Литературный калейдоскоп
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Занятие в старшей группе.Образовательная область "Речевое развитие".Создались условия для способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста,по средством художественных произведений (русских народных сказок).Использовала методы и приемы :словесные -художественное слово ,объяснение ,поощрение ;практические:упражнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект непосредственно -образовательной деятельности .Развитие речи .Старшая группа. | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта занятия
Интегрируемые образовательные области: Образовательная область «Речевое развитие» , Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» -Изобразительная деятельность (рисование)
Тема занятия: Литературный калейдоскоп
Цель: создание условий способствующих речевому развитию детей дошкольного возраста ,посредством художественных произведений(русских народных сказок )
Задачи:
Обучающие задачи: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
Развивающие задачи: развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление, умение выполнять различные игровые задания
Воспитательные задачи: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам
Методы и приёмы:
- Словесные: художественное слово, объяснение, поощрение, беседа.
- Практические: упражнения.
Предварительная работа: чтение детям сказок; обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок ,инсценировка сказок; рисование героев сказок; рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка, дудочка, шапка - невидимка
Оборудование: сундук ,конверт ,цветы, деревья, колоб ,игрушка лисички .магнитофон с аудиозаписью шапочки героев.
Организационный момент, начало занятия включающие: Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
- Здравствуйте! Дети проявляют интерес к то там стучится в дверь Дети с интересом слушают внимательно письмо. -Да. Сундук Открыть его Дети отгадывают загадки. - скатерть - самобранка - сапоги - скороходы - Баба - Яга - Иа -это письмо -прочитать его надп Да ,поможем | -Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями .К нам сегодня в гости пришли заведующая Екатерина Ивановна .Заместитель заведующей Ирина Александровна. -Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за Тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок. - Вы хотите отправиться в сказочное путешествие? Как же нам добраться в эту Страну Сказок? -Стук в дверь .Ой к нам кто то пришел . -Пойду посмотрю. Ребята посмотрите, что нам принесли ?Что это ? -Ребята, что нам надо с ним сделать. -Ребята ,что бы нам открыть сундук ,надо отгадать загадки ,которые замок нам подготовил . Ну что ,попробуем ребята отгадать загадки. Будьте внимательны. - Ах, стряпуха! Ах, хозяйка! Ты дружок, ее узнай - ка! Стоит только расстелить Всех сумеет накормить. Много всяких будет блюд Как стряпуху ту зовут? - Много верст впереди Как бы их быстрей пройти? Ты попробуй их обуть - Одолеешь мигом путь. - Чтоб взлететь над землей Ступа ей нужна с метлой.
Добрый ослик наш.. -Вот и открылся наш сундук. Посмотрите в сундуке ,что то лежит .Что это ребята ?А что делать с письмом ? -Давайте прочитаем. “Дорогие ребята! К вам обращается Колобок. Я потерялся в сказочном лесу. Чтобы попасть домой, надо пройти испытания, а я ребята, не могу один их пройти. Помогите, мне, пожалуйста. В сундуке лежит волшебный клубок, который укажет вам дорогу”. -Ну ,что ребята поможем колобку ? Мы отправляемся в путь. Вставайте все скорее все в круг . Ты катись, катись клубочек Ты катись поспеши, Нам дорогу укажи. - А вот и очутились с вами в волшебном лесу. Посмотрите, здесь стоит волшебный мешок. Давайте посмотрим, что в нем лежит. | Стук в дверь, аудиозапись Заношу сундук . Воспитатель достает письмо. Воспитатель читает письмо. Дети встают в круг и воспитатель бросает волшебный клубок, говорит волшебные слова. | |
2. Основная часть занятия. Цель: Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети присаживаются на стульчики и начинают выполнять задания. -Это сказка «Маша и медведь - Это сказка “Заяц – хвастун” - Это сказка “Заюшкина избушка” -Это сказка “Гадкий утенок” -Это сказка “Петушок - золотой гребешок” -Это сказка “Федорино горе” -Да Дети с интересом включаются в работу и начинают активно принимать участие .Отвечая на вопросы. -Гуси - лебеди. Баба - Яга и Иван Царевич - Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка, дудочка, шапка – невидимка -Ковер - самолет, сапоги - скороходы, русская печь, серый волк - Да. В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша) Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево) А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам) Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево) И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком) Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову) И всего одна нога (стоим на одной ноге) Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны) | - Ребята ,здесь для нас задания .Давайте присядем и выполним наше первое задание . -Ребята вы должны послушать отрывок и сказать из какой сказки этот отрывок. Готовы слушать?( Да!) - - Сидит девочка в корзине .У мишки за спиной. Он, сам того не ведая, Несет её домой. Из какой сказки? Следующие задание. - У меня не усы. а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубище . Я никого не боюсь. Что это за сказка? Молодцы . Следующая сказка - Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам .Молодцы !Справились и с этой сказкой . -Это был вовсе не утенок. Это был прекрасный белый лебедь. А это что за сказка? -Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы... Кот! Дрозд! Спасите меня! Ну и последнее задание . -Скачет сито по полям, а корыто по лугам. -Это из какой сказки ? - Молодцы! Ваши дружные ответы, показали, что сказки вы любите и знаете. -Ну ,что ребята продолжим наш путь? Вставайте в круг Мы продолжим путь. Ты катись ,катись клубочек Ты катись поспеши, Нам дорогу укажи. - Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет. 1.В каких сказках живет Баба - Яга? Давайте подумаем. Следующий лепесток . 2.Какие сказочные предметы есть в русских сказках? Молодцы ,справились и с этим заданием. 3.На чем передвигаются герои сказок? Это трудный вопрос, но вы справитесь. - Молодцы ребята. Все отгадали. -Ну что будем продолжать наше путешествие ?Но прежде чем мы отправимся в путь ,давайте отдохнём Физкультминутка «Баба Яга» В одном лесу стоит избушка Стоит задом наперед, А в избушке той старушка Бабушка Яга живет Нос крючком Глаза, как плошки Словно угольки горят И сердитая и злая Дыбом волосы стоят И всего одна нога Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! -Ну ,что ребята продолжаем наш путь Ты катись, катись клубочек Ты катись поспеши, Нам дорогу укажи. | Воспитатель открывает медленно мешок Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку На столе лежат цветы и в центре большой цветок с заданиями В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша) Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево) А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам) Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево) И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком) Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову) И всего одна нога (стоим на одной ноге) Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны) | |
3. Заключительная часть занятия: Цель: подведение итогов. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети с интересом начинают рассматривать кто с прятался за лукошком .И начинают понимать ,что это лисичка ,которая не хочет отдавать колобка .Дети начинают рассказывать лисичке сказку теремок. -Лисичка - Расскажем. Дети обыгрывают сказку. Дети проходят за столы и начинают раскрашивать . | -Ребята посмотрите кто - то лукошко потерял. – А за лукошком кто то спрятался .Кто это? Лисичка мы ищем колобка. - Ты не знаешь где он? Знает она, лисе просто скучно в лесу она хочет что бы мы ей сказку рассказали. Тогда она нам и отдаст колобка. -Ребята расскажем лисички сказку. -Давайте посмотрим какую она сказку нам приготовила. Из какой сказки сказочные герои? - Ну ,что ребята расскажем сказку лисичке. Давайте распределим роли -Я буду рассказчиком и т.д А остальные ребята и лисичка будут зрителями .Садитесь на стульчики .Ну ,что попробуем. -Ребята, лисичка хочет мне ,что то сказать. Лисичке понравилась наша сказка. Лисичка хочет отдать нам колобка. Вот колобок. -Давайте расскажем колобку какие задания мы выполнили, чтобы его спасти. -Какое задание вам понравилось больше всего и почему? -Ребята за то ,что мы спасли колобка ,он приготовил нам сюрприз. -Он предлагает раскрасить нам сказочных героев и в группе оформить выставку. Спасибо за внимание! | На столе стоит лукошко в лукошке герои сказки теремок .А за лукошком лисичка сидит. Сказку я начинаю рассказывать ,а дети продолжают. Колобок ,так же лежит в лукошке ,достаю колобка ,колобок благодарит детей за помощь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие в подготовительной группе"Литературный калейдоскоп"
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Литературный калейдоскоп»....
Литературный калейдоскоп. НОД по развитию речи во второй младшей группе.
Занятие помогает детям вспомнить знакомые сказки, создает условия для диалога, обогащает и совершенствует грамматический строй речи. Развивает желание к движению. Учит снимать психоэмоцианальное...
Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение правильно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...
непосредственной организованной деятельности в старшей группе на тему: «Литературный калейдоскоп Лисы Патрикеевны»
Путешествие по сказкам с участием Лисы Патрикеевны....
Космическое путешествие на планету сказок .Литературный калейдоскоп "Сказки любим мы читать и героев узнавать"
Сказки несут смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось:"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, ...
Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"
Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" (художественная литература) на тему: "Литературный калейдоскоп"...
Литературный калейдоскоп
Сценарий развлечение для детей старшего дошкольного возраста по сказкам.Материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....