва: Владос, 2000. – 20с.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. [Текст]/ М.М. Кольцова-Москва, 1979.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст]/ А.Р.Лурия. - Москва: Академия, 2002.
- Одегова В.Ф. О путях преодоления трудностей при обучении чтению [Текст]/ В.Ф. Одегова- Москва:Педагогическое обозрение. 2000.- 213 с.
- Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя [Текст]/ Е.Н.Потапова. - Москва: Просвещение, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко - Москва: Нар. образование, 1998. - 256 с.
- Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва, 2014
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. [Текст]/ М.М. Кольцова-Москва, 1979.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Задачи и содержание подготовки детей 7-го года жизни к усвоению грамоты"
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе особенно актуальны в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»...
Родительское собрание в ясельной группе "«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни"
Родительское собрание проводилось в смешанной группе....
Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»
Родительское собрание по теме:«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачивоспитания и обучения детей 3-го года жизни»...
Статья на тему: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ
В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способств...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....