НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в деревню "Фольклорная""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие помогает закреплять знания детей о русском народном творчестве, обогащает словарь, активизирует речь детей. Развивает интерес к традициям русского народа, прививает любовь к фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_folklor.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: «Путешествие в деревню «Фольклорная»
в подготовительной группе».
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Образовательные задачи: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.
Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.
Развивающие задачи: развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память.
Предшествующая работа: посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах , в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку и останавливаются около стульчиков.
Музыкальный руководитель встречает их в народном костюме.
Муз. рук. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие!
Звонкие соловушки, умные головушки!
Как вас сегодня много, и какие вы все нарядные. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю! Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
1 ребенок: Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу добрую такую
Мы готовили для Вас.
2 ребенок: Собралось к нам гостей
Со всех властей.
Припасли для Вас забавушек
На всякий вкус.
Кому сказку. Кому правду
Кому песенку.
3 ребенок: Будет все занимательно.
Слушайте внимательно
Кто уши хорошо раскроет –
Много – много всякой всячины усвоит.
А кто «невзначай» уснет,
Тот ни с чем уйдет!
Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите, как я обрядилась,
Я наряжалась, вас дожидалась, и вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились, вышли дружно петь, играть,
Себя людям показать.
Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в одну очень необычную деревню, в гости к бабушке Матрене. А деревня называется «Фольклорная». А что же такое фольклор? Почему так называется деревня – «Фольклорная»?
Фольклор – это песни, сказки, потешки, которые сочинил народ.
Ну, что же, ребята, пора отправляться в деревню, там ждет нас в гости бабушка Матрена.
Дети под народную музыку оказываются в горнице.
Муз. рук.: Вот мы и приехали в деревню «Фольклорная».
СЛАЙД: ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА
А вот и бабушка Матрена.
Баб.Матрена: Здравствуйте ребятки, молодцы, что приехали, заждалась я вас.
Муз. рук.: Бабушка Матрена, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказала, что же есть интересного в твоей горнице.
Баб.Матрена: Ну, что же это можно. У нас все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных народных инструментах. Дети а что вы знаете про деревенскую избу?
Ребенок 1: Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду.
Ребенок 2: На печи спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку .
Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые . Печка — деревенская кормилица.
Баб. Матрена: Молодцы ребята много знаете. А сейчас хочу вам загадать загадки про кухонную утварь.
СЛАЙД «КУХОННАЯ УТВАРЬ»
И шипит и кряхти
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (Самовар)
Ребенок 3: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Пословицы и поговорки: Со своим самоваром в гости не ходят. Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится.
По скалке катаете, одежда выпрямляется. (Рубель)
Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
Сел на конь и поехал в огонь. (Чугунок)
Ребёнок 4: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу.
Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, вот в нем и готовили еду
Печь горячая, огонь пышет , как поставить туда чугунок?
Баб. Матрена: Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Ребенок 5: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей.
Муз. рук.: Вот какие смекалистые у меня ребята, а мою загадку отгадаете!
Деревянная подружка без нее мы как без рук,
На досуге веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Дети. Ложка
Ребёнок 6: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Муз. рук.: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Баб. Матрена показывает деревянную ложку.
Муз. рук. Эта деревянная ложка не одна пришла, а с подружками. Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.
Дети берут ложки, встают в круг.
Воспитатель приглашает ребенка читать стихотворение:
Звонкие, резные, ложки расписные.
От зари и до зари веселятся ложкари.
Пляска с ложками.
Баб. Матрена: Русский народ любил не только веселится, но и работать, трудится. Не зря говорят: «Делу время, потехе час»
Вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети: «Без дела жить - только небо коптить»
«С ремеслом - не пропадёшь».
«Не игла шьёт, а рука».
«Дело - мастера боится».
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».
«Скучен день до вечера , коли делать нечего».
«Делу время - потехе – час».
«Труд кормит, а лень портит».
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
Баб. Матрена: Вижу вы немного устали, не пока ли нам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота». Собирайся детвора, будет русская игра
Баб. Матрена: Как у наших у ворот
Собирается народ
Начинается игра
Золотые ворота
Дети: Золотые ворота пропускают не всегда. 1-ый прощается, 2-ой раз запрещается, ну а 3-ий раз не пропустим вас.
Баб. Матрена: Ребята, мы продолжаем говорить о предметах быта в деревенской избе.
Ребенок 7: Осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали. Керосиновая лампа работала на керосине.
Ребенок 8: Прялка. Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства.
Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок.
Баб. Матрена: Правильно, ребята. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Баб. Матрена: Ну раз вы все знаете, поиграем в игру «Раньше и сейчас»
Муз. рук.: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза)
Девочки исполняют частушки
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идёт четыре!
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла–
Я не удержалася.
Если б не было воды –
He было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
Муз. рук. : А давайте все вместе встанем в хоровод.
«Хоровод»
Баб. Матрена: На этом наши посиделки подошли к концу.
Вот и посидели, вот и поговорили.
Добрый конец всему делу венец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...