Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Тема: «Куда спрятались лесные жители?»
Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа: «От рождения до школы»
Группа: средняя
Тема: «Куда спрятались лесные жители?»
Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Программное содержание (программные задачи):
1. Образовательные: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
2. Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.
4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.
Активизация словаря: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.
Демонстрационный материал: иллюстрации по теме.
Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.
Ход занятия.
Вводная часть.
Становитесь, дети, в круг.
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы - одна семья:
Ты и я, ты и я.
- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).
Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)
Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения
Это лес стоит густой,
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим.
Проблемная ситуация
- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?
Дети: Это зайчик.
-Спросите, у него что случилось?
Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.
Мотивация
-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?
Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.
Актуализация ранее приобретенных знаний
- Наступила осень ...
Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).
- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…
Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)
- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:
ф-ф-ф-ф-ф-ф.
И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:
с-с-с-с-с-с-с.
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.
В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!
Игровое упражнение «Подбери слово».
Воспитатель:
У меня разноцветный мяч:
мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.
Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают?) – улетают,
Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.
Как можно назвать их одним словом?
(Разноцветные).
Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,
-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)
Вот и к нам злая тучка залетела
Физминутка под песенку «Виноватая тучка»
Добывание (сообщение и принятие) нового знания
Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?
Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.
Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.
-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?
Давайте проверим ваши высказывания.
Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).
Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.
(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).
Заключительная часть
Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.
Чего пожелаем зайчику?
-Чтобы не грустил.
-Чтоб был осторожней.
-Чтобы нашел себе друзей.
Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"
Это интересное занятие для детей первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....
Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."
Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Занятие проводила с детьми средней группы. Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...