Итоговое интегрированное занятие в рамках защиты проекта "Богатство русского народного творчества" использованием ИКТ технологий. Тема:"Истоки души русской". Подготовительная группа.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белых Анна Владимировна

Цель НОД: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx60.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Итоговое интегрированное занятие

                                                        в рамках защиты проекта

                          «БОГАТСТВО РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

                                         (  с  использованием  ИКТ  технологий  )      

                                           Тема: «ИСТОКИ ДУШИ РУССКОЙ»

                                                       подготовительная группа

Подготовила:

воспитатель МБДОУ  г.Керчи  «Детский сад  № 14 «Кораблик»

высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 28 лет

2021г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: коммуникативно-игровые технологии, ИКТ-технологии.

Цель НОД: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с  народным творчеством. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры, ее наследию  формирование чувства любви и добра. Воспитание патриотизма.Обеспечить взаимосвязь настоящего, прошло го и будущего, помочь детям ощутить себя в потоке времени, способствовать формиро ванию у них исторического сознания.

Образовательные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

-   Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

-   Учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга.

-   Создать эмоциональный комфорт у детей в процессе общения друг с другом.

-   Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчест ву.

-   Воспитывать любовь и уважение к истории своей страны.

Познавательное развитие:

-   Познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинствен ным языком символических образов народного декоративного искусства.

-   Прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.

-   Активизировать мыслительную деятельность детей через использование развиваю щих упражнений.

-   Познакомить с русским национальным костюмом.

-   Показать разнообразие русских народных изделий. Учить различать изделия, зная характерные особенности разных промыслов.

-   Познакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором. Традициями и декоративно-прикладным искусством.

-   Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор детей.

Речевое развитие:

-   Формировать элементы культуры речи: говорить четко, правильно, выразительно.

-   Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.

-   Формировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, колыбельные песни и т.д.)

-   Развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания.

-   Закрепить умение детей объяснять пословицы.

-   Развивать интерес к устному народному творчеству, умение различать его жанры.

-   Расширять словарный запас детей на основе фольклорных поэтических произведе ний.

-   Провести словарную работу. Новые слова: «красный угол», «божья ладонь», «бабий кут». Активизация: русская печь, прялка, кочерга, ухват, чугунок, самовар, сито. Уточнение и закреплять: крынка, светлица, матушка, батюшка.

Художественно-эстетическое развитие:

-   Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, художествен ный вкус.

-   Познакомить с инструментами народного оркестра, движениями народного танца и музыкальными народными играми.

-   Закрепить умение узнавать музыкальный инструмент по звуку.

-   Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

-    Продолжать развивать воображение, творческие способности детей.

Физическое развитие:

-   Способствовать развитию двигательной активности детей.

-   Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать координацию движе ний во взаимосвязи с речью.

-   Создание условий для двигательной активности детей на основе народных подвиж ных игр.

-   Создавать психологический комфорт путем рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

Оборудование и материалы: лавки, печь, сундук, доска, экран, проектор, презентация,  костюмы в народном стиле, платки, деревянные ложки по числу детей, скатерть, клу бок, два совка, два ведерка,4 маркера, 4 силуэта яйца на ватмане, 8 веретенец с нитками, схемы для рассказывания, картинки  с изображениями изделий  народных промыслов (городец, палех, дымка, полхов -майдан), карусель с лента ми, 4 видеофильма по народ ным праздникам (Святки, Ивана Купала, Масленица, Обжинки), дудочка, сценарий  проведения мероприятия.

                                                                      ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

                                     (Дети заходят в зал под музыку , становятся полукругом)

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в старинное царство- государство -Древнюю Русь, встретиться там с народом рукодель ным и творческим. Ведь каждый грамотный человек должен знать свою историю, тради ции, гордиться своей страной. И вот сейчас, мы с вами, перенесёмся, туда в то время, вы готовы? Ну, тогда вперёд!

1 ребенок

Ой, как много здесь гостей.                                                                                                                                                                                                            

Ждёт вас множество затей,                                                                                                                                                                                                                          

Будем петь, да играть                                                                                                                          

Старину вспоминать.                                                                                                                          

2 ребенок:                                                                                                                                             

К путешествию в старину приглашаем -                                                                                          

О русских обычаях и традициях много узнаем.                                                                                            

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,                                                                                                        

Игры веселые затевайте.                                                                                                                            

3 ребенок:                                                                                                                                                     

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –                                                                                              

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.                                                                                      

4 ребенок:                                                                                                                                                              

На завалинках, в светелке,                                                                                                                            

Иль на брёвнышках каких,                                                                                                                                                                

Собирали посиделки                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Пожилых и молодых.                                                                                                                                                  

5 ребенок:                                                                                                                                                          

При лучине все сидели                                                                                                                            

Иль под светлый небосвод-                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Говорили, песни пели,                                                                                                                                  

И водили хоровод.                                                                                                                                  

6 ребенок:                                                                                                                                                   

А играли как! В горелки!                                                                                                                            

Ах, горелки хороши.                                                                                                                                      

Словом, эти посиделки,                                                                                                                

Были праздником души.                                                                                                                                          

Воспитатель:                                                                                                                                              

Быт людей отмечен веком,                                                                                                                            

Посмеялся старый мир.                                                                                                                                                                                                                                                              

Нынче все мы «по сусекам»                                                                                                                            

Личных дач или квартир.                                                                                                                            

Наш досуг порою мелок,                                                                                                                                

И чего там говорить,                                                                                                                                    

Скучно жить без посиделок                                                                                                                                                            

Их бы надо возродить.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

7 ребенок:                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Слышишь ,музыка звучит?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Будем кругом  мы ходить,                                                                                                                                                                                                                                                            
Хоровод сейчас водить.                                                                                                                                                                                                                                                    

8 ребенок:                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Как мы за руки возьмёмся                                                                                                                                                                                                                                                                      

Хоровод заведём,                                                                                                                                                                                                                                                    

Хоровод заведём,                                                                                                                                                                                                                                                          

Плетень сплетем.                                                                                                                                              
                                                Хоровод «Завевайся плетень»   

                                                           (Дети под музыку садятся на стулья)

                                                    Воспитатель обращает внимание детей на шорох за печкой.

Воспитатель: Ребята, я что-то слышу. А вы? Кто-то за печкой шебуршит. Пойду я пос-мотрю.

Голос Кузьки:  Ой, бяда-бяда, огорченье! И некуда мне, несчастному  податься. И негде мне- горемыке укрыться... Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа …Не досыпал в общем! Куда это я попал?  
Воспитатель: Вы в детском саду у ребят. Да вы нас не бойтесь, мы вас не тронем. А кто вы такой? И где вы?

Голос Кузьки: Кузя я - потомственный домовой, счастье в дом приношу! 

Пришел я из избушки русской, теплой да уютной.

Живу в избе за печкой, сплю свернувшись я колечком. 

Я не кошка и не  кот.

Я хозяин в доме - вот! 

И шутник я и затейник,

Лучший друг мой – старый веник !                 

Воспитатель: Эко счастье  нам привалило! Ребята, так кто это к нам в гости пожаловал? (это домовёнок Кузька). Домовой, по народному поверью, сверхъестественное сущест во, живет  в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает, но бывает, что наказывает нерадивых хозяев. Но в после днее время загрустил Кузя. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. А Кузе нравится  дом в русском стиле, чтобы окна светлые, ставенки расписные, узорча- тые. А в доме чистота, уют. Прямо, как у нас. Давайте, ребята, пригласим  Кузю жить в наш садик . Пойдешь ,Кузя, к нашим ребятам жить? Выходи к нам сюда Кузя, покажись , не бойся.                                                          Голос Кузьки. А ты меня не « жваркнешь»?                                                       Воспитатель. А, что это такое?                                                                                          Голос Кузьки. Ну, нападать, отлупить, отдубасить- все равно больно.             Воспитатель: Нет, Кузя! Никто тебя у нас не тронет.                                                     Голос Кузьки. А за уши не оттаскаете? Я этого не люблю.                               Воспитатель: По- моему этого никто не любит. Ребята, как вы считаете? (ответы).Вот видишь, никто не любит.                                         Голос Кузьки. Так-то оно, так (вздыхает). Да, верно, видно, не все про то знают… Дря пать тоже не будешь?

Воспитатель: Дряпать- это значит- царапаться? Мы же не кошки, а люди. Ну, Кузя, что ни слово, то загадка. Нам пока трудно тебя понять…                                                    Голос Кузьки. (Хлопает в ладоши, смеется). Ах, бяда, бяда, огорчение! Что скажешь не по разуму, что ни спросишь – все без толку. Ох, ти мне батюшки! Ох, ти мне матушки!                                               

Воспитатель: Покажись нам, Кузенька, уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмот реть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?                                            Дети: Да!                                                                                                                 Воспитатель: А давайте мы его позовём Но сначала нам надо его задобрить , возьму нем ного угощения и положу за печку (кладёт угощение). Надо всем вместе произнести вол шебные слова: «Покажись нам домовой, познакомимся с тобой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.  Дети приглашают  домовенка.

                                                                 (появляется домовенок)                                                         Кузька: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей.                                                                                                                                          Воспитатель: Ну, что , Кузенька, остаешься?                                                                                                                                                 Кузька. Не знаю… Нет, наверно таких мест, где мне было бы хорошо и весело. Переве лись .Сказок детям не читают, песен  не поют, не играют, не танцуют.                                                                             Воспитатель: Ошибаешься, есть. У нас в саду хорошо, а наши  дети очень веселые, доб рые. Вот собрались  мы сейчас на посиделки: попеть, поплясать,  поиграть, как в прош лом наши прабабушки и прадедушки делали.  

Кузька:  Вот неумехи-незнамыши! Ничего-то вы не понимаете ! Да разве вы знаете как?

Воспитатель: Конечно , наши дети знают! А давай, ты нас испытаешь.

Кузька: Эх, что бы вы без меня делали?! Совсем пропали бы!                         Воспитатель: На вид пословицы просты, начни-ка вспоминать.                                        Но мудрости и красоты у них не занимать.                                                                             И если их перечитать, то убедишься снова:                                                             Захочешь, что-то поменять – не выкинешь ни слова.

                                                         Д/и «Объясни пословицу»                                          Увидишь скворца- весна у крыльца- значит что скоро наступит весна, потому что толь ко  весной  прилетают  скворцы.

Доброе слово и кошке приятно- Все любят когда к ним обращаются вежливо или с пох валой.

Не красна изба углами, а красна пирогами- хозяин дома ценится не своим богатством, а гостеприимством.

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда-  Ничто не может быть достигнуто без уси лий.

Любишь кататься – люби и саночки возить- Любишь отдыхать, люби и трудиться.

Не видит сова сама какова-  Других не суди, на себя погляди. 

Кузька: Вижу! Справились.

Воспитатель: Кузенька! Я вижу- у тебя собственное комнатное растение  есть. Весна идет семимильными шагами. Все на улице скоро начнет  цвести и зеленеть .А у твоего деревца и почек не видать.

Кузька:  Вот тетеха. Это необычное дерево -это дерево фольклора . Его нужно оживить. Когда оно оживает – распускает листья, а чтобы оно распустило листья - нужно разга дать загадки. В старину  народ был горазд на выдумку. И песни-то пели, и сказки сочи няли, и шутки-прибаутки, потешки  да при говорки у них водились.

Воспитатель: Кузенька, да и сейчас родители не забывают позабавить своих детушек .И наши дети могут отгадать твои загадки. Ну-ка, испытай их.           

                                            Д/и «Назови  жанр фольклора»

Кузька загадывает:

считалка                                                                                                                              Ехала карета темным лесом                                                                                                      за каким-то интересом.                                                                                                       Инте-инте-интерес,                                                                                                          выходи на букву «ЭС» .                                                                                          

дразнилка                                                                                                             

Андрей- воробей                                                                                                      

сделал шапку из гвоздей,                                                                                            

идет хвалится,                                                                                                          

гвозди валятся.                                                                                            

скороговорка                                                                                                             

Несет Сеня сено в сени.                                                                                          

Спать на сене будет Сеня                                                                               

небылица                                                                                                                   

Была репа важная                                                                                            

Дивилась бабушка каждая:                                                                                  

Одним днем                                                                                                                    

не обойдешь кругом.                                                                                                

Всей деревней ели                                                                                                  

Целую неделю.                                                                                    

колыбельная                                                                                                               

Баю –баюшки –баю                                                                                                      

не ложися на краю.                                                                                                

Придет серенький волчок ,                                                                                          

Он ухватит за бочок.  

Воспитатель: Что за чудо – дерево. Мы справились с заданием, и дерево фольклора рас цвело. Предлагаю детям позабавить Кузеньку песенкой  народной.

                                              Песня- инсценировка «Два веселых гуся» 

Кузька: Что бы вы без меня делали! Ой! Совсем вы меня заговорили! Где мой сундучок! Ой-ой-ой! Нафаня-я-я-я-я! Сундук украли-и-и-и! Где же? Где?
Воспитатель: Да что ж такое? Какой сундук? Как украли? Не может быть!
Кузька: Ой, беда-беда, огорченье!
Что ни скажешь - не по разуму!
Что ни молвишь - всё попусту!
Что ни спросишь – всё без толку!                                                                                                                                                                                         Воспитатель: Это что за присказка? Почему без толку? Не переживай! Найдём мы твой сундук!  Вот он твой сундук, Кузенька! И что же в твоём сундуке такого ценного?
Кузька: А вот сейчас сами увидите!
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Ты откройся поскорей и порадуй всех детей!                                           

Воспитатель: Ах, вот оно что! Ты, Кузенька ,новое испытание для ребят приготовил? Мы справимся и с этим.

                                                           Д/и «Вопросы по сказкам»

- какой обычный предмет заменял героям сказок карту или компас? скатерть-самоб ранка, ковер-само лет, сапоги-скороходы, клубок ниток                                                                                                                                                                                                                  - что делили медведь и мужик на вершки и корешки? репу, морковь, картофель, свеклу                                                                                    

 - из какого инструмента сварил кашу солдат? молоток, рубанок, топор, пила

 - какой новый вид транспорта изобрел Емеля-дурак? ковер-самолет, печка, сапоги-скороходы, верхом на щуке         

 

Воспитатель: Ну, что, Кузенька? Знают наши дети сказки? Ведь, правда ,красота?

Кузька: Красота, красотой, но, что - то я уже и проголодался! Ой, тошно мне. Хочется чего-то. Сам не знаю чего…Где скатёрка? Накрывай на стол. У вас ватрушки с собой есть? А кашки котелок? а баранки?

Воспитатель: Точно не помню. Нужно в меню посмотреть.

Кузька : Не хозяин, кто своего хозяйства не знает! Вот тетёхи, недотёпы, невразумихи  непонятливые! И в кого вы такие уродились? Ну да ладно! А я-то на что? Я вам помогу! Вперед  отправляйтесь в лес за дровами.                                                                                                                                                                         

                                     Физминутка   «За дровами»  (под музыку)

За дровами в лес пойдем               (шагают на середину зала)

И пилу с собой возьмем .               

Вместе пилим бы бревно              («пилят», чуть наклонившись вперед)

Очень толстое оно.                        (разводят руками и покачивают головой)

Чтоб дрова пролезли в печку        («колют дрова»)

Их разрубим на дощечки.

За дровами в лес ходили                (шагают на места)

По вязанке притащили.

Кузька: Я погляжу у вас и сковородки не чищены! Скотина не кормлена.

Воспитатель:  Экий ты скорый! Сейчас ребята порядок в избе наведут: и лишние пред меты уберут, и печь от золы вычистят.

                                                         Д/и «Что лишнее и почему»

1.Уберите лишние предметы : «В старину в избе стояли : стол, лавки, книжный шкаф, печь, сундук, диван».

2. Уберите лишние предметы на столе: В старину готовились к обеду так: «На столе стояли миски, тарелки, горшки, ложки, вилки, салфетки».

                                                 Эстафета «Выгреби золу из печи»   

Правила: Дети встают в две команды. Держа совок в руке, добегаем до «печки»,набираем  камешек . возвращаемся назад, ссыпаем камешек в ведерко. Совок следующему игроку передаем и так далее. Пока всю золу не уберете.                                                           

            

Воспитатель: Ну, что, Кузенька, какую кашку тебе на стол подать?

Кузька: А какие у вас запасы припасены? Такую и подать!

Воспитатель: У нас много чего в кладовке сыщется:

                                                                  Д\и « Из чего каша?»

- Из гречки - гречневая                                                                                                                                                   - из риса - рисовая                                                                                                                                                                                                                                                                                             - из кукурузы - кукурузная                                                                                                                                          - из овса - овсяная                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - из гороха - гороховая                                                                                                                                                                            - из  пшена - пшенная                                                                                                                                                                                     - из  манки - манная                                                                                                                                                                      - из   перловки - перловая                                                                                                                                                                            - из  ячменя – ячневая

Кузька: Всего подавай и можно без хлеба.

Воспитатель: Какой ты, Кузенька, жадный.

Кузька: Я не жадный, я домовитый. Зима была холодная длинная, весна голодная. Кузе нька  до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!  

Воспитатель: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит, потом еще пополним. Садись с нами за стол обедать. Ребята, а знаете ли вы пословицу «Кто успел, тот и съел» Сейчас  поймёте, почему так говорят.                                                                                                     

                                                    П/и «Веселый обед» 

Воспитатель: Берите по одной ложке и становитесь по кругу.

Кузька: Ишь, какие ладные да складные! Однако же жизнь такая- сноровку в каком-то деле надоть иметь.

Воспитатель: Кузенька, не беспокойся! Многие наши дети уже выбрали, кем хотят стать, когда вырастут. Да и про старинные профессии тоже немало знаю

                                        П/и «Клубок старинных профессий» 

Правила: дети встают в круг и передают по кругу клубок. Воспитатель в это время загадывает загадку. У кого в руках оказывается клубок в конце загадки, отвечает.

         Я объехал уж весь мир.

        Я привез меха, конфеты,

        Ткани: шелк и кашемир.

        Угадайте ж, наконец,

        Ремесло мое….           Купец

Он следит за верстаком

И мнет руками мягкий ком,

Вертящийся на диске.

И ком становится горшком,

Кувшином или миской.    Гончар

     Тот мастер – трудяга,

     Знаток своих дел.

     Таких уж не встретишь ты точно,

     И мастерски изготовить он умел

     Звенящие гладкие бочки.        Бондарь

Раскаленную подкову

Зажимает в щучий рот.

В таз с водою родниковой

Остудить ее кладет.

И шипит в воде подкова,

Остывает наконец.

Подводи коня лихого,

Подкует его…                  Кузнец

        В коробе носил он разный товар:

        Платки, расчески, ленты продавал.  

        Кто это?      Коробейник

     За коровами глядит,

А когда на них сердит,

Громко щелкает кнутом.

Так, загадочка о ком?      Пастух

       Мастер, мастер, помоги!

       Прохудились сапоги.

       Забивай покрепче гвозди,

       Мы пойдем сегодня в гости!       Сапожник 

Воспитатель: Наши  милые  девчонки                                                                                                                                      

                        Не  сидят  весь  день  в  сторонке.

                              Чистят, стряпают, стирают,

                              Вяжут, хлеб  пекут, гадают.

Вот сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красных де виц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Кто из девочек быстрее намотает ниточку на ве ретенце?

Понятно ли задание? Начинаем соревнование!                                                                                                                   

                                          П/и «Намотай ниточку на веретено»                                                                                                                                                                                       

Кузька: Восемь да один — девять, девять да один — десять, десять и ещё один –двад- цать. Так. Ну, я думаю, приданого у нас хватает. Веретенца хороши, ровно скатаны. А нарядов-то, нарядов для праздников  хватает?

Воспитатель: Девушки ,похвалитесь  своими  новыми нарядами, да платками .

Ребенок:

Говорят, что для души

Все причуды хороши

Хотим косточки размять

Не пора ли поплясать

Начинаем модную пляску хороводную.

                                                 Танец «Русский танец»          

Воспитатель:

Матрёшки русские

По свету славятся,

На них взгляните вы,

Чем не красавицы?

Сто лет матрёшке,

Но не стариться она,

Живет в ней русская душа.

Давайте понаблюдаем, как матрешки умеют танцевать.

                                               «Зрительная гимнастика  «Матрешки»                            

Кузька: Ох, ти мне батюшки! Ох, ти мне матушки! Праздник на пороге, а вы не готовы!

Воспитатель: Да, у русского  народа очень много праздников: Святки, Масленица, Иван Купала, Троица и т.д. узнайте праздники по обычаям и традициям.

                                                     Д/и «Узнай праздник по фильму»  (ТВ)

1 ребенок: это праздник- Дожинки. 28 августа, в конце лета заканчивается жатва. Последний сноп наря жали в сарафан, украшали лентами и с песнями несли на мирный пир- всеобщий стол, для которого го товили яичницу, пироги.

2 ребенок: это праздник- Масленица. Начинался праздник за 7 недель до Пасхи. Целую неделю люди веселились: катались на качелях, каруселях, с горок на санках. Пекли блины, сырники, пироги, пышки. Кто первым получал блин -должен был закликать весну. В конце праздника, в воскресение, сжигали на костре куклу из соломы- образ уходящей зимы.

3 ребенок:  это праздник святки. Начинают  праздник в ночь 24-25 декабря. Целых две недели устраива лись посиделки с гаданиями. Рядились в животных козу, медведя или в Бабу Ягу, Кикимору. Ходили группами по домам и поздравляли хозяев песенками – колядками. А за это получали угощение: сладос ти, орехи, обрядовые печенья – козули. Их нужно было сразу съесть и загадать желание.

4 ребенок: это праздник Ивана Купала. Отмечают его летом в ночь с 6 на 7 июля. К этому празднику укра шали дома зеленью, плелись венки, обливались водой, собирали целебные травы, устраивали ноч ные гуляния, водили хороводы. Пели песни. К вечеру разжигали костры, прыгали через огонь. Девуш-ки гадали на суженого и пускали венки по реке. Ночью искали цветок папоротника в лесу, чтобы он помог найти клад.

                                                          (выходят на середину зала 4 детей)                                 

Ребенок    На Руси уж так идет,

                 Что талантливый народ

                 Сам себе и жнец, и швец.

                 И на дудочке игрец.

                 И блоху он подкует,

                 Дом добротный возведет,

                 Утварь всю по дому справит,

                 Чашей полной дом тот станет.

Ребенок: У русских песен крылья лебединые,

                 До глубины открытая душа.

                 По вечерам, над золотом рябиновым

                 Они плывут куда-то не спеша..

Ребенок:  Они летят, веселые и грустные,

                 Не прерывая кружевную нить...

                 У русских песен бьётся сердце русское,

                 И от России их не отделить.

Воспитатель: А теперь приглашаю Вас на карусели покататься. Посмотрите - какую кра сивую карусель я смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг.

Ребенок: Выходи, народ,

        Становись у ворот

        Весну закликать,

        Зимушку провожать.

        Весна, весна красна,

               Приди, весна, с радостью!

                                                       Игра «Весна-красна»

Дети: 

Солнышко, солнышко      (идут по кругу, взявшись за ленточку)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей.     (бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,      («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,      (медленно приседают)

А цветочки подрастают.    (тянутся на носочках, руки вверх)

Воспитатель: И ни одно веселье не обходилось без музыкальных инструментов. Было очень весело!

Кузька: Раньше…..какие музыкальные инструменты были. Сейчас уж ,поди таких и не сыщешь!. да и как играли не знаете.

Воспитатель: Ты не прав, Кузенька. Наши дети не только знают - какие инструменты были в старину, но и по звучанию могут их назвать.

                                     Д/и  «Узнай музыкальный инструмент по звуку»

Воспитатель: У кого там скучный вид?

                        Снова музыка звучит

                        Поднимайся детвора,

                        Ждет вас русская игра!                                                         

Считалкой выбирают “Дударя”.

Ребенок:   Я куплю себе дуду    

            И по улице пойду!

            Громче, дудочка, дуди,

            Мы играем,

            Ты води!

                                                       П/и «Дударь» 

Дударь стоит в кругу и играет на дудке. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

Его..под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

 Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая пов торяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: «У меня ни чего не болит!»

Мальчик:

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Девочка:

Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Оба вместе:

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

                                                               «Танец  «Ложкари»  

Воспитатель: Слово за тобой, Кузенька. И назовём мы тебя не домовёнок, а садовёнок.

Кузька:  Дом без хозяина – сирота. И хозяин без дома – тоже сирота. Хорошо, остаюсь! Будет кому в ваших домах за порядком следить, добро сторожить, хозяюшкам помо гать, ну и с вами играть!

Дети: Садовёнок.                                           

                                       «Слайд-шоу «Истоки души русской»

                                                     (под музыку дети выстраиваются в полукруг)

1 ребенок:     Мы начинали свой рассказ,

                 И специально, лишь для вас,

                 Назад мы стрелки повернули

                 И время прошлое вернули.

2 ребенок:    Ушли  назад мы не на год

                 А лет, так скажем, на пятьсот.

                 И в те далекие века.

                 Узнали  мы, как и когда:

3 ребенок:     Встречали  люди Новый год,

                 И как водили хоровод,

                 Какие песни хором пели,

                 И что на праздник предки ели.

 4 ребенок:    Чем дальше в будущее входим,

                 Тем больше прошлым дорожим.

                 И в старом красоту находим,

                 Хоть новому принадлежим.

Воспитатель:

Часы закончили, увы,

Свой интереснейший рассказ.

От них узнали нынче вы

Так много нового для вас.

Предки хранили веками

Обычаи нашей страны.

И мы, принимая их знамя,

Беречь их обряды должны.

Великим народ стать несможет

Не помня, не зная корней.

А нам память предков поможет

Гордиться Отчизной своей.

Пришло время расставанья.
Всем спасибо, до свиданья!                       

                               (под музыку  дети выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Иван - Царевич и серый волк» в подготовительной группе

Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "восковые мелки+акварель"Образовательные области:- Безопасность- Конструирование- Математика- Рисование....

«Викторина по русским народным сказкам» с использованием ИКТ Конспект развлечения в подготовительной группе

В целях обогащения  знания детей о русских народных сказках, воспитания любви к устному народному творчеству и закреплению знаний о художниках-иллюстраторах (Е. Рачева, Ю. Васнецова, В. Кона...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой  рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет)

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»О.Л. Князева М.Д. МаханеваПодготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год...

Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии

Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....