Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тема:  «Куда спрятались лесные жители?»

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «От рождения до школы»

Группа: средняя

Тема:  «Куда спрятались лесные жители?»

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Программное содержание (программные задачи):

1. Образовательные:  закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

3.  Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:   магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

Демонстрационный материал: иллюстрации по теме.

Предварительная  работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Ход занятия.

Вводная часть.

Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Ты и я, ты и я.

- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим.

Проблемная ситуация

- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

-Спросите, у него что случилось?

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

Мотивация

-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Наступила осень ...

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)

- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

ф-ф-ф-ф-ф-ф.

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

с-с-с-с-с-с-с.

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

(Разноцветные).

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Физминутка под песенку «Виноватая тучка»

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).

Заключительная часть

Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Чего пожелаем зайчику?

-Чтобы не грустил.

-Чтоб был осторожней.

-Чтобы нашел себе друзей.

Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...