Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Парциальная программа
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
О.Л. Князева М.Д. Маханева
Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок»
Целинного района Алтайского края
«Принято» Педагогическим советом Протокол № от «__»________201__г. | «Утверждено» Заведующий МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края __________ Т.И.Жданова Приказ № от «____»_______201__г. |
Парциальная программа
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
О.Л. Князева М.Д. Маханева
Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Воспитатель:
Лобанова Ю.М
Зиборова М.С.
2021г
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
2.2. Формы работы по образовательным областям
3. Организационный раздел
3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса
3.2. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
--- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
--- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
--- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
--- содействие атмосфере национального быта;
--- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
--- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
--- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа; Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого - педагогической работы |
Социально- коммуникативное развитие | 1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности |
Познавательное развитие | 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). 4 Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.). 5 Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания |
Речевое развитие | 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. |
Художественно- эстетическое развитие | 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов( мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. |
Физическое развитие | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. |
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Подготовительная группа |
Физическое развитие | 1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация |
Социально- коммуникативное | 1. Индивидуальная игра 2. Совместная с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Речевое развитие | 1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4. Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12. Ситуативный разговор с детьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | 1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами |
Художественно- эстетическое развитие | 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание (песком, глиной) 4. Игра 5. Организация выставок 6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально- дидактическая игра 8. Интегративная деятельность 9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение 10. Музыкальное упражнение 11. Попевка, распевка 12. Танец 13. Творческое задание 14. Концерт- импровизация 15. Музыкальная сюжетная игра |
Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными
и возрастными особенностями детей
Возраст детей | Регламентированная деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, мин | В день |
В месяц | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | |
6 – 7 лет | 2 по 30 мин | 33 – 36 мин | 15 – 18 мин |
Итого в год: 35 час |
3. Организационный раздел
3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Содержание | Используемая литература |
сентябрь | |||
1 | «Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
2 | «Восенушка -осень- сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
3 | «Хлеб-всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | Приобщение детей к истокам р.н.к Иллюстрационный материал |
4 | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
октябрь | |||
5 | «Град на усть Оки» | Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен . | Приобщение детей к истокам р.н.к |
6 | «Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
7 | «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. | Приобщение детей к истокам р.н.к Иллюстрационный материал |
8 | «Камень-град» | Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля-пограничной крепости Московского государства. | Иллюстрационный материал (интернет ресурсы ) |
ноябрь | |||
9 | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Экскурсия в сельскую библиотеку. | Экскурсия |
10 | Синичкин день | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
11 | «Где живет перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. | Интернет-ресурсы |
12 | «чудо-чудное, диво- дивное – Золотая Хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи («кудрина», «травка» и т.п.) | Приобщение детей к истокам р.н.к |
декабрь | |||
13 | «Зима – не лето,-в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | Приобщение детей к истокам р.н.к Иллюстрационный материал (интернет-ресурсы) |
14 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
15 | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
16 | Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» | хрестоматия |
январь | |||
17 | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенокю | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
18 | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | Иллюстрационный материал |
19 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. | Интернет-ресурсы |
20 | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
февраль | |||
21 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | Хрестоматия и интернет - ресурсы |
22 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько» | Приобщение детей к истокам р.н.к хрестоматия |
23 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богарырях. | Хрестоматия ( интернет-ресурсы) |
24 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
март | |||
25 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | Интернет-ресурсы |
26 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
27 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен. | Приобщение детей к истокам р.н.к (интернет-ресурсы) |
28 | «Грач на горе- весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | хрестматия Приобщение детей к истокам р.н.к |
апрель | |||
29 | «Шутку шутить- людей насмешить» | Беседа о народном юморе (сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» | Хрестоматия |
30 | Наши земляки | Рассказ о М.Горьком. Сказка М.Горького «Про Иванушку – дурачка» | Хрестоматия |
31 | Красная горка | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» | Интернет-ресурсы |
32 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. | Интернет-ресурсы |
май | |||
33 | «Человек без родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр фильмов. | Интернет-ресурсы |
34 | Литературная викторина | Литературная викторина. Игра-драматизация. | Приобщение детей к истокам р.н.к (интернет-ресурсы) |
35 | «Край родной, навек любимый» | Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе. | Интернет- ресурсы |
36 | Прощание с избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков. | Приобщение детей к истокам р.н.к |
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами. Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек. В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.). Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник. Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа. О.Л. Князева М.Д. Маханева
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» под редакцией О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой (старшая группа)
Комплексно-тематическое планирование...
Программа"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (О.Л.Князева ,М.Д. Маханева)
Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.Основная цель - способствовать формированию у детей личностн...
Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева...
Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д.Маханева
Приобщение детей к истокам русской народной культуры О.Л.Князева, М.Д.Маханева...
Парциальная программа. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д.
Парциальная программа. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Князева О.Л., Маханева М.Д....